Методы оценки инвестиционных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать различные методики оценки инвестиционных проектов, в соответствии с методическими указаниями и литературными источниками.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Инвестиционный проект......................................................................................4
1.1 Понятие, фазы и критерии оценки инвестиционных проектов...................4
1.2 Классификация инвестиционных проектов....................................................6
2 Методы оценки инвестиционных проектов.......................................................8
2.1 Метод оценки чистого приведенного эффекта (NPV)...................................8
2.2 Метод оценки среднего дохода на капиталовложения..................................9
2.3 Метод определения срока окупаемости инвестиций (РР).............................9
3 Критерии оценки инвестиционного проекта.........................................................................................12
3.1Факторы определяющие критерии оценки....................................................12
3.2 Решения по инвестиционным проектам. Критерии их принятия ..............17
Заключение............................................................................................................22
Список использованных источников..................................................................24

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 56.54 Кб (Скачать)

           Ск – чистые денежные поступления в периоде k;

       Очевидно, что если :  

                 NPV > 0, то проект следует принять;

                 NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

                 NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

       Необходимо  отметить, что показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала инвестора в случае принятия рассматриваемого проекта.

       Этот  показатель аддитивен во временном  аспекте, т.е. NPV различных проектов можно суммировать. Это очень важное свойство, выделяющее этот критерий из всех остальных и позволяющее использовать его в качестве основного критерия при анализе оптимальности инвестиционного портфеля [8, c.144].  
 

       +2.2 Метод оценки среднего дохода на капиталовложения 

       Этот  метод предполагает рассмотрение проекта  по отношению среднего дохода к вложенным инвестициям. Особенность данного метода заключается в том, что он не учитывает времени поступления денежных потоков.

       Смысл этого метода  сводится к определению  средней величины чистых денежных потоков, поступления которых ожидаются в будущем вследствие внедрения рассматриваемого инвестиционного проекта, а потом – к вычислению отношения этого показателя к капиталовложениям в данный проект [8, c.74].

        Дохкап.влож =     Сср       * 100%

                   IC 

       2.3 Метод определения срока окупаемости инвестиций (РР) 

       Этот  метод – один из самых простых  и широко распространенных в мировой  учетно-аналитической практике . Он не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений. Алгоритм расчета срока окупаемости зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиций.

       Если  доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого.

       Если  прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена этим доходом.

       Показатель  срока окупаемости инвестиций очень  прост в расчетах, вместе с тем  он имеет ряд недостатков, которые  необходимо учитывать в анализе.

       Во- первых, он не учитывает влияние  доходов последних периодов. Во- вторых, поскольку этот метод основан на не дисконтированных оценках, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением их по годам.

       Существует  ряд ситуаций, при которых применение метода, основанного на расчете срока  окупаемости затрат, может быть целесообразным. В частности, это ситуация, когда  руководство предприятия в большей  степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта - главное, чтобы инвестиции окупились  как можно скорее. Метод также  хорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому, чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является проект. Такая ситуация характерна для отраслей или видов деятельности, которым присуща большая вероятность достаточно быстрых технологических изменений [8, c.124].

       Метод определения индекса доходности инвестиций

       Этот  метод по сути является следствием  метода чистого приведенного дохода (эффекта).

       Индекс  рентабельности   (или индекс доходности) инвестиций рассчитывается по формуле: 

        PI = ∑     Ck           : IC

       n    (1 + H)k 

       Очевидно, что если :

       PI  > 1, то проект следует принять;

       PI < 1, то проект следует отвергнуть;

       PI = 1, то проект ни прибыльный, ни  убыточный.

       В отличие от чистого приведенного эффекта индекс доходности инвестиций является относительным показателем. Он характеризует уровень доходов  на единицу затрат, т.е. эффективность вложений – чем больше значение этого показателя, тем выше отдача с каждого рубля инвестированного в данный проект [8, c.124]. 
 

       Метод расчета коэффициента эффективности  инвестиций

       Этот  метод имеет две характерные  черты: он не предполагает дисконтирования показателей дохода; доход характеризуется показателем чистой прибыли Сср. Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование этого показателя на практике: коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли Сср на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах).[5] Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два:

        ARR =       Сср        * 100%

       Ѕ IC

       Сср – среднегодовая прибыль

       Сср рассчитывается путем деления суммы чистой прибыли за n лет на количество лет

       Этот  показатель сравнивается с коэффициентом  рентабельности авансированного капитала.

       Вывод: по всем рассчитанным параметрам инвестиционный проект постройки подземного гаража является положительным и принесет прибыль [8, c.163]. 
 
 
 
 
 
 

 

       3 Критерии оценки инвестиционного проекта 

       3.1Факторы определяющие критерии оценки 

       Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению  инвестиционного проекта. Инвестиционный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным  для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инвестиционного проекта, состояние основных фондов и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инвестиционного проекта, но оценить их количественно очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.

       На  основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя:

  1. цели, стратегия, политика и ценности предприятия;
  2. маркетинг;
  3. НИОКР;
  4. финансы;
  5. производство.

       1.Цели, стратегия, политика предприятия.  Оценивая инвестиционный проект  в этом направлении, необходимо  выявить .насколько цели и задачи  инвестиционного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

       2.Маркетинг,  для реализации инвестиционного  проекта необходимо, чтобы маркетинговые  исследования рынка подтвердили  его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инвестиционного проекта -продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования - спрогнозировать спрос на новую продукцию которая в начальный период предложения ее на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новую продукцию будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукции, создающие ее новую модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инвестиционному проекту, предлагающему принципиально новый продукт, очень сложно, т.к. в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование в такой ситуации с большей долей вероятности может дать ошибочный и даже отрицательный результат.

       Технологические инновации, ориентированные на повышение  производительности продукта (в перспективе обеспечивающие резкое увеличение объема прежнего по качеству продукта при прежних или незначительно больших затратах на его производство) или ориентированные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, нуждаются в проведении сложных маркетинговых исследовании в оценке резервов емкости рынка предлагаемого инвестиционным проектом продукта или услуги.

       Однако  целью маркетингового исследования инвестиционного проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услуги, причем эта оценка имеет очень важное значение, т.к. объем продаж - это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий объем рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.

       При оценке инвестиционного проекта  следует выявить действительных, а также потенциально возможных  конкурентов, однако сравнивать необходимо не только продукт -результат инвестиционного  проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов.

       Целесообразно также проанализировать и возможные  каналы распределения результатов  инвестиционного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, т.к. создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инвестиционного проекта.

       3.Стадия  НИОКР является начальной стадией  инвестиционного проекта, на которой  следует оценить вероятность  достижения требуемых научно-технических  показателей проекта и влияние  их на результаты деятельности  предприятия. Технический успех - это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнута в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инвестиционный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инвестиционный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инвестиционный проект с позиций научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.

       При проверке инвестиционного проекта  следует учитывать не нарушает ли реализация данного проекта права  на интеллектуальную собственность  какого-либо патентодержателя, а также  выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки иначе эффективность  проекта может быть оценена неверно. На принятие решения также оказывает  влияние возможное отрицательное  воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия проекта могут быть негативными, проекты могут быть запрещены законодательным путем или на предприятие могут быть наложены большие штрафы., что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность проекта.

       4.Финансы.  При выборе инвестиционного проекта  большое значение имеет правильная  оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инвестиционными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если проекту гарантирован 100%-ныи технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направлять ресурсы на разработку нескольких инвестиционных проектов. В таком случае проявление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации других.

       Следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт или технологический процесс начнет давать отдачу, состоят из затрат на НИОКР, капитальных вложении в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем - это правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный проект может оказаться несостоятельным в результате непоступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта.

Информация о работе Методы оценки инвестиционных проектов