Методы оценки инвестиционных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать различные методики оценки инвестиционных проектов, в соответствии с методическими указаниями и литературными источниками.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Инвестиционный проект......................................................................................4
1.1 Понятие, фазы и критерии оценки инвестиционных проектов...................4
1.2 Классификация инвестиционных проектов....................................................6
2 Методы оценки инвестиционных проектов.......................................................8
2.1 Метод оценки чистого приведенного эффекта (NPV)...................................8
2.2 Метод оценки среднего дохода на капиталовложения..................................9
2.3 Метод определения срока окупаемости инвестиций (РР).............................9
3 Критерии оценки инвестиционного проекта.........................................................................................12
3.1Факторы определяющие критерии оценки....................................................12
3.2 Решения по инвестиционным проектам. Критерии их принятия ..............17
Заключение............................................................................................................22
Список использованных источников..................................................................24

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 56.54 Кб (Скачать)

       5.Производство. Стадия производства является  заключительной стадией реализации проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Обстоятельно анализируются производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции и каким образом должен осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т.д. Если какие-то работы по проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков и оценить примерную стоимость этих работ.

       К моменту, когда завершается стадия НИОКР и проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг. Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требованиями, необходимыми для организации производства новой продукции и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инвестиционного проекта. Оценивая проект, необходимо выявить те характеристики нового продукта или услуги, достижения которых, вероятнее всего, вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход проекта от стадии НИОКР к стадии производства.

       На  данной стадии реализации проекта следует  оценить окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на материалы, сырье, энергию, комплектующие, технологии, уровня оплаты труда работникам, капитальных вложений, объема выпуска.

       Полная  оценка проекта включает в себя анализ вышеперечисленных элементов реализации проекта. Для сведения полученных результатов в единое целое для получения общей оценки, можно использовать критерии, перечисленные в таблице 8 (см. приложение).

       Приведенный перечень не является универсальным  и в зависимости от целей и  направления конкретного проекта  может быть расширен [5, c.54]. 

       3.2 Решения по инвестиционным проектам. Критерии их принятия  

       Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Принятие решений по инвестиционным проектам осложняется различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения. В целом, все решения можно классифицировать следующим образом.

         Классификация распространенных  инвестиционных решений: 

       Обязательные  инвестиции, то есть те, которые необходимы, чтобы фирма могла продолжать свою деятельность:

       - решения по уменьшению вреда окружающей среде;

       - улучшение условий труда до государственных норм.

       Решения, направленные на снижение издержек:

       - решения по совершенствованию применяемых технологий;

       - по повышению качества продукции, работ, услуг;

       - улучшение организации труда и управления.

       Решения, направленные на расширение и обновление фирмы:

       - инвестиции на новое строительство (возведение объектов, которые будут обладать статусом юридического лица);

       - инвестиции на расширение фирмы (возведение объектов на новых площадях);

       - инвестиции на реконструкцию фирмы (возведение СМР на действующих площадях с частичной заменой оборудования);

       - инвестиции на техническое перевооружение (замена и модернизация оборудования).

       Решения по приобретению финансовых активов:

       - решения, направленные на образование стратегических альянсов (синдикаты, консорциумы, и т.д.);

       - решения по поглощению фирм;

       - решения по использованию сложных финансовых инструментов в операциях с основным капиталом.

       Решения по освоению новых рынков и услуг;

       Решения по приобретению НМА.

       Принятие  решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании  различных формализованных и неформализованных методов и критериев. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, с помощью которых расчёты могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.

       Критерии  оценки инвестиционного проекта.

       Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению  инвестиционного проекта. Инвестиционный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным  для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инвестиционного проекта, состояние основных фондов и т.п.

       Оценивая  инвестиционный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инвестиционного проекта  совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

       Маркетинг, для реализации инвестиционного  проекта необходимо, чтобы маркетинговые  исследования рынка подтвердили  его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инвестиционного проекта -продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования - спрогнозировать спрос на новую продукцию которая в начальный период предложения ее на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новую продукцию будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукции, создающие ее новую модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инвестиционному проекту, предлагающему принципиально новый продукт, очень сложно, т.к. в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование в такой ситуации с большей долей вероятности может дать ошибочный и даже отрицательный результат.

       Технологические инновации, ориентированные на повышение  производительности продукта (в перспективе обеспечивающие резкое увеличение объема прежнего по качеству продукта при прежних или незначительно больших затратах на его производство) или ориентированные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, нуждаются в проведении сложных маркетинговых исследовании в оценке резервов емкости рынка предлагаемого инвестиционным проектом продукта или услуги.

       Однако  целью маркетингового исследования инвестиционного проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услуги, причем эта оценка имеет очень важное значение, т.к. объем продаж - это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий объем рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха [8, c.128].  

       Финансы. При выборе инвестиционного проекта  большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инвестиционными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если проекту гарантирован 100%-ныи технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направлять ресурсы на разработку нескольких инвестиционных проектов. В таком случае проявление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации других.

       Следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт или технологический процесс начнет давать отдачу, состоят из затрат на НИОКР, капитальных вложении в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем - это правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный проект может оказаться несостоятельным в

       Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной  параметр:

       Основанные  на дисконтированных оценках ("динамические" методы):

       Чистая  приведенная стоимость - NPV (Net Present Value);

       Индекс  рентабельности инвестиций - PI (Profitability Index);

       Внутренняя норма прибыли - IRR (Internal Rate of Return);

       Модифицированная внутренняя норма прибыли- MIRR (Modified Internal Rate of Return);

       Дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DPP (Discounted Payback Period).

       Основанные  на учетных оценках ("статистические" методы):

       Срок  окупаемости инвестиций - PP (Payback Period);

       Коэффициент эффективности инвестиций - ARR (Accounted Rate of Return).

       До  самого последнего времени расчет эффективности  капиталовложений производился преимущественно "производственной" точки зрения и мало отвечал требованиям, предъявляемым  финансовыми инвесторами: во-первых,  использовались статические методы расчета эффективности вложений, не учитывающие фактор времени, имеющий принципиальное значение для финансового инвестора; во-вторых, использовавшиеся показатели были ориентированы на выявление производственного эффекта инвестиций, т.е. повышения производительности труда, снижения себестоимости в результате инвестиций, финансовая эффективность которых отходила при этом на второй план.

       Поэтому для оценки финансовой эффективности  проекта целесообразно применять  т.н. "динамические" методы, основанные преимущественно на дисконтировании образующихся в ходе реализации проекта денежных потоков. Применение дисконтирования позволяет отразить основополагающий принцип "завтрашние деньги дешевле сегодняшних" и учесть тем самым возможность альтернативных вложений по ставке дисконта. Общая схема всех динамических методов оценки эффективности в принципе одинакова и основывается на прогнозировании положительных и отрицательных денежных потоков (грубо говоря, расходов и доходов, связанных с реализацией проекта) на плановый период и сопоставлении полученного сальдо денежных потоков, дисконтированного по соответствующей ставке, с инвестиционными затратами. Очевидно, что такой подход сопряжен с необходимостью принятия ряда допущений, выполнить которые на практике (в особенности в российских условиях) достаточно сложно. Рассмотрим два наиболее очевидных препятствия.

       Во-первых, требуется верно оценить не только объем первоначальных капиталовложений, но и текущие расходы и поступления на весь период реализации проекта. Вся условность подобных данных очевидна даже в условиях стабильной экономики с предсказуемыми уровнем и структурой цен и высокой степенью изученности рынков. В российской же экономике объем допущений, которые приходится делать при расчетах денежных потоков, неизмеримо выше (точность прогноза есть функция от степени систематического риска).

Информация о работе Методы оценки инвестиционных проектов