Кризисы в разитиии организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 04:32, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: разработка рекомендаций по выявлению кризисов и их разрешения.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты кризиса в развитии организации, признаки и причины его возникновения.
Проанализировать характеристику ООО «Сакура»
Разработать рекомендации по выявлению кризисов и их разрешения.

Работа содержит 1 файл

контрольная - кризисы в развитии организации.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

Введение……………………...……………………………………………….3

 

 

Введение

Проблема кризиса  предприятий сегодня чрезвычайно  актуальна в Российской Федерации. Кризисное состояние многих организаций в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать рыночную конкуренцию. Основная причина рыночной несостоятельности и кризиса – грубейшие просчеты руководителей всех уровней, стремление многих обогатить себя, свою семью, приближенных и чиновников за счет трудовых коллективов. Следует отметить и низкий уровень менеджмента в организациях.

Применительно к бизнесу кризис – это период нестабильности, ситуация, когда надвигаются серьезные перемены. При этом результат перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Но однозначно, что любой кризис представляет собой угрозу выживанию предприятия.

Объект исследования: Общество с ограниченной ответственностью «Сакура»

Предмет исследования: кризисы в развитии ООО «Сакура»

Цель данной работы: разработка рекомендаций по выявлению кризисов и их разрешения.

Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты кризиса в развитии организации, признаки и причины его возникновения.
  2. Проанализировать характеристику ООО «Сакура»
  3. Разработать рекомендации по выявлению кризисов и их разрешения.

Контрольная работа состоит из основной части, заключения, списка использованных источников.

В первой главе излагаются теоретические аспекты кризисов в развитии организации, их классификация, признаки кризисной ситуации в организации.

Во второй главе дается анализ деятельности ООО «Сакура», состояния хозяйственной деятельности предприятия, сравниваются конкуренты.

В третьей главе  даются рекомендации по выявлению кризисов и их разрешения на основе полученных знаний из первой и второй глав.

В заключении подводится общий итог – были ли выполнены  основные задачи и цели, поставленные данной работой.

 

1. Теоретические аспекты кризиса в развитии организации

1.1. Понятие кризиса и причины его возникновения

Греческое слово  «кризис» означает решение. Впоследствии понятие кризиса было расширено, оно применяется ко всякому резкому  переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности  существующей тенденции.

Кризис –  это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Кризис – это переломный этап в функционировании любой системы, на котором она подвергается воздействию извне или изнутри, требующему от нее качественно нового реагирования. Основная особенность кризиса заключается в угрозе разрушения системы [4, С. 102].

Основная функция  кризиса — разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и  жизнеспособны и в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.

Кризисные ситуации и явления могут разворачиваться  на различных уровнях: личности, группы людей, предприятия (организации, фирмы), отрасли, региона, государства, группы государств.

Причины возникновения  кризисов в организации могут  быть различными. Но очень важно  распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы  антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины  кризиса. Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности может выявить предрасположенность организации к наступлению кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей. Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Потому необходимо различать симптомы и причины, чтобы уметь по симптомам находить истинные причины кризиса и учитывать возможность ложных симптомов [3, С. 233].

Симптом – это первоначальное внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Фактор кризиса – это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса [11, С. 163].

Причина кризиса – это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Причины кризиса:

1. Объективные,  связанные с циклическими потребностями  модернизации и реструктуризации.

2. Субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм  в управлении.

3. Природные,  обусловленные особенностями климата, землетрясениями и др.

Причины кризиса  могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины  кризиса могут быть связаны с  тенденциями и стратегиями макроэкономического  развития или даже развития мировой  экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность наступления кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса – может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.

Существует  возможность консервации кризисных  ситуаций на довольно продолжительное  время. Это может объясняться  и определенными политическими причинами. Последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: их причинами и возможностью управления процессами кризисного развития [6, С. 58].

Последствия кризиса  могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

1.2. Классификация кризисов

Предлагается  следующая классификация кризисов на предприятии или в организации с учетом многообразия форм проявления кризисов и их классификаций в источниках по различным критериям:

1. Срокам развития:

  1. продолжительный кризис, с большим промежутком времени и медленным развитием;
  2. краткосрочный, быстрый, с минимальным промежутком времени.

2. Направлениям деятельности организации:

  1. локальный, по одному или нескольким направлениям деятельности, например, кризис управления (менеджмента), то есть отсутствие высокопрофессиональных менеджеров, способных модернизировать управление предприятием;
  2. системный, по всей системе деятельности предприятия.

3. Стратегии развития предприятия:

  1. кризис роста, то есть отсутствие нововведений не позволяет увеличивать производительность труда и производства продукции;
  2. застоя (стагнации), не способность предприятия к модернизации, то есть обновлению;
  3. упадка, неэффективное использование оборотных средств приводит к снижению показателя ликвидности.

4. Причинам появления и развития кризиса:

  1. экзогенные, зависящие от внешних процессов, происходящих вне организации, но влияющих на ее деятельность (социальных, экономических, технологических и политических);
  2. эндогенные, процессы, происходящие внутри организации. Например, когда фирма стремиться к максимальному успеху и не учитывает, что предельные состояния - нежизнеспособны. В реальном мире жизнеспособен только синтез противоположных интересов и тенденций в допустимых пределах. Успехом можно считать соотношение прибылей и убытков приблизительно как 2:1.

5. Стадиям жизненного цикла организации или предприятия:

  1. кризис создания, когда отсутствует удовлетворительное текущее финансовое обеспечение и не планируется бюджет развития;
  2. кризис роста, возникает при снижении прибыльности;
  3. сокращение доли рынка приводит к кризису на стадии зрелости, стабильной деятельности предприятия;
  4. на стадии старения основная причина кризиса - потеря ликвидности.

6. Агрегированному состоянию кризисов:

  1. потенциальный (возможный), может быть на стадии создания организации;
  2. латентный (скрытый), такой кризис можно не заметить на стадии роста организации, когда продукция предприятия пользуется спросом, и фирма имеет максимальную прибыль. Но при этом нарастает сопротивление окружающей среды, появляется множество конкурентов;
  3. острый, преодолимый кризис, характерен для стадии зрелости (стабилизации) в деятельности организации, когда фирма стремиться к инновациям;
  4. острый, непреодолимый кризис может развиться на стадии старения фирмы, неспособной к модернизации, то есть к радикальным изменениям.

7. Целям предприятия:

  1. кризис стратегий – угроза потенциала роста и развития предприятия или его потеря;
  2. достижение результатов – угроза целям, эффективным результатам деятельности или потеря их;
  3. кризис ликвидности – опасность потери ликвидности, а отсюда возникновение дефицита бюджета;
  4. банкротство – не ликвидность, дефицит бюджета предприятия и невозможность выхода из кризиса [10, С. 319].

1.3. Признаки кризиса в развитии организации и стадии его развития

Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а, следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.

Преодоление кризисов – управляемый процесс. Успех  управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов  его наступления. Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления. В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере [2, С. 322].

Наиболее полное представление признаков кризиса  дает Винер и Каан. С помощью 11 признаков им удалось наиболее полно  описать понятие кризиса:

  1. кризисы – это часто переломный пункт в развивающейся смене событий и действий;
  2. они часто образуют ситуацию, при которой огромное значение играет неотложность, срочность действий;
  3. они угрожают целям и ценностям;
  4. их последствия носят тяжелый характер для будущего, задействованных в нем участников;
  5. они состоят из событий, которые создают новые условия для достижения успеха;
  6. они привносят неопределенность в оценку ситуации и в разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса;
  7. они снижают контроль над событиями и их влиянием;
  8. они снижают время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у участников;
  9. имеющаяся в распоряжении у участников информация, как правило, недостаточна;
  10. они вызывают нехватку имеющегося в распоряжении у участников времени;
  11. меняют отношения между участниками [8, С. 119].

Правомерно  и необходимо разделение кризисного процесса на стадии, что облегчает  как ранее его распознавание, так и обоснование системы  мер по его сглаживанию, преодолению. Ф. Гельрих выделяет следующие стадии кризиса:

1. Потенциальный кризис. Кризис предприятия, как процесс, находит свое начало в фазе потенциального, то есть, только возможного, но еще не реального кризиса. Из-за отсутствия его достоверных симптомов, данное состояние предприятия характеризуется как «квазинормальное», то есть, практически, как состояние, в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время, точку отсчета возникновения кризисной ситуации.

2. Латентный, скрытый кризис. Эта фаза кризисного процесса характеризуется скрытым, уже имеющимся или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействие которого не определяемо имеющимся в наличии у предприятия стандартным инструментарием. Но применение специальных методик раннего распознавания позволяет на этой стадии оказать активное воздействие на латентный кризис с помощью предупреждающих мероприятий. То есть, на данной стадии имеющийся в наличии у предприятия потенциал преодоления кризиса, как правило, не используется в полном объеме. Основной упор здесь делается на применении систем раннего оповещения, распознавания.

Информация о работе Кризисы в разитиии организации