Фазы деловой активности организации: характерные черты и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных ученых, посвященных данной проблеме. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Жизненный цикл организации……………………………………………….5
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………………..5
1.2. Модели жизненного цикла…………………………………………….….7
1.3. Анализ моделей жизненного цикла……………………………………..10
2. Основа жизненного цикла организации………………………………………………….…………...13
2.1. Графическая модель жизненного цикла организации………………...13
2.2. Основные этапы жизненного цикла организации……………………..13
2.2.1. Выхаживание………………………………………………………..…….13
2.2.2. Младенчество………………………………………………….................14
2.2.3. «Давай-давай» - стадия быстрого роста…………………………......…15
2.2.4. Юность……………………………………………………………......…..16
2.2.5. Расцвет……………………………………………………………......……17
2.2.6. Стабилизация…………………………………………………..................18
2.2.7. Аристократизм……………………………………………………......…..19
2.2.8. Ранняя бюрократизация……………………………………………......…20
2.2.9. Бюрократизация и смерть…………………………………………......…20
Заключение………………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

kursovaya-1.docx

— 50.50 Кб (Скачать)

 

Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и  информатики 

 

 

 

 

Специальность  «Антикризисное управление» 

 

Группа А-36

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

  «Антикризисное управление»

На тему: «Фазы деловой активности  организации: характерные черты и особенности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент                                                                                            Писарева Ю.А.

Подпись Расшифровка  подписи

 

 

Дацент  кафедры менеджмента______________________________Лабуз Л.С.

Подпись Расшифровка  подписи

 

 

Ярославль 2011


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….....3

  1. Жизненный цикл организации……………………………………………….5
    1. Понятие жизненного цикла организации………………………………..5
    2. Модели жизненного цикла…………………………………………….….7
    3. Анализ моделей жизненного цикла……………………………………..10
  2. Основа жизненного цикла организации………………………………………………….…………...13
    1. Графическая модель жизненного цикла организации………………...13
    2. Основные этапы жизненного цикла организации……………………..13
      1. Выхаживание………………………………………………………..…….13
      2. Младенчество………………………………………………….................14
      3. «Давай-давай» - стадия быстрого роста…………………………......…15
      4. Юность……………………………………………………………......…..16
      5. Расцвет……………………………………………………………......……17
      6. Стабилизация…………………………………………………..................18
      7. Аристократизм……………………………………………………......…..19
      8. Ранняя бюрократизация……………………………………………......…20
      9. Бюрократизация и смерть…………………………………………......…20

Заключение………………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Субъектами  мировой хозяйственной системы  на микроуровне являются организации, различные по размерам, организационно-правовым формам, сферам деятельности.

В теории менеджмента развивается  направление, в рамках которого исследователи  рассматривают организацию как  развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение  организаций может быть описано  с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами. Однако, как отмечают российские исследователи, следует подчеркнуть  ограниченность этой аналогии. Биологические  организмы начинают умирать с  первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать  об организации, поскольку никакая  организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации.

Каждый  день образуется множество новых  фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов  и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство  которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать  на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится  компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе  необходимо решить в первую очередь.

Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие»  является рассмотрение этого понятия  как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных  от ее возраста… или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Эмпирическим путем было выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в своем развитии, универсальные для организаций любых размеров и форм.  Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным. 

Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных ученых, посвященных данной проблеме. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности. 

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью руководителей уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.

 

1. Жизненный цикл организации

1.1. Понятие жизненного цикла организации

Учитывая  зависимость любой организации  от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти  это утверждение верно. Однако еще  в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Выявленная  закономерность нашла свое отражение  в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация  принципиально изменяет ценности и  ориентации, называют циклами или  фазами развития организации.    То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла  до  исчезновения организации как отдельной  сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.

Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и  растения, организации также имеют  свой жизненный цикл1. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».

Можно утверждать, что психологический возраст  организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется  индивидуальность развития организаций.

Модель  жизненного цикла была создана для  прогнозирования изменений, ожидаемых  в организации, находящейся в  той или иной стадии развития. Получив  информацию о пребывании организации  на определенном этапе, руководитель может  с большей долей уверенности  оценить правильность принятого  в фирме стиля руководства. Также  это позволяет предусмотреть  негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно  предупредить их появление, либо (при  неизбежности их возникновения) предотвратить  возможные последствия.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Модели  жизненного цикла

На сегодняшний  день известно не менее десяти моделей  развития организаций, созданных в  разное время. Примечателен тот факт, что большинство моделей появились  в США за период с 1967 по 1983г.г. В  основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые  модели в их исторической последовательности возникновения.

1.2.1.  А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967)2.                                             

Это одна из самых ранних моделей, возникшая  на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:

  • первая стадия («борьба за автономию») возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;
  • вторая стадия («стремительного роста») включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность;
  • третья стадия («замедления») характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.

В целом  эта модель представляет развитие правительственных  организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и  расширению, а впоследствии к формализации и контролю.

1.2.2.  Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967).

Эти исследователи  разработали одну из первых моделей  жизненных циклов организации, работающей в частном секторе.

Они предложили три стадии  развития корпораций:

  • рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;
  • юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;
  • зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.

Данная  модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются  при переходе компании из одной стадии в другую.

1.2.3. Л.Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972)3.

При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о  том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее  организации определено ее организационной  историей в большей степени, чем  внешними силами. Взяв за основу эту  теорию, Грейнер рассматривает ряд  стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.

Таким образом, жизнь организации состоит в  продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает  его собственную революцию. Революция  – бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов  управления. Путь организации из одной  стадии своего развития к следующей  лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного  периода .

1.2.4. У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974)4.

В этой модели организационное развитие тесно  связано с развитием чувства  общности персонала. Развитие организации  осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и  разрозненности групп к чувству  принадлежности к коллективу. Механизмы  развития при этом не уточняются.

1.2.5. Ф.Лиден: «Функциональные проблемы» (1975)5.

На различных  стадиях своего развития организации  имеют проблемы, мешающие нормальному  функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.

Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация  и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.

На втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов  работы процедур.

Третья  стадия характеризуется приданием  особого значения постановке целей  и получению прибыли.

На четвертой  стадии акцент делается на поддержании  поведенческих паттернов и институализации  структур.

1.2.6. Д.Кац и Р.Кан: «Организационная структура» (1978)6.

Организационная структура, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости  от стадии ее развития. Исходя из этого  рассматриваются три основные стадии развития организации:

Информация о работе Фазы деловой активности организации: характерные черты и особенности