Инвестирования предприятия в кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение возможностей инвестирования предприятия в кризисной ситуации.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

изучить необходимость и возможность инвестирования предприятия в кризисной ситуации;
отразить источники финансирования инвестиций в условиях кризиса;
выделить основные способы привлечения инвестиций;
изучить оценку инвестиционной привлекательности предприятия;
изучить организацию инвестиционного процесса в антикризисном управлении.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость и возможность инвестирования предприятия в кризисной ситуации 5
2. Источники финансирования инвестиций в условиях кризиса 10
3. Основные способы привлечения инвестиций 16
4. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия 20
5. Организация инвестиционного процесса в антикризисном управлении 24
Заключение 30
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

      Инвестиционная  политика кризисной фирмы представляет собой свод принципов и правил достижения главной ее цели в конкретный исторический период. Она определяет средства  достижения и формы деятельности, содержит установки и ограничители в действиях менеджеров (что нельзя, а что можно). Инвестиционная политика реализуется в комплексных программах деятельности фирмы, составными элементами которой обычно выступают один или несколько инвестиционных проектов. Последние могут занимать центральное положение (составлять стержень) в антикризисной инвестиционной программе (если они достаточно велики по масштабам) или выступать в роли ее периферийных  компонентов (если они ориентированы на фрагментарны задачи)

      Инвестиционный  проект представляет собой документ, содержащий технико-экономическое  обоснование предлагаемого мероприятия, его ресурсное обеспечение и порядок действий участников по его осуществлению.

      Осуществление инвестиционных проектов обычно подразделяют на следующие фазы:

      прединвестиционную (поиск инвестиционных идей; подготовка проекта; выбор приемлемого варианта проекта);

      инвестиционную (поиск инвесторов и оформление договоров; техническое проектирование; строительство; обучение персонала; запуск);

      эксплуатационную (набор мощности; стабилизация производства; расширение; обновление).

      В антикризисном управлении, в силу жесткой ограниченности сроков вывода фирмы из неустойчивого состояния, особенную важность имеет ускоренная проработка первой из выше названных фаз.

      Вторая  фаза, особенно на этапе определения  инвестора, также имеет ключевое значение, поскольку желающих осуществлять инвестиции в стагнирующую фирму обычно не так много. А что касается современных машиностроительных  заводов, то для них вторая фаза инвестиционного проекта наиболее проблематична, поскольку их чрезмерно энергоемкие здания, машины и оборудование делают нерентабельными даже достаточно скоростные (по срокам осуществления) инвестиционные проекты. Поэтому в инвестиционном проекте кризисной машиностроительной фирмы в составе первой фазы должен быть раздел, в котором прорабатываются варианты конверсии, выделения отдельных производственных участков в автономные производственно-экономические  образования, свободные от задолженностей метрополии. Такие автономные высокомобильные производственные формирования могут иметь повышенную привлекательность для инвесторов по двум основным причинам:

      1) не требуется «кормить» (погашать  непомерные накладные расходы)  крупную промышленную фирму; 

      2) сумма капиталовложений в проект  относительно невелика и быстро  оборачиваема

      Центральной частью инвестиционного проекта  является бизнес-план. Принятием этого документа завершается первая фаза. Даже у кризисной промышленной фирмы бизнес-план обычно очерчивает период 2-3 года. Естественно, что в процессе его реализации должны происходить позитивные сдвиги в фирме (в противном случае она не доживет до лучшей жизни и обанкротится). Основное назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы предоставить потенциальным инвесторам развернутую картину осуществления инвестиционного проекта, степени риска отдельных его сторон, возможные средства защиты инвестиций. В зависимости от того, на какого инвестора рассчитан бизнес-план, формируется его содержательная часть. Общеизвестны типовые методики составления бизнес-планов для белорусских и зарубежных инвесторов. Постепенное вхождение белорусской экономики в макрохозяйственные связи формирует необходимость составления бизнес-планов универсального типа, допускающего к нему потенциальных иностранных инвесторов.

      Назначение  бизнес-плана  кризисной промышленной фирмы заключается в следующем:

      получить достоверную картину и оценить с точки зрения инвесторов общее экономическое состояние фирмы и перспективы выведения ее из кризиса посредством финансовых вливаний в конкретные сферы (в том числе на реструктуризацию, диверсификацию, вычленение самостоятельных бизнес-формирований и т.п.);

      Определить  состояние и емкость рынка  сбыта традиционной для фирмы  и перспективной, с точки зрения ее производственных возможностей, продукции, а также возможности расширения сбытовых сегментов путем специальных  мероприятий, выяснить примерные границы цен на основные виды продукции в зависимости от их эксплуатационных качеств и объемов поставки;

      Оценить затраты, необходимые для выпуска  конкретной продукции, сопряженные  с антикризисными мероприятиями, с  точки зрения их окупаемости;

      Выяснить  возможные факторы, события и  явления, которые могут оказать  сдерживающее (отягощающее) воздействие  на осуществление бизнес-плана, и  средства их нейтрализации;

      Определить  группу показателей  для мониторинга  бизнес-плана и оценки процессов (тенденций) выхода промышленной фирмы из кризиса.

      На  основе разработанного бизнес-плана  фирма осуществляет поиск и выбор  инвесторов. Решив эту задачу (подписав соответствующие договоры), топ-менеджмент приступает к разработке директивных  документов, главным из которых является план осуществления инвестиционного проекта, который содержит основные данные о вовлекаемых ресурсах, этапы работ, называет исполнителей и промежуточные контрольные показатели.

      В общем виде управление инвестиционным проектом представляет собой процесс управления финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами на основе разработанного стратегического плана.

      Особенностью  инвестиционной деятельности в кризисных  промышленных фирмах является повышенная степень риска ввиду их высокой  чувствительности к различным форс-мажорным обстоятельствам. Тем не менее это не отрицает необходимости не только приобретения оборудования, но и строительства новых зданий, обеспечивающих прорыв в технологии функционирования персонала.

      С точки зрения современных тенденций в производственном строительстве можно выделить следующие:

      переход от бумажной техдокументации к компьютерным сетям;

      сокращение  промышленных площадей;

      повышение степени автоматизации процессов;

      повышение гибкости производства, его способности  к перенастройке и многократному изменению объемов производства (это развивающееся качество производственных систем представляется особенно ценным для промышленных фирм, находящихся в условиях стресса, когда за короткие промежутки времени объемы выпуска продукции вынуждены изменяться многократно);

      повышение плотности интеллектуализации промперсонала (это особенно важно для кризисных  организаций, в которых резко  возрастают потребности в эвристических  качествах сотрудников, поскольку  им приходится принимать множество оперативных решений в нестандартных ситуациях);

      концентрация  работников интеллектуализированного труда (конструкторов, технологов, менеджеров, аналитиков и т.п.) в общих производственных объемах.

      В Японии сравнительно новым явлением в развитии промышленности выступает сооружение «интеллектуальных зданий». В Сингапуре развиваются «здания-комплексы». В США офисные помещения  фирм выводятся из билдингов и размещаются в отдельных малоэтажных зданиях в пригородах (социологи установили, что интенсивность общения сотрудников резко снижается, когда их разделяют более двух этажей) [2, c. 190].

      Во  многих зарубежных фирмах на конференц-залы, столовые, кафе, рекреации, клубы и  т.п. приходится около 30% общей площади, что используется для расширения обмена информацией и идеями между сотрудниками. Считается, что расположение контактирующих служб в здании должно быть таково, чтобы сотрудник мог получить основную заинтересовавшую его информацию в пределах 15 секунд (это – граница прерывания собственных мыслей).

      В мировой практике существует различные формы и методы оценки эффективности капиталовложений. Важно отметить, что, например, многие английские  и японские фирмы при планировании капиталовложений отдают предпочтение  в оценке их эффективности поликритериям (группе различных показателей), не ограничиваясь лишь финансовым результатом (что пока характерно для практики многих российских консалтинговых фирм, да и экономических органов разного уровня). Так, при планировании капиталовложений  многие  зарубежные фирмы учитывают будущие условия рынка, перспективы конкурентоспособности создаваемого производства и т.п. Если для европейских фирм в качестве главных показателей инвестиций выступают срок окупаемости и фондоотдача, то для японских корпораций на первом месте стоит стратегическая оценка положения на рынке в перспективном периоде.

      Как показали проведенные в США исследования, наиболее высокой капиталоемкостью характеризуются средние и особенно мелкие компании (от 12 до 22%), в то время  как в крупных корпорациях  она существенно ниже (от 5 до 12%).

      В Японских компаний контроль эффективности  зачастую осуществляется с помощью  показателя «стоимости, добавленной  обработкой».

      Этот  показатель равен сумме, складывающейся из следующих затрат: чистая прибыль; содержание персонала; аренда; лицензии; налоги; амортизационные отчисления.

      При этом показатель «стоимости, добавленной  обработкой», берется в расчете: на одного занятого; на 1 долл. зарплаты; на 1 долл. Инвестиций в капиталовложения.

      Японские  фирмы обычно инвестируют в капиталовложения средства в размере 7% от объема продаж, в то время как  норма прибыли до выплаты налогов и дивидендов обычно составляет 3-6% от объема продаж. Это означает, что около 50% инвестиций здесь осуществляется за счет кредитов банков благодаря низкой процентной ставке, которая составляет 3%, в то время как в США доходит до 10% в год.

      К сожалению, в Беларуси последних лет перманентно изменяющиеся процентные ставки многих коммерческих банков за кредиты настолько высоки, что не могут использоваться для характерных машиностроению долгосрочных, медленно оборачиваемых капиталовложений. В этих условиях руководство кризисных промышленных фирм может рассчитывать лишь на краткосрочные ссуды комбанков для осуществления быстро оборачиваемых капиталовложений. Среди блиц-инвестиционных проектов могут быть следующие:

      покупка полноформатных технологий массового  производства высоколиквидной  продукции (обычно это «расходуемые» изделия, то есть быстро изнашиваемые);

      закупки специального оборудования, крупных  партий материалов и комплектующих изделий для выполнения крупной тендерной поставки;

      приобретение  быстро окупаемых энергетических объектов (параенераторные установки, водоподогревательные установки и т.п.);

      приобретение  материально-энергосберегающего комплектного оборудования (малообъемные линии цинкования, фосфотирования; малообъемные термопластаватоматы и т.п.);

      перевод технического проектирования, производственно-диспетчерской  деятельности, бухучета а систему  персональных компьютеров, включенных в единую общезаводскую сеть (значительная экономия трудовых ресурсов и соответствующих фондов оплаты труда, содержания персонала и т.п.);

      покупка высокодоходных фирм из традиционной или других сфер деятельности;

      создание  дилерской сети для резкого расширения сбыта продукции (затраты на аренду и оборудование помещений, приобретение оргтехники, оплату содержания персонала и т.п.).

      Если  несколько лет назад тот факт, что отношение капитализации  некоторых компаний к прибыли  составляло 1/20 среднего уровня для  зарубежных компаний, был достаточным основанием для принятия решения о покупке акций, то теперь многое изменилось. Инвесторы принимают решения, основанные на гораздо более обширной информации.

 

Заключение

 
 

      В заключении отметим, что:

      1. Одним из важных ресурсов антикризисного управления являются инвестиции, которые представляют собой вложения денежных средств или материальных, интеллектуальных и других объектов (которые имеют  стоимость и цену) в конкретное предприятие.

      Субъекты, осуществляющие инвестиции, называются инвесторами, которые бывают внутренними и внешними.

      2. Государственные инвестиции - это средства государственного бюджета, которые принимаются из-за рубежа по решению правительств или межправительственных организаций. Сюда можно отнести ссуды, займы, помощь и т.п. Во всех случаях речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права.

Информация о работе Инвестирования предприятия в кризисной ситуации