Мировой экономический кризис и его влияние на экономику республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка эффективного комплекса мер по выходу из кризисной ситуации экономики Беларуси с минимальными последствиями.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
1) Рассмотрение в теоретической части понятия кризиса, специфики цикличности, объясняющей возникновение экономического колебания экономики.
2) Анализ антикризисных мер, реализованных другими государствами в период экономического спада с целью перенятия зарубежного опыта для Беларуси у стран, добившихся значительных результатов в повышении уровня экономики страны.
3) Анализ антикризисных мер, принятых Республикой Беларусь для выхода из современного экономического кризиса.
4) Оценка развития экономики Беларуси, а также рассмотрение особенностей проявления кризиса в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КРИЗИСЫ В ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие кризиса 6
1.2 Цикличность экономического развития как основание проявления экономического кризиса 7
1.2.1 Характеристика экономических циклов. 7
1.2.2 Фазы экономического цикла. 9
1.2.3. Современные особенности экономических колебаний. …11
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 14
2.1 Антикризисные меры в мировой экономике 14
2.2 Антикризисные меры в Республике Беларусь 19
3 ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 26
3.1 Современный мировой экономический кризис, особенности его зарождения. 26
3.2 Оценка экономического состояния Беларуси 28
3.3 Особенности современного кризиса в Беларуси 32
3.4 Предложения по преодолению современного кризиса и достижению стабильного экономического роста 36
3.4.1 Реструктуризация собственности и приватизация государственной собственности 37
3.4.2 Привлечение инвестиционных ресурсов 38
3.4.3 Внедрение инновационных технологий…………………...……...40
3.4.4 Совершенствование экономического законодательства, либерализация и дебюрократизация административных и технических процедур 41
3.4.5 Совершенствование финансово-кредитного механизма 42
3.4.6 Развитие потребительского рынка 43
3.4.7 Роль человеческого капитала в экономическом развитии 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!!!.doc

— 712.50 Кб (Скачать)

На  характер  экономических  циклов  существенное  влияние  оказывает  научно-технический  прогресс.  Все  более  ускоряющиеся  темпы  НТП  обусловливают  ускорение  обновления основного капитала, которое  наблюдается на всех фазах цикла, включая фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров, как характерная черта кризиса, сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазной динамики цикла  и циклического характера воспроизводства в целом.

В  условиях  глобализации  производства  под  влиянием  международного  разделения труда и интернационализации  хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной  стране влечет за собой  кризисные  явления  в других странах,  в результате  чего  все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания.

Это объясняется  интернационализацией производства и  переходом стран на новый технологический  базис производства, который  еще  больше  усиливает  международный  характер рынков факторов производства (сырья, материалов, оборудования, рабочей силы) и обусловливает мировые структурные кризисы. (синхронизация фаз экономических циклов в мировом масштабе, что привело к возрождению мировых кризисов с середины 70-х гг. и в начале 90-х гг.;)

Очевидно, рыночная экономика, несмотря на изменения, по-прежнему подвержена экономическим колебаниям. В то же время, как показывают наблюдения, развитым странам удалось избежать депрессий, которые происходили  в прошлом, особенно в 1870-е, 1890-е, 1930-е гг. ( Это говорит о том, что рыночная система стала более надежной и стабильной). [9, с. 93-95]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

2.1 Антикризисные меры в мировой  экономике

 

Мировая практика показывает, что во времена экономической  нестабильности происходит возрастание  роли государства в регулировании  экономики.  Каждая страна выбрала свой путь развития, разработала антикризисные меры.  

Особого внимания заслуживает опыт Японии.                                                  

Народное хозяйство  страны, потерпевшей поражение во Второй мировой войне, оказалась  в критическом положении. Так, промышленное производство к концу войны сократилось примерно в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем.

Восстановление  национальной экономики Японии до 1949 года шло в основном за счет правительственных  субсидий крупным монополиям и использования американской помощи.

     Уже со второй половины 50-х гг. промышленность Японии переключается с трудоемких отраслей производства на капиталоемкие. Происходит ускоренное развитие новых отраслей - автомобильной, электротехнической, производства синтетических материалов. С середины 60-х гг. начинается второй этап технического перевооружения - переход к кибернетизации производства, к наукоемким отраслям.

Одним из критериев  хозяйственного успеха в Японии является высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. В Японии до сих пор в хозяйство инвестируется около трети валового национального продукта, причем 70% за счет банковского кредита. Необходимо отметить сравнительно низкий удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции - 11% (в США - 32%, в Англии - 27%). Еще можно отметить, что в Японии низкие военные расходы. В 9-й статье японской конституции оговорено, что они не могут превышать 1% валового национального продукта.

К началу ХХI века Япония превратилась в экономического гиганта,  сумевшего завоевать значительное место в мире,  в грозного конкурента для американских и западноевропейских предприятий. [7, с.199-203]

На территории бывшего СССР  наиболее существенные изменения произошли в Казахстане. Как и в других странах с  переходной экономикой, на первых стадиях реформ в Казахстане наблюдался спад производства, однако в 2004 году объем ВВП превысил дореформенный уровень. Динамика экономического  развития страны указывает на то, что скоро Казахстан войдет в 50 наиболее развитых  государств в мире. Разрушение единого народно-хозяйственного комплекса СССР, спад в экономике и резкое падение уровня жизни населения создали необходимость ускорения интеграции республики в мировое хозяйство, что стало главной целью реформ. Приток прямых иностранных инвестиций способствовал созданию предприятий с участием иностранного капитала. Сегодня в стране намерены использовать возможности ТНК в качестве ускорителя экономической интеграции. Создание условий для привлечения значительных объемов прямых иностранных инвестиций и благоприятная конъюнктура мирового рынка - это те факторы, которые сыграли основную роль в динамичном развитии экономики Казахстана. [23, с.14].

Наиболее значительные показатели у Китая. По своему экономическому развитию он вошел в пятерку наиболее развитых стран мира. Инвестиции в стране увеличивались темпами, опережающими рост ВВП. С целью обеспечения безопасности зарубежных инвесторов правительство Китая подписало со многими государствами соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Реформы позволили модернизировать аэропорты, морские и речные порты, связь, инфраструктуру.[14, c.126]

Одним из наиболее важных направлений развития многих стран стали процессы реструктуризации собственности и приватизация государственной  собственности.

Различие методов  приватизации в различных странах  указывает на то, что нет единой модели[20, с. 124]. Например, Китай, выстроив свой путь развития, не только обеспечил быстрый экономический рост, но и создал полнокровный негосударственный сектор. В процессе реформирования акцент был сделан не на широкомасштабную приватизацию государственных предприятий, а на создание новых частных предприятий[10, с.36]. В то же время проводилась частичная приватизация государственной собственности путем продажи мелких и средних предприятий и расширилось акционирование крупных [31, с.109]: с 1989 по 2001 годы число предприятий сократилось вдвое (с 102,3 до 46,8 тыс.), в том числе за 2000 - 2001 гг. примерно на 25%. Почти все из 520 крупных производственных объединений уже стали корпорациями [30, с.1].Проводилась техническая модернизация и введение прогрессивных методов управления госсектора. Формировались условия для эффективного функционирования приватизированных предприятий. Осуществлялись реформирования поэтапно и под строгим государственным     контролем. [3,с.50]

Мировой опыт показывает, что приватизация приводит к повышению  эффективности производства при  условии решения двух групп вопросов. Во-первых, должны быть осуществлены все  основные этапы приватизации: создание акционерного общества, реструктуризация, продажа предприятия или большинства его акций[22.с. 11-12]. Во-вторых, необходимо создание условий, обеспечивающих эффективное функционирование приватизированных предприятий. Для этого следует обеспечить активное участие государства в  реформировании предприятий и осуществлении контроля за деятельностью новых собственников, а также формирование рыночных механизмов - конкурентной среды, корпоративного контроля, рыночной инфраструктуры.   [21, с.15-16]  

Положительным моментом приватизации в странах-лидерах является поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, которое, судя по опыту разных стран, играет существенную роль в переходе от спада к производству.[1, с.109]

Эффективность вхождения в систему глобальных  экономических связей является фактором роста и повышения конкурентоспособности страны. С процессами глобализации тесно связана возможность перехода к инновационной модели развития. Инновационный обмен становится основой мировых хозяйственных отношений интеграционного типа.

  Ярким примером успешного экономического роста за счет реализации высоких технологий является Китай (объем продукции отраслей новейшей технологии за последнее десятилетие увеличился в 27 раз, а их доля в ВВП возросла с 8,1 до 35,4%). КНР ежегодно увеличивает экспорт высокотехнологичной продукции на 22%. Страна сама активно развивает высокие технологии: расходы на НИОКР увеличились с 0,6% ВВП в 1995 г. до 1% ВВП 2005 г., при этом число научных работников и инженеров возросло с 470 до 821 тыс. [14, с.114]

В странах ЦВЕ  реформам подверглись и методы управления предприятиями рыночной экономики, в частности вопросы мотивации  высших менеджеров. Это связано с  тем, что менеджмент в большей  степени несет ответственность  за результаты работы компании и подвергается большим рискам.

Одной из задач  по привлечению инвестиций в проекты  было создание привлекательности финансового  рынка, обеспечивающего функции  сосредоточения и перераспределению  денежных ресурсов. Его основными  элементами служат банковская система и рынок ценных бумаг. [1, с.112]

 Проведя  анализ опыта стран-лидеров в  экономическом развитии, можно сделать  ряд  выводов:

1) Основной целью  построения рыночной экономики  является достижение стабильного  экономического развития на основе модернизации производительных сил и системы экономических отношений, формирование модели экономического роста (возрастают объемы производства, создаются условия для перехода к реальным структурным изменениям в экономике, в том числе развития новых технологических укладов, а на этой основе повышается конкурентоспособность страны на мировом рынке).                                                2)  2) Привлечение инвестиций в экономику и усиление мотивации экономических субъектов являются главными источниками успешного развития этих стран. В основу реформирования в рассматриваемых выше государствах были поставлены следующие задачи: правовые и институциональные преобразования для создания благоприятных условий деятельности инвестиций, особенно высокотехнологичных, создание преференций для предприятий с иностранными инвестициями, создание благоприятного инвестиционного климата, использование конкурентных преимуществ вхождения в мировой инвестиционный процесс на принципах приоритетного учета национальных интересов.

3) Для  обеспечения  привлечения в эти страны инвестиций  и усиления мотивации экономических  субъектов должны выполняться  основные условия: это наличие  четкой стратегии вхождения в  мировой инвестиционный процесс;  проведение приватизации с активным  привлечением иностранных инвесторов; содействие увеличению доли собственности, основанной на объединении и консолидации активов, т. е. резкого возрастания их концентрации, особенно с участием крупных транснациональных корпораций; проведение комплекса мер по формированию банковской системы и рынка ценных бумаг, способных сосредотачивать и эффективно распределять огромные объемы финансов; поддержка развития малого и среднего предпринимательства и его инновационной активности; использование современных систем мотивации высших менеджеров предприятий; создание условий для интеграции инноваций в инвестиционный процесс.

2.2 Антикризисные меры в Республике  Беларусь

 

Большинство экономистов  видят причину возникновения  нынешнего финансово - экономического кризиса в природе так называемого западного "общества потребления'', в котором высокий уровень жизни населения основан на искусственно завышенном уровне потребления, не соответствующем ресурсно-сырьевой и производственной базе западных государств. Современный кризис зародился в финансовой сфере и только потом перешел непосредственно в реальную экономику.

Глобальный  экономический кризис существенным образом изменил ситуацию на мировых  рынках. Беларусь, поставляющая на экспорт  более 70% своей продукции, по определению  не может остаться в стороне от воздействия внешнеэкономических факторов.

Хоть и хватило  белорусской экономике запаса прочности, чтобы успешно завершить 2008 год, однако уже в четвертом квартале страна столкнулась с сокращением  спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках и, как следствие, снижение экспорта, что повлекло за собой замедление роста объемов производимой продукции, увеличение ее складских запасов в ряде отраслей. Резко ухудшилась ценовая позиция во внешней торговле, замедлились расчеты, сократилось поступление валюты. Стал более трудным доступ к кредитным ресурсам на международных финансовых рынках, да и сами ресурсы существенно подорожали. Именно проблемы в сфере финансирования послужили толчком к ухудшению мировой конъюнктуры.  Задачей номер один для всех отраслей экономики  является сегодня минимизация последствий глобального экономического кризиса.[24, с.6-12]

В этих условиях достаточно оперативно в Беларуси был  разработан комплекс антикризисных  мер, включающий соответствующие решения  Президента и правительства, также системные действия органов управления. Его первой составной частью стала стабилизация денежно-кредитного и валютного рынков, сокращение государственных расходов, поддержка промышленного потенциала страны.                                                                                                          Вторым  важным направлением антикризисной программы действий является стимулирование деловой активности в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. И здесь, конечно, основная ставка сделана на развитие малого и среднего бизнеса: предпринимаемые меры по стимулированию развития предпринимательства в сочетании с активной кредитной политикой позволяет обеспечить создание новых рабочих мест, привлечь инвестиции, увеличить выпуск продукции, работ,  услуг.

Основные задачи, которые поставило правительство  в новых экономических условиях: ускорение темпов экономического роста, реализация приоритетов инновационного развития и укрепления инвестиционной составляющей экономики. Рассмотрим более подробно предпринятые шаги в данном направлении.

Для создания благоприятных  условий и стимулов развития экономики  со второго полугодия 2007 года в республике проводилась работа по совершенствованию  экономического законодательства. Она  затронула его многие важные составляющие - приватизацию, лицензирование, налогообложение, налоговое администрирование, процедуры организации и ведения бизнеса, фондовый и финансовый рынки.

В целях активизации  инвестиционной деятельности были приняты  решения по стимулированию развития бизнеса, поддержке малого и среднего предпринимательства, стабилизации условий работы и раскрепощению деловой инициативы. Были пересмотрены многие нормы налогового законодательства с целью упрощения системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки на экономику. Осуществлялась либерализация процессов приватизации. В этом направлении было принято решение о поэтапном снятии ограничений на отчуждение гражданами Республики Беларусь акций акционерных обществ, приобретенных ими у государства на льготных условиях (со скидкой 20% от номинальной стоимости и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество").  С 2008 года  приватизация объектов государственной собственности происходит по трехлетним планам, утверждаемым правительством и местными Советами депутатов.

В Беларуси отменен  институт особого права ("золотой  акции") государства на участие  в управлении хозяйственными обществами, снижена с 40 до 24% ставка налогообложения  доходов юридических лиц по операциям  с ценными бумагами.

Благодаря предпринятым мерам произошло улучшение инвестиционного климата. В ходе Белорусского инвестиционного форума в Лондоне в  деловом сотрудничестве с нами заинтересовались солидные зарубежные банки и фирмы.

В основу обеспечения  экономического роста было поставлено инновационное развитие и предпринимались усилия по разработке и  реализации инновационных проектов. В соответствии с Государственной программой в 2008 году в стране выполнялось 795 проектов. В рамках этой программы реализовано 437 инновационных проектов, в том числе создано 61 новое предприятие, введено в эксплуатацию 144 новых производства, основанных на применении самых современных технологий, на имеющих стратегическое значение предприятиях модернизировано 232 действующих производства на основе внедрения новых и высоких технологий.

Информация о работе Мировой экономический кризис и его влияние на экономику республики Беларусь