Диагностика кризисного состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:32, курс лекций

Описание работы

Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.

Содержание

1 Кризисы в управлении предприятием 4
1.1 Факторы развития организаций 4
1.2 Возникновение кризисов в организации 4
1.3 Тенденции цикличного развития организации 6
1.4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации 7
1.4.1 Первый переходный период – зарождение потенциала развития. 8
1.4.2 Второй переходный период – становление. 8
1.4.3 Третий переходный период – утверждение. 9
1.4.4 Четвертый переходный период – падение. 9
1.4.5 Пятый переходный период – исход 9
1.4.6 Внутренние и внешние признаки 9
2 Цели предприятия и необходимость диагностики его кризисного состояния 10
2.1 Значение задачи распознавания кризисных состояний предприятия 10
2.2 Распознавание кризисного состояния предприятия как задача принятия решения в условиях с риском 11
2.3 Необходимость гарантированной достоверности распознавания кризисного состояния предприятия 12
3 Система диагностики на предприятии 14
3.1 Понятие системы диагностики на предприятии 14
3.2 Виды диагностики 15
3.2.1 Экспресс-диагностика 15
3.2.2 Комплексная диагностика 16
3.2.3 Диагностика банкротства 17
4 Анализ состояния предприятия 17
4.1 Анализ финансового состояния предприятия 17
4.1.1 Цели и методы анализа 17
4.1.2 Этапы финансового анализа 19
4.2 Другие методы анализа состояния предприятия 20
4.3 Системный и комплексный экономический анализ как элемент управления 20
5 Финансовое состояние предприятия 21
5.1 Понятие финансового состояния предприятия 21
5.2 Финансовая устойчивость 21
5.2.1 Коэффициенты финансовой устойчивости 22
5.2.2 Анализ обеспеченности запасов источниками финансирования 25
5.3 Платежеспособность 26
5.3.1 Показатели ликвидности 27
5.3.2 Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности 30
5.4 Рентабельность 33
5.4.1 Общая рентабельность 33
5.4.2 Рентабельность оборотных активов 33
5.4.3 Рентабельность производственных фондов 34
5.4.4 Рентабельность активов предприятия 34
5.4.5 Рентабельность финансовых вложений 34
5.4.6 Рентабельность производства 34
5.4.7 Период окупаемости собственного капитала 35
6 Оценка инвестиционной и деловой активности предприятия 35
6.1 Показатели деловой активности предприятия 35
6.2 Показатели инвестиционной активности предприятия 38
7 Модели оценки вероятности угрозы банкротства. 39
7.1 Качественные подходы прогнозирования банкротства предприятий 39
7.2 Количественные подходы прогнозирования банкротства предприятии 42
7.2.1 Система показателей У. Бивера 42
7.2.2 Группа моделей оценки вероятности угрозы банкротства, основанных на методе мультипликативного дискриминантного анализа. 42
7.2.3 Методика прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей 45
7.2.4 Метол балльной оценки в прогнозировании банкротства 47
8 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа 49
8.1 Понятие маржинального анализа 49
8.2 Проведение маржинального анализа 50
8.3 Анализ безубыточности 52
8.4 Анализ прибыли 53
8.5 Методы анализа прибыли 53
8.5.1 Метод прямого счета 53
8.5.2 Аналитический метод 54
8.5.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 54
8.6 Маржинальный анализ и управленческие решения 55
9 Антикризисное управление и диагностика: Основные моменты 55
9.1 Длительность периода антикризисного управления 55
9.2 Что такое антикризисное управление 56
9.3 Что такое кризис 56
9.4 Когда бесполезно проводить антикризисное управление 57

Работа содержит 1 файл

Лекции Диагностика кризисного состояния предприятия.docx

— 370.18 Кб (Скачать)

6. Период оборота дебиторской  задолженности характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности и рассчитывается как:

Т период / пункт 5

7. Оборачиваемость кредиторской  задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию:

(стр. 020 ф.  № 2)/((стр. 620)нг + (стр. 620)кг ф. №1) / 2

8. Период оборота кредиторской  задолженности. Данный показатель отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банками и по прочим займам):

Т период / пункт 7

9. Фондоотдача основных средств отражает эффективность использования основных средств предприятия и рассчитывается по формуле:

(стр. 010 ф.  № 2)/((стр. 120)нг + (стр. 120)кг ф. №1) / 2

где нг – данные на начало отчетного  года; кг – данные на конец отчетного  периода.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте  проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие  использует свои средства. Коэффициенты могут выражаться в днях, а также  в количестве оборотов того либо иного  ресурса предприятия за анализируемый  период.

Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли. Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением (-Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+Э) при замедлении оборачиваемости определяется умножением однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности оборота:

Э = (Выручка  фактическая/Дни в периоде) * Продолжительность  одного оборота (Поб)

Поб = (Среднегодовая  стоимость капитала * Д)/Выручка от реализации продукции

где Д - количество календарных дней в анализируемом периоде (год - 360 дней, квартал - 90, месяц - 30 дней)

На длительность нахождения средств в обороте  оказывают влияние различные  внешние и внутренние факторы. К  внешним факторам относятся:

  • отраслевая принадлежность;
  • сфера деятельности организации;
  • масштаб деятельности организации;
  • влияние инфляционных процессов;
  • характер хозяйственных связей с партнерами.
  • К внутренним факторам относятся:
  • эффективность стратегии управления активами;
  • ценовая политика организации;
  • методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

Ускорение оборачиваемости  оборотных средств уменьшает  потребность в них: меньше требуется  запасов, что ведет к снижению уровня затрат на их хранение и способствует, в конечном счете, повышению рентабельности и улучшению финансового состояния  организации.

Замедление  оборачиваемости приводит к увеличению оборотных средств и дополнительным затратам, а значит, к ухудшению  финансового состояния организации.

При анализе  деловой активности особое внимание следует обратить на оборачиваемость  дебиторской и кредиторской задолженности, т.к. эти величины во многом взаимосвязаны.

Снижение  оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию  взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения  дешевых финансовых ресурсов.

Тем не менее  основной подход к оценке оборачиваемости  следующий: чем короче период оборота, тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем  выше его деловая активность.

    1. Показатели  инвестиционной активности предприятия

Инвестиционная активность предприятия – это индикатор способности предприятия в целом индуцировать новые инвестиционные идеи и проекты, находить оптимальные пути их реализации и источники финансирования, определять потенциально выгодные сферы и направления дальнейшего развития бизнеса.

На сегодняшний  день в экономической литературе отсутствует единая методика оценки инвестиционной активности предприятия.

Можно использовать следующие показатели:

  • Индекс роста капитального строительства за период. Нетрудно понять, что рекомендуемое значение для данного показателя должно быть более единицы, поскольку именно превышение фактически достигнутого уровня этого индекса над единицей свидетельствует об увеличении средств, направленных на капитальное строительство, что в свою очередь, говорит об активизации инвестиционной деятельности предприятия и освоении новых инвестиционных проектов и привлечении дополнительных источников их финансирования.
  • Динамика дебиторской задолженности за период. Целесообразность использования индекса снижения дебиторской задолженности предприятия за период в оценке инвестиционной активности заключается в том, что своевременное взыскание организацией своей дебиторской задолженности является дополнительным источником финансовых ресурсов. Для данного показателя желательно, чтобы он принимал значения менее единицы. В этом случае наблюдается снижение уровня дебиторской задолженности в анализируемом периоде и высвобождение денежных средств в качестве источника финансирования инвестиционной деятельности.
  • Коэффициент обновления основных средств, характеризующий долю новых основных средств в общей их стоимости на конец периода. Использование данного показателя позволит определить возможности предприятия по поиску и разработке инвестиционных проектов в части приобретения нового оборудования взамен изношенного и морально устаревшего. Исследователи предлагают минимально допустимым для успешной работы предприятия считать значение более 0,35.
  1. Модели  оценки вероятности угрозы банкротства.

    1. Качественные  подходы прогнозирования банкротства  предприятий

Качественный  подход основан на изучении отдельных  характеристик, присущих бизнесу, развивающемуся по направлению к банкротству. Если д.ля исследуемого предприятия характерно наличие таких характеристик, можно  дать экспертное заключение о неблагоприятных  тенденциях развития.

В качестве примера можно привести рекомендации Комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания), содержащие перечень критических показателей для  оценки возможного банкротства предприятия. В.В. Ковалев, основываясь на разработках  западных аудиторских фирм и преименяя  эти разработки к отечественной  специфике бизнеса, предложил следующую  двухуровневую систему показателей.

К первой группе относятся критерии и показатели, неблагоприятные текущие значения или складывающаяся динамика изменения которых свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве. К ним относятся:

  • повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности
  • превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности
  • чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений
  • устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности
  • хроническая нехватка оборотных средств
  • устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств
  • неправильная реинвестиционная политика
  • превышение размеров заемных средств над установленными лимитами
  • хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов)
  • высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности
  • наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов
  • ухудшение отношений с учреждениями банковской системы
  • использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях:
  • применение в производственном процессе оборудования с истекшими сроками эксплуатации:
  • потенциальные потери долгосрочных контрактов:
  • неблагоприятные изменения в портфеле заказов.

Во вторую группу входят критерии и показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое. Вместе с тем они указывают, что при определенных условиях или непринятии действенных мер ситуация может резко ухудшиться. К ним относятся:

  • потеря ключевых сотрудников аппарата управления:
  • вынужденные остановки, а также нарушения производственно-технологического процесса:
  • недостаточная диверсификация деятельности предприятия, т.е. чрезмерная зависимость финансовых результатов от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида активов и др.:
  • излишняя ставка на прогнозируемую успешность и прибыльность нового проекта:
  • участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом:
  • потеря ключевых контрагентов:
  • недооценка технического и технологического обновления предприятия:
  • неэффективные долгосрочные соглашения:
  • политический риск, связанный с предприятием в целом или его ключевыми подразделениями.

Что касается критических значений этих критериев, то они должны быть детализированы по отраслям и подотраслям, а их разработка может быть выполнена  после накопления определенных статистических данных.

Существует  качественный подход, который в литературе называется «анализ жизнеспособности», основанный на внутренних факторах, наиболее часто являющихся причинами несостоятельности предприятий. Они могут быть классифицированы четырьмя категориями в разрезе функциональных подсистем управления: маркетинг, производство, кадры управление и финансы.

Менеджмент  предприятия может быть неэффективным  по многим причинам. Внутренние причины несостоятельности приведены в таблице 1:

Внутренние  причины несостоятельности предприятий

 

Маркетинг

Производство

Кадры   Управление

Финансы

Ошибочный прогноз спроса на продукцию

Неподходящее местоположение

Неэффективное лидерство

Неоптимальная структура капитала

Ннзкомаргинальный ассортимент продукции

Несовершенная технология

Плохие отношения в коллективе

Плохие инвестиционные решения

Неправильное позиционирование товара

Неэкономичный размер предприятия

Неадекватные человеческие ресурсы

Отсутствие ответственности за учетную политику

Нерациональная ценовая структура

Неподходящая технология

Излишек рабочей силы

Слабый контроль бюджета

Неадекватное стимулирование сбыта

Неправильный акцент в исследованиях  и разработках

Необязательность персонала

Неподходящее налоговое планирование

Дорогостоящая дистрибутивная сеть

Слабое производство и контроль качества продукции

Нерациональная структура компенсаций

Плохое планирование и контроль денежных средств

Плохое обслуживание

покупателей

Низкое качество обслуживания

Неадекватная система информации менеджмента

Напряженные отношения

с поставщиками капитала

Неразвитость или неэффективность  службы маркетинга

Неудовлетворительный уровень

производственного потенциала

Нерациональность структуры управления предприятием

Несовершенство

финансового

планирования

Неблагоприятные

изменения

в портфеле заказов

Дефицит или

избыток капитала

относительно

планируемых

масштабов

выпуска

Диспропорции в квалификации высших руководителей предприятий и подразделений

Неоптимальная стратегия в сфере формирования

источников финансового

обеспечения текущей и будущей  деятельности

Несбалансированность

стратегии в сфере материально-технического снабжения в долгосрочном

и краткосрочном периодах

Нерациональное движение результатов  производства

Неудовлетворительный уровень оперативного планирования и контроля

Неэффективность финансовой стратегии формирования активов

предприятия, проявляющейся в росте стоимости капитала


 

Каждый из факторов характеризует ту или иную сторону деятельности предприятия. В процессе развития кризиса они  могут дополнять друг друга, усиливая негативный эффект. В этом случае при  комплексном генерировании факторов появляется несостоятельность предприятия  глобального характера. Несостоятельность возникает и в случае усиления действия одного из факторов как следствие кризиса какой-то из сторон деятельности предприятия.

Факторы, представленные в таблице 1 являются качественными  характеристиками причин несостоятельности  предприятия. Независимо от своего существенного  содержания, любой из факторов оказывает  то или иное влияние на финансовое состояние рассматриваемого бизнеса. Как и финансовые показатели, они  подлежат детальному изучению. Выявление  внутренних причин несостоятельности  служит предметом анализа жизнеспособности предприятия. Понимание того, как  эти идентифицируемые факторы влияют на предприятие, является первым шагом  на пути преодоления банкротства.

    1. Количественные  подходы прогнозирования банкротства  предприятии

В законодательно-нормативных  документах по антикризисному управлению, отечественной и зарубежной литературе по финансовому менеджменту рассматриваются  различные методы финансовой диагностики, построенные преимущественно на коэффициентном анализе и моделях  вероятности угрозы банкротства.

      1. Система показателей  У. Бивера

У. Бивер  предложил пятифакторную систему  для оценки финансового состояния  предприятия с целью диагностики  банкротства, содержащую следующие  показатели.

Система показателей  У. Бпвера

(применительно к российской отчетности)

Показатель

Группа 1: «благополучные компании»

Группа 2: «за 5 лет до банкротства»

Группа 3:

«за 1 год до бан-

кротсва»

Коэффициент Бив ера

Более 0.35

От 0.17 до 0,3

От 0,16 до-0.15

Рентабельность активов

6-8 и более

5-2

От 1 до -22,00

Финансовый рычаг

Менее 35

40-60

80 и более

Коэффициент покрытия активов чистым оборотным капиталом

0.4 и более

0.3-0.1

Менее 0.1 (или отрицательное значение)

Коэффициент покрытия

От 3.2 до 2

От 1 до 2

Менее 1

Информация о работе Диагностика кризисного состояния предприятия