Инвестирования предприятия в кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение возможностей инвестирования предприятия в кризисной ситуации.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

изучить необходимость и возможность инвестирования предприятия в кризисной ситуации;
отразить источники финансирования инвестиций в условиях кризиса;
выделить основные способы привлечения инвестиций;
изучить оценку инвестиционной привлекательности предприятия;
изучить организацию инвестиционного процесса в антикризисном управлении.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость и возможность инвестирования предприятия в кризисной ситуации 5
2. Источники финансирования инвестиций в условиях кризиса 10
3. Основные способы привлечения инвестиций 16
4. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия 20
5. Организация инвестиционного процесса в антикризисном управлении 24
Заключение 30
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

      Для стратегического инвестора, в отличие  от финансового, основным фактором, влияющим на ценность проекта, является не прибыльность, а получение дополнительных выгод для своего основного вида деятельности от сотрудничества с компанией реципиентом. Поэтому стратегическим инвестором в компанию, в основном, становятся предприятия из смежных отраслей. В этом случае инвестор, хотя правильнее называть его партнером, требует значительного представительства в Совете Директоров компании и активно участвует в управлении последней. В свою очередь компания-реципиент может получить дополнительные выгоды от такого сотрудничества не только в виде денежных средств, но также и в виде гарантированных поставок, сбыта, квалифицированного персонала и качественного управления, ноу-хау, логистических цепочек и пр. Стратегический партнер, как правило, не ограничивается конкретными сроками участия в проекте. Кроме того, существует еще и белорусская специфика привлечения стратегического партнера, который, как правило, заинтересован в получении 100% доли участия в бизнесе [12, c. 223].

      Малый и средний бизнес характеризуется тем, что зачастую владелец и менеджер компании является одним и тем же лицом. И если, как менеджер компании, он понимает необходимость привлечения инвестиций для сохранения темпов развития бизнеса, либо удержания завоеванной доли рынка, то, как владелец, он не желает привлечения в свой бизнес третьих лиц, опасаясь, что через некоторое время он может потерять весь бизнес целиком. Нежелание что-либо предпринять часто заканчивается потерей доли рынка, снижению стоимости компании и в конечном итоге банкротством. Выходом в такой ситуации может быть привлечение финансового партнера, при этом менеджеру следует помнить о том, что умение выбрать добросовестного партнера должно быть одной из его сильных сторон, а владельцу не забывать о том, что партнер будет стремиться увеличить стоимость их общего бизнеса, а, следовательно, и благосостояние владельца. 

      Долговое  финансирование.

      Долговое  финансирование имеет множество  форм и наиболее часто используемые у нас это - долгосрочные кредиты  и облигационные займы. К сожалению, неразвитость инфраструктуры рынка  ценных бумаг не позволяет средним  компаниям выходить на рынок облигационных займов, да и экономические условия таких займов вряд ли будут выгодными для компании. Для того чтобы компания могла привлекать средства на выгодных для себя условиях на внешнем рынке она должна проделать значительную работу по внутренней реорганизации и раскрытию информации для рынка [13, c. 190].

      Долгосрочное  кредитование можно было бы назвать менее затратным способом финансирования, с точки зрения отвлечения внутрифирменных ресурсов и возможности отнесения на себестоимость процентных платежей. Однако белорусские банки не стремятся кредитовать новый бизнес, а для долгосрочного кредитования действующего бизнеса у них нет ни свободных средств, ни желания, так как для банка намного проще профинансировать краткосрочные торговые операции и обеспечить себе необходимую норму прибыли. Кроме того, банки при кредитовании выдвигают ряд дополнительных условий, таких как перевод оборотов в банк кредитор, что не всегда может быть удобно компании, или предоставление личных гарантий возврата кредита владельцами компании.

      Помимо  прочего есть ещё один фактор, который  должен учитывать менеджер при принятии решения о способе привлечения инвестиций - это риск невыполнения своих обязательств перед инвесторами. В случае если привлекалось долговое финансирование, то невыполнение обязательств по выплате процентов влечет за собой реализацию залога, а возможно и возбуждение процедуры банкротства. Инвестор, вложивший средства в уставный капитал компании, безусловно, более лояльно относится к собственной компании, что, впрочем, никак не отразится на мнении инвестора о результатах деятельности менеджера компании.

      Таким образом, на практике у среднего и  малого бизнеса существует не так  уж и много способов привлечения  инвестиций, несмотря на все многообразии форм и видов этих способов. 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

 

      В процессе принятия инвестиционных решений  можно выделить следующие этапы:

      - оценку финансового состояния  предприятия и возможностей его  участия в инвестиционной деятельности;

      - обоснование размера инвестиций  и выбор источников финансирования;

      - оценку будущих денежных потоков от реализаций инвестиционного проекта [16, c. 821].

      Одним из наиболее важных этапов оценки инвестиционной привлекательности предприятия  является анализ его финансово-хозяйственной  деятельности, с помощью которого; можно оценить перспективность анализируемого предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных, источников средств и отдачи на требуемые вложения.

      Финансовое  состояние предприятия - комплексное  понятие и его характеристики опираются на оценку степени эффективности размещения средств, устойчивости платежеспособности, наличие  достаточной финансовой базы, обеспеченности собственными оборотными средствами, организации расчетов и др. Поскольку источником информации для характеристики финансового состояния являются данные финансовой отчетности, его оценивают за конкретный период, а потому важное значение для принятия инвестиционных решений приобретает прогноз тенденций в финансовом состоянии предприятия и выявление основных направлений его изменения.

      Широкое распространение для оценки финансового состояния предприятия получили методики, основанные на анализе системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии предлагаемых в отечественной и зарубежной литературе методик с использованием финансовых коэффициентов их главные отличия определяются следующими обстоятельствами:

    • степенью многочисленности финансовых коэффициентов, используемых в анализе;
    • принципами оценки весомости этих коэффициентов;
    • методами получения обобщенной оценки финансового состояния предприятия.

      Предваряя изложение системы финансовых коэффициентов, следует назвать некоторые «ключевые» пункты, позволяющие ранжировать  предприятия отрасли по их инвестиционной привлекательности. В условиях экономического спада, характерных для экономики  Беларуси в настоящее время, важно ориентироваться на предприятия, которые даже в столь сложной экономической ситуации остаются прибыльными. Информация об этом может быть получена на основе анализа динамики прибыли за ряд предшествующих периодов по данным отчета о прибылях и убытках.

      Данные  этого же отчета следует использовать для определения соотношения  коэффициентов роста выручки  от реализации товаров и услуг  и общей стоимости активов. Если коэффициенты роста выручки больше коэффициентов роста активов, можно  говорить о повышении эффективности использования ресурсов предприятия.

      Если  же стоимость активов  росла быстрее  выручки от реализации, это означает эффективность использования ресурсов на предприятии снижалась.

      Важное  значение имеет наличие у предприятия  собственных оборотных; средств, размера которых, по данным балансового отчета, определяется как разница между оборотными средствами; и краткосрочными обязательствами. Наличие собственных оборотных средств является показателем финансовой прочности предприятия и оценкой eгo надежности для партнеров.

      Безусловный интерес для инвестора представляет анализ номенклатуры выпускаемой продукции  с точки зрения соотношения постоянных и переменных затрат в структуре  ее себестоимости. Предприятия с  высокой долей постоянных затрат в общей сумме затрат на производство весьма чувствительны к любым изменениям объема продаж в натуральном выражении. Если количество проданных товаров падает, выручка уменьшится, но постоянные затраты в полной сумме затрат останутся на прежнем уровне, в результате прибыль снизится даже в большем размере, чем выручка. Переменные же (пропорциональные) затраты изменяются прямо пропорционально объему производства (например, расходы на сырье, материалы, электроэнергию и т. д.)

      Потому  бизнес-риск на предприятиях с высоким удельным весом постоянных затрат выше, чем там, где преобладающее значение в формировании себестоимости имеют переменные затраты.

      Особое  внимание должно быть обращено на наличие  таких позиций в отчетах предприятий, как «убытки», а также «кредиты и займы, непогашенные в срок», просроченная кредиторская и дебиторская задолженности.

      Следующим этапом анализа является оценка финансового  состояния предприятия с помощью  системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии предлагаемых и применяемых систем финансовых коэффициентов они должны включать показатели следующих направлений оценки финансового состояния:

      • I группа — показатели ликвидности;
      • группа — показатели финансовой устойчивости;
      • труппа — показатели деловой активности;
      • IV группа —показатели рентабельности [7, c. 47].

      Если  учесть, что в каждой группе может  быть рекомендовано в зависимости  от степени детализации анализа  от одного-двух до семи-восьми показателей, то состав финансовых коэффициентов  может включать от четырех-пяти показателей (экcпpecс-aнaлиз) до 30 и даже более коэффициентов при подробном их рассмотрении

      Особую  проблему представляют выбор и обоснование  критериев для оценки полученных фактических показателей, с которыми можно сопоставить финансовые коэффициенты конкретного предприятия.

      Во-первых, нужно учитывать, что единых для  всех отраслей и предприятий нормативных  или эталонных значений коэффициентов  быть не может в силу специфики  технологических процессов, трудоемкости изготовления продукции и.т. д.

      В этой связи для сопоставлений  рекомендуется использовать либо показатели лучших в отрасли предприятий (эталонные значения), либо среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов. Знание среднеотраслевых значений соответствующих показателей позволяет получить по каждой группе финансовых коэффициентов оценку того, в какую категорию (ниже среднего, среднего уровня или выше среднего в отрасли) попадает данное предприятие.

      При отсутствии таких ориентиров в оценках  финансовых коэффициентов остается возможность проследить их динамику за ряд периодов и охарактеризовать тенденцию их изменения. Следующим шагом является интерпретация этой тенденции либо как благоприятная, или улучшающая финансовое состояние предприятия, либо неблагоприятная, т. е. вызывающая ухудшение финансового состояния, либо нейтральная, когда значения финансовых коэффициентов остаются на одном и том же уровне.

      Путем подсчета баланса «плюсов» и «минусов» (т. е. баланса благоприятных и  неблагоприятных влияний динамики финансовых коэффициентов) может быть сделан общий вывод о тенденции в изменении финансового состояния предприятия.

 

  1. Организация инвестиционного  процесса в антикризисном  управлении
 
 

      Осуществление инвестиционного процесса базируется на соответствующем стратегическом планировании.

      Стратегический  план инвестиций представляет  собой директивный документ, предписывающий менеджменту фирмы осуществления  финансирования и организацию конкретного набора работ по достижению определенных целей в определенные сроки. Основой  для составления такого документа являются предплановые исследования, включающие анализ тенденций и механизмов кризисных процессов в организации, а также ее ресурсных возможностей и вариантные проработки путей преодоления состояния организационного стресса. Особенностью плана инвестиций кризисной фирмы являются его узкие временные и материально-финансовые границы, а также высокая степень риска негативных  последствий в случае неудачного решения. Однако это не меняет его стратегического характера.

      Главной целью стратегического плана  инвестиционной деятельности является оптимальное для кризисной организации сочетание экономических и технологических элементов производства, обеспечивающее ее происхождение по критическому (наименее затратному) пути из кризиса.

Информация о работе Инвестирования предприятия в кризисной ситуации