Сердечно- сосудистая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Деятельность всей системы кровообращения направлена на обеспечение организма в разных условиях необходимым количеством кислорода и питательных веществ, выведение из клеток и органов продуктов обмена. Сохранение на постоянном уровне кровяного давления. Это создает условия для сохранения постоянства внутренней среды организма.

Содержание

1) Значение сердечно-сосудистой системы для жизнедеятельности организма. 3
2) Строение и работа сердца. 4
3) Движение крови по сосудам. 10
4) Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. 14
5) Развитие сердечно-сосудистой системы у ребенка. 16
6) Практическая часть:
а)Проанализировать работу воспитателя по укреплению сердечно-сосудистой системы детей конкретной возрастной группы. 17
б) Беседа с врачом о состоянии сердечно-сосудистой системы данной группы. 19
7) Беседа с родителями на тему «Тренировка сердца ребенка». 21
Приложение 1 25
Приложение 2 26
Приложение 3 27

Работа содержит 1 файл

контрольная по АФГ.docx

— 120.94 Кб (Скачать)

В младшем школьном возрасте у детей максимальная частота  сердечных сокращений достигает 200 уд./мин, а в покое — 90 уд./мин. К 10 годам она снижается до 78 уд./мин. Значительно увеличивается систолический  объем крови, что расширяет резервные  возможности организма при адаптации.

Возраст ребенка, лет

Вес сердца, г

Частота сердечных сокращен.

Артериальное давление

Минутный объем крови, мл

систолич.

диастолич.

0

20-25

125-160

86-93,2

46,5-51,8

 

3

13,5-14,2

105-110

87,1-94,7

48,2-54,4

2,6-2,8

5

17-18,7

98-100

92,5-101,2

51,4-58,7

2,6-2,8

6

19,8-22,9

90-95

96,8-104

53,4-59,2

2,6-2,8


 

  1. Практическая  часть

а) Проанализировать работу воспитателя по укреплению сердечно-сосудистой системы детей конкретной возрастной группы.

Наблюдения проводились  на базе детского сада №15 г. Лиды в течение  одного месяца у детей с гармоничным  физическим развитием. Акцент в наблюдении ставился на работу воспитателя по укреплению сердечно-сосудистой системы у детей средней группы в разные режимные моменты. Занятия по физкультуре носили учебно-тренирующий и игровой характер.

Учебно-тренирующие занятия  длились по 10-15 минут. Занятия проводились со всей группой, содержание занятий учебно-тренирующего характера составляли любые знакомые и хорошо освоенные движения.

В начале занятия, перед выполнением  упражнения, измерялся пульс у  контрольной группы детей.

Затем начинались упражнения с небольшой разминки в виде ходьбы, строевые упражнения, разминочный бег, два три физических упражнения в  виде движения. После окончания данной части занятий проводился замер пульса у контрольной группы детей.

Во второй части занятий  проводились общеразвивающие упражнения, подвижные игры, основные движения. На эту часть занятий приходился пик нагрузки. После окончания  данной части занятий проводился замер пульса у контрольной группы детей.

В третьей части занятий  воспитатель давал минуту на успокоение в виде расслабления или дыхательных  упражнений в движении, успокоительной ходьбы. Затем опять же подсчитывал  пульс у контрольной группы детей. В течение трех минут после  окончания занятий пульс у  детей восстанавливался.

Реакцию на нагрузку остальных  детей воспитатель определял  по внешним признакам: учащенное  дыхание, легкое покраснение лица. Внешних  признаков чрезмерной физической нагрузки у детей не наблюдалось. Проведенные  после занятий замеры показали, что  занятия проводились на высокоэффективном  уровне (пример замеров см. прил.3).

При выборе упражнений воспитатель  учитывал возрастные особенности дошкольников, состояние их здоровья, уровень физического  развития, физической и умственной подготовленности.

Игровые занятия длились  по 15-20 минут на свежем воздухе перед  дневным сном. Игры проводились по типу физкультурных занятий со всей группой одновременно, подбирались  игровые упражнения, обеспечивающие нагрузку на все группы мышц, разной интенсивности, с постепенным повышением нагрузки и снижением ее в конце  занятий.

При выборе игр воспитатель  учитывал возрастные физические особенности: наличие противопоказаний к определенным видам нагрузки связанное с врожденными  или приобретенными отклонениями функционального  состояния внутренних систем и органов, физическое состояние ребенка на момент тренировки и прочее. Интенсивность  и длительность физических нагрузок увеличивалась постепенно во избежание  возникновения травм.

б) Беседа с врачом о состоянии сердечно-сосудистой системы данной группы.

В течение месяца в средней  группе проводились наблюдения за детьми во время физических нагрузок. Внимание при наблюдении акцентировалось  на анализе состоянии сердечно-сосудистой системы детей.

Во время занятий широко использовались ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и упражнения в равновесии для формирования статической и  динамической выносливости крупных  мышц и повышения выносливости организма, а так же игровые упражнения. Использовалась дыхательная гимнастика.

Упражнения, игры выбирались с учетом индивидуальных отклонений от средневозрастных показателей физического  развития, физической подготовленности и функционального состояния  основных физиологических систем организма.

В работе с детьми применялся дифференцированный подход, так у  двоих детей из группы было диагностировано  плоскостопие. Данный диагноз послужил показанием к снижению нагрузки для  данных детей. Необходимо обратить внимание на тот факт, что у часто болеющих детей физическая выносливость меньше о чем говорит менее интенсивное  сердцебиение при одинаковых нагрузках  по сравнению с частотой сердцебиения редко болеющих детей. Шесть детей  из восемнадцати имеют вторую группу развития. Остальные — первую.

Во время физических нагрузок замерялся пульс у контрольной  группы детей. Частота пульса в спокойном  состоянии составляла от 80 до 98 ударов/мин. Пульс при разминке увеличивался на 15-20%. В основной части занятий (пик нагрузки) частота сердечных  сокращений увеличивалась на 40-70%. В  заключительной части занятий пульс  постепенно уменьшался до уровня показаний  при разминке. В течение трех минут  после окончания занятий наблюдалось  полное восстановление пульса до спокойного состояния (см. прил.3).

Было отмечено, что частота  сердечных сокращений соответствовала  норме на всех этапах тренировки. У  всех детей, не вошедших в контрольную  группу, уровень нагрузки определялся  визуально по внешним признакам. Внешних признаков переутомления не наблюдалось. Следовательно, нагрузку можно считать оптимальной.

 

  1. Беседа с родителями на тему «Тренировка сердца ребенка».

Дошкольный возраст характеризуется  быстрым ростом и развитием, но органы и системы работают еще не совершенно, слабо развиты защитные функции  организма. Дети более подвержены неблагоприятным  влияниям внешней среды у них  легко возникают различные заболевания. Поэтому главной задачей физического  воспитания детей этого возраста является укрепление здоровья. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Особого внимания в дошкольном возрасте требует сердечно-сосудистая система. Она начинает функционировать раньше других систем поэтому ко времени рождения ребенка она достигает наибольшей зрелости. Кровеносные сосуды у детей шире чем у взрослых, в связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется от напряженной работы и не сразу может приспособиться к внезапно сменившейся деятельности.

Учитывая особенности  работы сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте необходимо способствовать укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращений и развивать способность приспосабливаться к изменившейся нагрузке.

Двигательная активность — самый главный фактор здоровья, физического и общего развития ребенка. Установлено что дефицит двигательной активности отрицательно сказывается на всей жизнедеятельности человека. Особое значение двигательная активность имеет в детском возрасте. В этот период она является необходимым условием формирования всех систем и функций организма. При недостаточной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации поступающей в мозг из мышечных рецепторов, ухудшаются обменные процессы в тканях мозга. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на защитных силах организма. Следовательно, можно говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании здорового ребенка. Физическая нагрузка очень важна для развития сердечно-сосудистой системы. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Важно учитывать и индивидуальные возможности каждого ребенка не допускать как чрезмерных, так и недостаточных нагрузок, так как первая вызывает переутомление, что может негативно сказаться на развитии сердечно-сосудистой системы ребенка, а недостаточная нагрузка, в свою очередь, не дает тренирующего эффекта. Чрезмерно большие физические нагрузки могут вызвать отклонения в нормальном функционировании органов и систем, они могут вызвать задержку в развитии, утомление, болевой синдром в мышцах и суставах, отрицательную динамику физиологических параметров основных систем организма, обострение болезней, появление осложнений. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует продумать объем и распределить ход занятия с учетом возраста детей, их здоровья, физической подготовленности. Занятия физическим спортом очень важны, так как учащение сердечного  ритма приводит к ускорению кровооборота, и, следовательно, к лучшему кровообеспечению органов, регламентирующих мышечную работу следующих органов: легких и мозга. Благодаря этому улучшается доставка кислорода к работающим органам. Ограничение мышечной деятельности задерживает физическое и интеллектуальное развитие, способствует нарушению осанки, которая играет важную роль в формировании здоровья ребенка. При неправильной осанке затрудняется работа сердца и легких, дыхание становиться поверхностным, понижается жизненная емкость легких, ухудшается общее самочувствие. Поэтому исключительно важно следить за правильным положением тела ребенка во всех видах его деятельности.

Сердечно-сосудистая система непосредственно участвует в реализации акта движения. Поэтому для ее развития и укрепления назначают аэробные нагрузки (особенно ходьба, подвижные игры, упражнения с предметами, дыхательная гимнастика, упражнения в равновесии и на координацию). Расширению выносливости способствуют нагрузки на выносливость, упражнения для мелких мышц рук и ног, нижних конечностей, плечевых суставов. При назначении упражнений очень важно соблюдать принцип постепенности (от простого к сложному) и строго дозировать нагрузку. Систематическое использование физических упражнений в сочетании с закаливающими процедурами способствует профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы.

При работе с детьми страдающими нарушениями сердечно-сосудистой системы необходимо повышать выносливость миокарда и общую выносливость организма, увеличивать сократительную способность миокарда и скелетных мышц, улучшать функциональное состояние системы внешнего дыхания и вестибулярного аппарата, повышать адаптацию к бытовым нагрузкам и условиям детского сада. При нарушениях сердечно-сосудистой используются дыхательные упражнения, упражнения для плечевого пояса, звуковая гимнастика, упражнения для мышц нижних конечностей. Вводят упражнения для средних и крупных мышц, упражнения с отягощением до 0,5 кг, с небольшим сопротивлением, а также малоподвижные игры, игровые задания, ходьбу, медленный бег, упражнения на координацию с полной амплитудой. Особой внимание уделяется ходьбе, плаванью, езде на велосипеде.

Любое упражнение повышает функциональную активность сердца. Это  самый податливый орган для физических тренировок. Специальными для системы  кровообращения являются упражнения, наиболее эффективно решающие какую-то задачу в определенный момент времени. Первая доза физической нагрузки должна быть адекватна функциональным возможностям больного ребенка в данный момент времени, ее нужно увеличивать постепенно.

Полноценное здоровье и гармоничное  физическое развитие ребенка – то, к чему стремятся все родители. Для нормального развития сердца и его деятельности чрезвычайно существенно, с одной стороны, исключить чрезмерные физические и психические напряжения, нарушающие нормальный темп работы сердца, и, с другой стороны, обеспечить его тренировку путем рациональных и доступных для детей того или иного возраста физических упражнений. Постепенная тренировка сердечной деятельности обеспечивает совершенствование сократительных и эластических свойств мышечных волокон сердца. Тренировка сердечно-сосудистой системы достигается повседневно проводимыми физическими упражнениями, спортивными занятиями и умеренным физическим трудом, особенно в тех случаях, когда они проводятся на свежем воздухе.

Нужно также отметить, что  обеспечение психологического комфорта является необходимым условием в  физическом воспитании. Родителям также необходимо знать, что тесная одежда сдавливает грудную клетку и затрудняет движение крови, узкие воротнички сдавливают кровеносные сосуды шеи, что негативно сказывается на кровообращении мозга, тугие пояса сдавливают кровеносные сосуды полости живота и тем самым затрудняют кровообращение органов пищеварения, тесная обувь неблагоприятно отражается на кровообращении нижних конечностей. Большое значение для гигиены сердца имеет нормальный сон, поскольку во время сна оно работает с меньшей силой и более спокойно, чем в часы бодрствования. Важно также соблюдать режим дня. Научно доказано физиологически обоснованное время для активности и отдыха ребенка; обоснованно целесообразная продолжительность интервалов между приемами пищи и возрастные нормы сна. Однако, для оптимального самочувствия ребенка, его физической и умственной активности важны не только общее временные ориентиры режима дня, но и учет индивидуальных особенностей здоровья и развития.

Родители должны знать, что  ребенку во время прогулок необходимо много и свободно двигаться. Очень хорошо вести семейную традицию занятий спортом, приобщать ребенка к ходьбе на лыжах, катанию на коньках, на велосипеде, спортивным играм, плаванию. Помните! Что здоровье человека всецело зависит от образа его жизни и поведения. Вот почему так важно научить с детства бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано природой.

 

Приложение 1

 
Приложение 2 

Приложение  3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

  1. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологические особенности детского организма. – М., 1984.
  2. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1975.
  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г. Анатомия и физиология детского организма. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976.
  4. Матюшонок М.Т., Гурик Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. – Мн.: «Высшая школа», 1980.
  5. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология. – Мн.: ООО «Новое знание», 2006.
  6. Физиология развития ребенка /Под. ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.
  7. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1978.

 


Информация о работе Сердечно- сосудистая система