Диагностика кризисного состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:32, курс лекций

Описание работы

Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.

Содержание

1 Кризисы в управлении предприятием 4
1.1 Факторы развития организаций 4
1.2 Возникновение кризисов в организации 4
1.3 Тенденции цикличного развития организации 6
1.4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации 7
1.4.1 Первый переходный период – зарождение потенциала развития. 8
1.4.2 Второй переходный период – становление. 8
1.4.3 Третий переходный период – утверждение. 9
1.4.4 Четвертый переходный период – падение. 9
1.4.5 Пятый переходный период – исход 9
1.4.6 Внутренние и внешние признаки 9
2 Цели предприятия и необходимость диагностики его кризисного состояния 10
2.1 Значение задачи распознавания кризисных состояний предприятия 10
2.2 Распознавание кризисного состояния предприятия как задача принятия решения в условиях с риском 11
2.3 Необходимость гарантированной достоверности распознавания кризисного состояния предприятия 12
3 Система диагностики на предприятии 14
3.1 Понятие системы диагностики на предприятии 14
3.2 Виды диагностики 15
3.2.1 Экспресс-диагностика 15
3.2.2 Комплексная диагностика 16
3.2.3 Диагностика банкротства 17
4 Анализ состояния предприятия 17
4.1 Анализ финансового состояния предприятия 17
4.1.1 Цели и методы анализа 17
4.1.2 Этапы финансового анализа 19
4.2 Другие методы анализа состояния предприятия 20
4.3 Системный и комплексный экономический анализ как элемент управления 20
5 Финансовое состояние предприятия 21
5.1 Понятие финансового состояния предприятия 21
5.2 Финансовая устойчивость 21
5.2.1 Коэффициенты финансовой устойчивости 22
5.2.2 Анализ обеспеченности запасов источниками финансирования 25
5.3 Платежеспособность 26
5.3.1 Показатели ликвидности 27
5.3.2 Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности 30
5.4 Рентабельность 33
5.4.1 Общая рентабельность 33
5.4.2 Рентабельность оборотных активов 33
5.4.3 Рентабельность производственных фондов 34
5.4.4 Рентабельность активов предприятия 34
5.4.5 Рентабельность финансовых вложений 34
5.4.6 Рентабельность производства 34
5.4.7 Период окупаемости собственного капитала 35
6 Оценка инвестиционной и деловой активности предприятия 35
6.1 Показатели деловой активности предприятия 35
6.2 Показатели инвестиционной активности предприятия 38
7 Модели оценки вероятности угрозы банкротства. 39
7.1 Качественные подходы прогнозирования банкротства предприятий 39
7.2 Количественные подходы прогнозирования банкротства предприятии 42
7.2.1 Система показателей У. Бивера 42
7.2.2 Группа моделей оценки вероятности угрозы банкротства, основанных на методе мультипликативного дискриминантного анализа. 42
7.2.3 Методика прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей 45
7.2.4 Метол балльной оценки в прогнозировании банкротства 47
8 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа 49
8.1 Понятие маржинального анализа 49
8.2 Проведение маржинального анализа 50
8.3 Анализ безубыточности 52
8.4 Анализ прибыли 53
8.5 Методы анализа прибыли 53
8.5.1 Метод прямого счета 53
8.5.2 Аналитический метод 54
8.5.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 54
8.6 Маржинальный анализ и управленческие решения 55
9 Антикризисное управление и диагностика: Основные моменты 55
9.1 Длительность периода антикризисного управления 55
9.2 Что такое антикризисное управление 56
9.3 Что такое кризис 56
9.4 Когда бесполезно проводить антикризисное управление 57

Работа содержит 1 файл

Лекции Диагностика кризисного состояния предприятия.docx

— 370.18 Кб (Скачать)

ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Оглавление

1 Кризисы в управлении предприятием 4

1.1 Факторы развития организаций 4

1.2 Возникновение кризисов в организации 4

1.3 Тенденции цикличного развития организации 6

1.4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации 7

1.4.1 Первый переходный период – зарождение потенциала развития. 8

1.4.2 Второй переходный период – становление. 8

1.4.3 Третий переходный период – утверждение. 9

1.4.4 Четвертый переходный период – падение. 9

1.4.5 Пятый переходный период – исход 9

1.4.6 Внутренние и внешние признаки 9

2 Цели предприятия и необходимость диагностики его кризисного состояния 10

2.1 Значение задачи распознавания кризисных состояний предприятия 10

2.2 Распознавание кризисного состояния предприятия как задача принятия решения в условиях с риском 11

2.3 Необходимость гарантированной достоверности распознавания кризисного состояния предприятия 12

3 Система диагностики на предприятии 14

3.1 Понятие системы диагностики на предприятии 14

3.2 Виды диагностики 15

3.2.1 Экспресс-диагностика 15

3.2.2 Комплексная диагностика 16

3.2.3 Диагностика банкротства 17

4 Анализ состояния предприятия 17

4.1 Анализ финансового состояния предприятия 17

4.1.1 Цели и методы анализа 17

4.1.2 Этапы финансового анализа 19

4.2 Другие методы анализа состояния предприятия 20

4.3 Системный и комплексный экономический анализ как элемент управления 20

5 Финансовое состояние предприятия 21

5.1 Понятие финансового состояния предприятия 21

5.2 Финансовая устойчивость 21

5.2.1 Коэффициенты финансовой устойчивости 22

5.2.2 Анализ обеспеченности запасов источниками финансирования 25

5.3 Платежеспособность 26

5.3.1 Показатели ликвидности 27

5.3.2 Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности 30

5.4 Рентабельность 33

5.4.1 Общая рентабельность 33

5.4.2 Рентабельность оборотных активов 33

5.4.3 Рентабельность производственных фондов 34

5.4.4 Рентабельность активов предприятия 34

5.4.5 Рентабельность финансовых вложений 34

5.4.6 Рентабельность производства 34

5.4.7 Период окупаемости собственного капитала 35

6 Оценка инвестиционной и деловой активности предприятия 35

6.1 Показатели деловой активности предприятия 35

6.2 Показатели инвестиционной активности предприятия 38

7 Модели оценки вероятности угрозы банкротства. 39

7.1 Качественные подходы прогнозирования банкротства предприятий 39

7.2 Количественные подходы прогнозирования банкротства предприятии 42

7.2.1 Система показателей У. Бивера 42

7.2.2 Группа моделей оценки вероятности угрозы банкротства, основанных на методе мультипликативного дискриминантного анализа. 42

7.2.3 Методика прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей 45

7.2.4 Метол балльной оценки в прогнозировании банкротства 47

8 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа 49

8.1 Понятие маржинального анализа 49

8.2 Проведение маржинального анализа 50

8.3 Анализ безубыточности 52

8.4 Анализ прибыли 53

8.5 Методы анализа прибыли 53

8.5.1 Метод прямого счета 53

8.5.2 Аналитический метод 54

8.5.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 54

8.6 Маржинальный анализ и управленческие решения 55

9 Антикризисное управление и диагностика: Основные моменты 55

9.1 Длительность периода антикризисного управления 55

9.2 Что такое антикризисное управление 56

9.3 Что такое кризис 56

9.4 Когда бесполезно проводить антикризисное управление 57

 

 

 

  1. Кризисы в управлении предприятием

    1. Факторы развития организаций

Каждая  организация имеет собственный  потенциал развития, свои условия  его осуществления и подчиняется  закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому  она находится в состоянии  определенного отношения к общим  циклам экономики, имея при этом собственные  циклы, свои причины и возможности  наступления и разрешения кризисов.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.

При возникновении общего кризиса в  России наблюдалась весьма заметная дифференциация различных организаций  по степени проявления собственного кризиса: одни мгновенно оказались  на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят  возможности использовать положение  для собственного блага, «ловить  рыбку в мутной воде», процветать (может быть, временно) в сумятице, вызванной общими кризисными явлениями.

Это объясняется многими причинами: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность, удачный  риск. Все это внутренние факторы, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.

Возможно, что организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной  внешней экономической обстановке. Причиной этого также могут быть внутренние факторы развития: деловые  и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работ, низкий профессионализм персонала, устаревшая технология, просчеты в  экономической стратегии, ошибки в  принятии экономических решений, неудачный  маркетинг и др.

    1. Возникновение кризисов в организации

Причины возникновения кризисов в организации  могут быть различными. Но очень  важно распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

Симптомы  проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности может выявить предрасположенность производственной организации к наступлению кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.

Факторы – настораживающие события.

Симптомы – проявление кризисных явлений.

Причины – источники возникновения кризиса.

Распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.

Средства  распознавания кризиса – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.

Но  что может быть симптомом кризиса? Симптом кризиса – это и  состояние показателя, и тенденции  его изменения. При этом показатели могут оцениваться как по отношению  к установленной для них нормативной  величине (допуски изменений), так  и по отношению друг к другу.

Симптомом кризисного развития могут быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям, либо временные параметры. Например, темп роста производительности труда должен опережать темп роста  заработной платы. Если этого не происходит, то опасность кризиса увеличивается.

Симптомы  не всегда отражают причины кризиса. Потому необходимо различать симптомы и причины, чтобы уметь по симптомам находить истинные причины кризиса и учитывать возможность ложных симптомов.

Симптом – это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

 

Фактор  кризиса – это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса – это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы  денег в связи с большим  государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомами же кризиса  могут быть, например, использование  долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный  рост заработной платы, повышение цен  и пр.

В организации факторами кризиса  могут быть снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая  задолженность по кредитам. Причинами  могут быть финансово-экономические  просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса  – появление первых признаков  отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и  др.

    1. Тенденции цикличного развития организации

Причина кризиса – это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

В развитии социально-экономической  системы (организации) существует множество  циклов, которые переплетаются друг с другом, накладываются друг на друга или расходятся. Поэтому  исследование функционирования социально-экономических  систем и тенденций их развития составляют определенные трудности.

Первый  этап – эксплерентный: зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это этап скрытого формирования будущей целостности. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики.

Второй  этап – патиентный: при удачном развитии событий организация (фирма) продолжает расти и увеличиваться и вступает в новый этап (рис. 5.5). В связи с тенденциями роста требуются перестройка структуры, дифференциация функций управления, повышение эффективности деятельности. Это этап завоевывания какого-либо сегмента рынка, упрочения рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышения роли маркетинга в управлении фирмой.

Третий  этап – виолентный: организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке, конкурентоспосбность ее высока, она чувствует себя уверенно. Фирмы-виоленты – это фирмы с силовой стратегией, которые, как правило, работают в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции.

 

Фирмы-виоленты могут быть трех видов: национальные, интернациональные и деструктурированные.

Четвертый этап – коммутантный: период упадка, старения фирмы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.

Пятый этап – леталентный: деструктуризация фирмы, прекращение ее существования в прежнем виде. На этом этапе появляются фирмы-леталенты, т. е. фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функционирования, или фирмы, на которых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Такие глубокие изменения, естественно, могут породить осложнения самого различного характера, в том числе и ухудшение рыночных позиций.

    1. Опасность и вероятность кризисов в цикличных  тенденциях развития организации

Возможность кризиса и повышение вероятности  его наступления возникают в  переходные периоды развития фирмы, в периоды между этапами цикла  развития. Такие периоды можно  рассматривать как межэтапные процессы перехода фирмы от одного состояния  в другое.

      1. Первый переходный период – зарождение потенциала развития.

Он  предшествует этапу появления фирмы  в качестве эксплерента. Этот период характеризуется процессами зарождения новой фирмы в уже функционирующей старой, или исходной фирме, влияя на ее жизнедеятельность – иногда болезненно, иногда благотворно. Чаще всего наблюдается переплетение положительных и отрицательных моментов.

Возникновение потенциала отдельного развития рождает  опасность кризиса – но не всегда разрушительного. Это может быть кризис обновления, кризис ускорения, кризис поиска. Кризис характеризует  ключевое противоречие развития.

Исчезновение  значительной части фирм, особенно вновь возникших и получивших юридический статус, фиксируется  статистикой многих стран. Английские исследователи отмечают, что до конца  второго года продолжает функционировать  не более 20–30 % вновь возникших фирм.

      1.  Второй переходный период – становление.

Становление - реальное появление новой фирмы как самостоятельной организации в экономической среде, имеющей некоторые рыночные позиции и юридическое оформление. Для патиентов проблемы возможности кризиса изменяются радикальным образом. Начинают проявляться и прогрессировать проблемы организационного и человеческого потенциала.

Информация о работе Диагностика кризисного состояния предприятия