Диагностика кризисов в процессах управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно.

Содержание

Введение.
Кризис предприятия
Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
Основные параметры и этапы диагностики
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрол по Антикризис управление stud.doc

— 116.00 Кб (Скачать)
  1. Введение.
  2. Кризис предприятия
  3. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
  4. Основные параметры и этапы диагностики
  5. Список литературы.
  1. Введение

           Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие. Однако, анализируя опыт реорганизации предприятий, почерпнутый в ходе консультационной деятельности, можно прийти к выводу, что антикризисное управление может и должно обрести свою "нишу" в управленческой теории и практике. Необходимо лишь корректно определить его отличие от управления в обычном режиме. Путь к этому, лежит через уточнение понятия "кризис предприятия". 
 
 
 
 

  1. Кризис  предприятия.

 Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции понижательной, неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Исходя из этого посыла, любое управление является антикризисным, а содержание и методы эффективного (обычного) и антикризисного управления не отличаются. Очевидно, что, отталкиваясь от него, сложно найти специфическое определение антикризисного управления. Следовательно, необходимо "заузить" понятие кризиса, для чего дифференцировать его фазы. Фазы кризиса, отличающиеся содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению:

 Первая - снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле). Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).

 Вторая - убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.

 Третья - истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.

 Четвертая - неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.

 Таким образом, для третьей и четвертой  фаз характерны нестандартные, экстремальные  условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер. Ключевым моментом здесь является наступление или приближение неплатежеспособности. Именно эта ситуация, по нашему мнению, и должна быть объектом антикризисного управления. Остановимся на определении неплатежеспособности подробнее.

Экономическая формула кризиса. Итак, здесь рассматривается кризис как непосредственную угрозу выживания предприятия. Здесь имеется два аспекта - внешний и внутренний.  Внешний заключается в способности предприятия мобилизовать необходимый объем оборотных средств для выполнения своих обязательств перед кредиторами - выплаты и обслуживания долгов. Внутренний - в способности обеспечить объем оборотных средств, требуемых для ведения хозяйственной деятельности. Поддержание величины оборотных средств на соответствующем уровне осуществляется за счет денежных и эквивалентных им ресурсов предприятия. Таким образом, в экономическом смысле кризис означает, дефицит денежных средств, для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах. Текущая финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) определяется как сумма предстоящих на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями. Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой. Иными словами, если по смете месячный расход сырья ”А” составляет 10 млн. руб., тогда как на складе его имеется лишь на 8 млн., то ТХП составляет 2 млн. руб. Если же сырья на складе на 12 млн., то потребность в оборотных средствах отсутствует ("отрицательной" потребности при этом не возникает). Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия. Например, в химии и металлургии существует минимальный технологически допустимый объем производства, а для металлообработки нет. Объем постоянных (накладных) расходов также не может служить однозначным критерием порогового значения потребности в оборотных средствах, поскольку может быть скорректирован. ТХП покрывается денежными средствами или приемлемыми для предприятия по содержанию и условиям взаимозачетными операциями (т.е. поставкой в нужные сроки по приемлемой цене именно тех товаров и услуг, на которые и были бы потрачены денежные средства предприятия). Денежные средства - собственно денежные и эквивалентные им средства (в настоящее время до 85% всех расчетов осуществляется взаимозачетными схемами). Именно сумма денежных средств является показательной для определения кризисного состояния предприятия. 
Во-первых, каждая взаимозачетная операция может быть достаточно легко приведена к денежной оценке (с учетом стоимостных и временных потерь). Во-вторых, конкретные краткосрочные активы сильно отличаются по степени ликвидности. Так, дебиторская задолженность может быть безнадежной независимо от формальных сроков и обязательств по ее погашению, а запасы готовой продукции - мертвым грузом. При этом их наличие никак не обеспечивает реальной платежеспособности предприятия, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства. Уточним понятие "денежные средства" - это величина покрытия потребности предприятия в оборотных средствах за конкретный период времени неденежными видами краткосрочных активов предприятия. Например, если партия готовой продукции стоимостью 100 млн руб. будет в течение месяца путем взаимозачета обменена на сырье для производства на сумму 90 млн., то она являются месячным эквивалентом денежных средств в размере 90 млн. руб. Таким образом, стандартная логика экономического и финансового расчета здесь неприменима. При расчете денежных и эквивалентных им средств предприятия принципиальное значение имеют два фактора - структура потребностей предприятия (сырье, материалы, денежные средства) и время, в течение которого эти потребности должны быть удовлетворены. 
 
Фактор времени. Время всегда имеет экономическую цену, однако в условиях кризиса она рассчитывается на совершенно иных основаниях, чем, скажем, при анализе инвестиционного проекта. Так, просроченный платеж на сумму 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) через 3 мес. может обернуться обвалом всех обязательств предприятия, даже тех, которые должны быть погашены через несколько лет. Это обстоятельство определяет цену каждого дня из этих 90, т.е. возникает своего рода "релятивистский эффект". 
 
Цена времени учитывается в стандартных процедурах дисконтирования, применяемых в финансовых расчетах. Эти процедуры основаны на уменьшении величины будущего денежного потока на некоторую величину, находящуюся в степенной зависимости от продолжительности ожидания поступления средств и ставки дисконтирования. Последняя учитывает темпы инфляции и плату за инвестиционный риск. Ее величина является ключевым аспектом фактора времени. Для экономик развитых стран характерны дисконтные ставки в 5-7%. Думается, что величина ставки дисконтирования в первую очередь связана с периодом возможного предвидения экономической ситуации. Чем он короче, тем она выше. Условие стабильности позволяет достаточно далеко прогнозировать экономическую ситуацию. Между тем для кризисного предприятия период предвидения ограничен моментом принятия арбитражным судом решения по процессу о банкротстве. Впрочем, вопросы цены времени являются предметом отдельного рассмотрения. Другой важный, в том числе с психологической точки зрения, аспект фактора времени в условиях кризиса заключается в том, что у "падающего" предприятия нет будущего. Если через 3 мес. предприятие окажется ответчиком по арбитражному процессу о банкротстве, то любые планы приобретают абстрактный характер. Если предприятие преодолеет кризис, тогда у него появится будущее, причем значительно отличающееся от "докризисного", которым необходимо пожертвовать для спасения
 
 
 
 

  1.   Понятие «антикризисное  управление». Его  применение на  практике.

    Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы.   Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — система мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.

    Таким образом, антикризисное управление — это:

    • анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

    • познание экономического механизма  возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы  с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;

    • стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

    • оперативная оценка и анализ финансового  состояния фирмы и выявление  возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;

    • разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

    • постоянный учет риска предпринимательской  деятельности и выработка мер  по его снижению.

    Совершенно  ясно, что действие механизма возникновения  кризисного состояния производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.

    Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от или, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.

 Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления

    Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.

    Наиболее  существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все  данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (см. табл. ).

    Наиболее  сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек  экономических явлений, возникающих  после обнаружения того или иного  сигнала, и выработка соответствующих  решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.

    Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные.

Таблица:  Внешние  сигналы о возможных изменениях состояния фирмы

Факторы внешней среды,

определяющие  условия

функционирования  фирмы

    Сигналы о возникновении исходных экономических  явлений, запускающих механизм изменения  состояния фирмы
Агрегиро-

ванные

Детализирова-

нные

сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирм
1. 2. 3.
 
Параметры

 спроса

    
 
Величина  спроса
Падение величины спроса на товары фирмы; рост

 величины  спроса на аналогичные товары  конкурентов 

Усиление колебаний  в спросе и прибылях от продажи

 товаров фирмы

Усиление колебаний  в спросе и прибылях от продажи

 товаров фирмы.

 
     
Стабильность

 спроса

 
     
Требования

 покупателей к

 качеству  товаров фирмы

Нарастание  спроса на товары, превышающие стандарты

 качества

 
     
Эластичность

 спроса

Усиление  эластичности спроса на товары фирмы
 
     
Разнообразие

(сегментация)

 потребителей

 товаров фирмы

Во всех обслуживаемых сегментах рынка  утрачивается

 интерес к  товарам фирмы

 
     
Экономический

Потенциал

 покупателей

Снижение покупательной способности

населения

2..Параметры

 факторов

    
Конъюнктура

 рынков 

сырьевых и

 материальных

 ресурсов

Сокращение  предложения сырьевых и материальных

 ресурсов; рост  цен на сырье и материалы

 
     
Конъюнктура

 Рынков

 Трудовых

 ресурсов

Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов;

 рост уровня  оплаты труда в связи с инфляцией

 
     
Конъюнктура

 Рынков

 Финансовых

 ресурсов

Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих

 банков; падение  курса собственных акций фирмы;

 прекращение субсидий из фондов благотворительных

организации

 
     
Развитие

 инновационной деятельности

Рост  стоимости лицензий на использование  изобретений и 

открытий; ужесточение  условий получения грантов и

 государственных  заказов на НИОКР

 
     
Конъюнктура

 рынков средств производства

Сокращение  предложения средств производства; рост цен

 на средства  производства

3. Параметры

 родственных  и

 поддерживаю-

щих отраслей

    
Изменение

 Потенциала

 Родственных

 отраслей

Свертывание производства родственных отраслей;

 переориентация  родственных отраслей на новую

технологию

 
 
Производственная     инфраструктура

 товаров фирмы

Стагнация научно-технического экономического

 потенциала  отраслей; внешней инфраструктуры

 
 
Социальная

 инфраструктура

Рост  цен на услуги отраслей инфраструктуры
 
 
Использование

 достижений,

 полученных  в

 родственных

 отраслях

Неприемлемость  достижений родственных отраслей для

 целей фирмы;  недоступность достижений ввиду  высокой 

стоимости

4. Параметры конкурентной

 среды

Соперничество

 между 

существующими     конкурирующими

 системами 

Конкурентный  статус фирмы конкурента существенно

 повысился;  число конкурирующих фирм существенно 

возросло; ценовая  война началась

 
 
 
 
Конкурентные 

силы, возника-

ющие вследствие

 угрозы со

 стороны товаров-заменителей 

 
«Потолок  цен» создаваемый товаром-заменителем, суще-

ственно снижает  потенциальную прибыль; покупатели

охотно «переключаются»  на товар-заменитель ввиду его 

дешевизны

 
 
 
 Конкурентные 

силы,

возникающие

вследствие

угрозы

 появления  новых

 конкурентов

Барьер  для входа на рынок практически  отсутствует;

 фирмы, функционирующие  на рынке, проявляют

 лояльность  к новым конкурентам

 
 
Конкурентные

 силы, возника-

ющие вследствие экономических возмож-

ностей и

 торговых 

способностей

поставщиков

Экономический потенциал поставщиков высок  ввиду 

существенной  доли затрат на их продукцию в издержках

 покупателя; поставщики — субъекты рынка  совершенной конкуренции: основная  масса покупателей; субъекты монополии

5.

Деятельность

 государственных властных

структур

Налоговая

 политика

Повышение налоговых  ставок; снятие налоговых льгот с

 товаров фирмы;  введение новых налогов; введение

 налоговых  льгот на субституты

 
 
Кредитно-

денежная 

политика

Повышение учетной  ставки Центрального

банка; неблагоприятное  изменение валютного курса рубля;

 жесткая политика  финансовой стабилизации

 
 
Таможенная

 политика

Неблагоприятное изменение экспортных и импортных

 таможенных  пошлин

 
 
Правовая  среда Изменчивое  гражданское и коммерческое

законодательство; введение разрешительного порядка

 
 
Политика  цен и 

доходов

Введен контроль за ценами; введено налогообложение,

стимулирующее снижение доходов в зависимости  от

 динамики  цен

6. Случайные

 явления

Форс-мажорные обстоятельства Стихийные бедствия и т. п.
 
 
Внешняя

 Политика

 Иностранных

 государств  —

 партнеров  по

 бизнесу

Случайна и  нестабильна; надежность инвестиций не

 гарантируется

  Научно-

технические

Новые изобретения  и т. п.
 
 

    Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  параметры и этапы диагностики

     Диагностика – это определение состояние  объекта или процесса управления по средствам реализации комплекса  исследовательских мер и процедур по выявлению слабых звеньев данного  процесса или объекта.

     Объектом  может быть как сложная высокоорганизованная система, так и элемент этой системы. Цель диагностики: установление диагноза объекта и формируется заключение о его состоянии на дату завершения диагноза и на перспективу. Задача диагностики: определение мер, направленных на отлаживание работ всех составляющих элементов исследуемой системы и способов их реализации.

     Требования  к исследованиям  диагностики:

     1. Они должны быть аутентичными, т.е. основанные на достоверных  первоисточниках любого вида  и любой формы представления.

     2. Они должны быть объективными, участникам диагностики необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта.

     Процедура оценки должна учитывать 3 условия:

     – чётко определить кто проводит исследование;

     – где оно проводится;

     – чёткое определение базовых параметров, по которым проводится исследование.

     Выполнение  этих условий позволяет минимизировать влияние фактора субъективизма  при постановке диагноза, а значит повысится его объективность  и точность.

     3. Они должны быть точными –  необходимость исполнения как можно меньше допущений.

     4. Возможность воспроизвести исследования (не всегда реально выполнима). Воспроизвести исследование можно  тогда, когда это хронометраж,  фотография рабочего дня, киноплёнка. Без этого, с учётом фактора  времени, воспроизвести исследования данных к одному невозможно.

Информация о работе Диагностика кризисов в процессах управления