Мировой экономический кризис и его влияние на экономику республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка эффективного комплекса мер по выходу из кризисной ситуации экономики Беларуси с минимальными последствиями.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
1) Рассмотрение в теоретической части понятия кризиса, специфики цикличности, объясняющей возникновение экономического колебания экономики.
2) Анализ антикризисных мер, реализованных другими государствами в период экономического спада с целью перенятия зарубежного опыта для Беларуси у стран, добившихся значительных результатов в повышении уровня экономики страны.
3) Анализ антикризисных мер, принятых Республикой Беларусь для выхода из современного экономического кризиса.
4) Оценка развития экономики Беларуси, а также рассмотрение особенностей проявления кризиса в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 КРИЗИСЫ В ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Понятие кризиса 6
1.2 Цикличность экономического развития как основание проявления экономического кризиса 7
1.2.1 Характеристика экономических циклов. 7
1.2.2 Фазы экономического цикла. 9
1.2.3. Современные особенности экономических колебаний. …11
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 14
2.1 Антикризисные меры в мировой экономике 14
2.2 Антикризисные меры в Республике Беларусь 19
3 ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 26
3.1 Современный мировой экономический кризис, особенности его зарождения. 26
3.2 Оценка экономического состояния Беларуси 28
3.3 Особенности современного кризиса в Беларуси 32
3.4 Предложения по преодолению современного кризиса и достижению стабильного экономического роста 36
3.4.1 Реструктуризация собственности и приватизация государственной собственности 37
3.4.2 Привлечение инвестиционных ресурсов 38
3.4.3 Внедрение инновационных технологий…………………...……...40
3.4.4 Совершенствование экономического законодательства, либерализация и дебюрократизация административных и технических процедур 41
3.4.5 Совершенствование финансово-кредитного механизма 42
3.4.6 Развитие потребительского рынка 43
3.4.7 Роль человеческого капитала в экономическом развитии 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!!!.doc

— 712.50 Кб (Скачать)

С целью повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции и оказываемых  услуг продолжалась работа в области  стандартизации и сертификации.

Удалось сдержать рост цен. Рост инфляции произошел под влиянием внешних факторов - увеличением цен на мировом рынке на ввозимые энергоносители, сырье и материалы, продовольствие.

Стабильный  экономический рост позволил повысить уровень жизни народа, реальные денежные доходы населения. Удалось выполнить  намеченную социальную программу.

Для поддержания  макроэкономической стабильности были реализованы меры по обеспечению  устойчивого развития банковской системы, денежно-кредитного и валютного  рынков, недопущению снижения ликвидности  банков, сокращению государственных  расходов, сохранению промышленности.

С целью обеспечения  устойчивости внутреннего валютного  рынка за счет полученных международных  кредитов пополнены золотовалютные резервы страны.                                                                                                                            

Принятием Декрета 22 Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 года   гарантирована  сохранность денежных вкладов. Были выделены дополнительные средства из бюджета в уставные фонды государственных  банков для поддержки их ликвидности.  

В целях сохранения финансовых позиций реального сектора  экономики установлен порядок реализации за пределы страны продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры  мирового рынка. Это предусматривает  возможность экспорта продукции по ценам ниже себестоимости.

Важным документом стали Первоочередные мероприятия  по либерализации экономической  деятельности в 2008 году. Эти меры направлены на преобразования в области распоряжения государственным имуществом, регулирование  земельных и арендных отношений, совершенствование контрольной деятельности, системы налогообложения, порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, лицензионной деятельности, ценообразования, страховой деятельности, упрощение административных процедур, стимулирование инновационного развития и другие.

С 1 января 2008 года Декретом Президента  8 от 17 декабря 2007 года введен заявительный принцип  регистрации субъектов хозяйствования. Декретом  1 от 16 января 2009 года закреплены реальные механизмы реализации этого принципа.

Указом главы  государства  703 от 24 декабря 2008 года упорядочены вопросы уплаты НДС  плательщиками единого налога, таможенного  оформления ввозимых товаров, скорректирована  система уплаты единого налога.

Приняты меры по изменению процедур сертификации продукции с целью оптимизации и упрощения. Сокращена на 40% номенклатура продукции и услуг, подлежащей обязательной сертификации. Постановлением Госстандарта от 16 декабря 2008 года с 3 до 5 лет увеличены сроки действия сертификатов на серийное производство товаров.

2009 год стал  продолжением предпринимаемых мер  по минимизации влияния мирового  финансово-экономического кризиса. 13 января 2009 года утвержден План  первоочередных мероприятий по  либерализации условий осуществления  экономической деятельности в 2009 году, направленный на дебюрократизацию административных и технических процедур в различных сферах, обеспечение ускорения институциональных преобразований в банковском секторе, реализацию мер по дальнейшему упрощению налоговой системы и таможенного законодательства, расширение сферы применения свободных цен (тарифов).

6 января 2009 года  правительством и Национальным  банком утверждены Меры по  обеспечению стабильной работы  организаций реального сектора  экономики. Они направлены на поддержку белорусского экспорта и сохранения внешних рынков, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, стабилизации финансового состояния организаций, оптимизации затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Разработан ряд мероприятий, направленных на снижение себестоимости отечественной продукции, следовательно, на повышение ее конкурентоспособности по цене.

Для предупреждения негативных последствий кризиса  на экономику и социальную сферу  организована соответствующая система мониторинга. Особое внимание уделяется вопросам занятости населения, недопущения массовых увольнений.

Восстановление  наших экспортных позиций зависит  от экономических процессов в  Западной и Восточной Европе, СНГ  и, конечно же, России, которая была и продолжает оставаться наиболее значимым экономическим партнером. В условиях глобализации нельзя рассчитывать на преодоление воздействия кризисных явлений в одиночку. Подтверждением этого явился антикризисный саммит 20 ведущих экономик мира (G 20), прошедший в Лондоне в апреле 2009 года.

Значимым событием явилось проведение Белорусского инвестиционно-экономического форума 12 - 13 ноября 2009 года. Он стал заметной пиар-акцией правительства Республики Беларусь по пропаганде инвестиционных возможностей страны. На форум съехались более 600 участников из более 60 стран.

Еще более масштабным стал Белорусский инвестиционный форум, прошедший 17 ноября 2010 года, на котором  было представлено  более 160 инвестиционных проектов на сумму свыше 14 млрд. долларов.

Предпринимаемые государством меры - это основа антикризисных мероприятий, однако в конечном счете их реализация зависит прежде всего от работы субъектов всех секторов экономики. Каждое предприятие должно сегодня располагать четкой стратегией действий, нацеленной не просто на выживание в усложнившейся ситуации, а на расширение рынков сбыта, на инновации, на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов. Условием успешного преодоления последствий глобального кризиса является в первую очередь согласованность действий, предпринимаемых на всех уровнях экономики - органами государственного управления, региональными и местными органами власти, предпринимателями и трудовыми коллективами.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ  И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО  МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

3.1 Современный  мировой экономический кризис, особенности  его зарождения

 

Сегодня существует много версий о первопричинах  глобального кризиса. Одна из них - чисто  технический сбой на американском рынке  ипотечного кредитования. А также алчность нескольких десятков финансовых олигархов или политиков. Но это явления вторичные. Первопричина - в самой современной модели западной экономики, основой которой является существующая система кредита.[5, с.94-102]

Ее началу послужила Бреттон-Вудская система денежных отношений и торговых расчетов между западными странами (1944 год). Именно тогда основным платежным средством был признан американский доллар, так как США давало гарантии слабым после  Второй мировой войны европейским государствам конвертацию своей валюты в золото. Именно с этого времени началась бурная мировая экспансия долларового кредита.

Следующим шагом - 15 августа 1971 года - стал публичный отказ администрации  президента Никсона от золотого обеспечения  американского доллара, и мир перешел к свободной конвертации валют на основе спроса и предложения. На тот момент США уже стали ведущей мировой державой. Доллар США остался в качестве мировой резервной валюты, даже сейчас, в условиях глобального кризиса. Доля США превышает 66% в общем объеме валютных резервов активов в мире. По данным Федеральной резервной системы (ФРС), на начало 2008 года в мире обращалось только наличными 700 млрд. долларов США, причем 3/4 - за пределами Соединенных Штатов.

Основной причиной обвального кризиса мировой экономики называют спекулятивный характер, и как следствие, неконтролируемая эмиссия основной мировой валюты - доллара США.

Международное разделение труда  привело к тому, что современная  западная экономика превращается в  экономику финансов и - что еще  хуже - в экономику финансовых «пузырей», тогда как реальное производство стремительно перемещается в регионы дешевого труда.

Финансовая сфера может  отрываться от производства, создается  своего рода виртуальная экономика. Речь идет не о реальных товарах, а  об ирреальных носителях стоимости. Весь процесс происходит вследствие выпуска деривативов  (всевозможных дублирующих производных от ценных бумаг). В период эйфории деньги делаются из воздуха, сами деньги становятся деривативами денег, а не товаров, "бумага" рождает бумагу в неконтролируемых размерах. Растет прибыль, но никто не догадывается, что эта прибыль - в долг, так как вскоре последуют убытки, которые нужно будет чем-то покрывать.

Приведем цифры. В 2007 году мировой объем ценных бумаг составлял     500 трлн., тогда как суммарная стоимость национальных ВВП равнялась 50 трлн., то есть 10% всего фиктивного капитала, а мировой товарооборот исчислялся в 10 трлн. ( всего 2% ) [ 29, с.24-31 ]. Речь идет о многократном перепроизводстве финансовых знаков или о таком же недопроизводстве реальных товаров. Назревал крах, и начальной искрой послужила американская ипотека. Как известно, ипотечный договор дает больше преимуществ кредитору, так как при не возврате необходимых сумм он может отнять недвижимость у должника.

Распространению кризиса  на весь мир способствовало то, что  макрополитика во всех странах была однотипной, в ходе которой финансовая надстройка значительно оторвалась от производственной базы. Болезни  одни и те же. Рост фиктивного капитала ( "пузыря" ) рано или поздно приводит к разрушительным последствиям, которые тем больше, чем больше этот навес. [28.с.9]. Конечно, у каждой страны свои особенности, которые либо усугубляют положение, либо облегчают выход из него. Выручает реальное производство. Чем оно более развито, тем легче пережить финансовый крах.   

3.2 Оценка экономического состояния  Беларуси

 

После распада CССР с 1991 по 1995 в экономике наблюдался спад. Экономика Беларуси существовала в условиях глубокого системного кризиса, вызванного разрывом экономических связей, утерей сырьевой базы и рынков сбыта продукции, резким снижением объема производства и падением уровня жизни населения.  Беларусь, начиная с 1991 г. активно разрушала институты централизованного управления, осуществляя политику либерализации внутреннего рынка (в первую очередь ценообразования) и внешнеэкономических отношений. Однако либерализация  на  начальной  стадии  переходного  периода  не принесла желаемого успеха. В  результате ВВП  катастрофически  снижался. (Приложение А1)

Субъекты экономики оказались дезориентированы, при этом  отсутствие формальных ограничений, формируемых институциональной  средой, привело  к  антиобщественным  формам  присвоения,  к  стремлению  монополизировать различные  сферы  деятельности,  к  недобросовестной  конкуренции, галопирующему росту  цен,  систематическим  неплатежам,  коррупции,  неспособности  государства  выполнять социальные функции, криминализации экономики и другим негативным явлениям. Вместе с тем, либерализация позволила уравновесить товарный рынок, активизировать процесс создания новой институциональной среды рыночного типа.

После выборов  в 1994 г. Президента страны начался этап укрепления и создания  сильных  государственных  институтов  при  одновременном  замедлении  процессов  либерализации экономики.[41, с. 2]

Возврат  к  прямым  административным методам  государственного  регулирования  экономики в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной  среды рыночного  типа  и  наступающего  глубокого  социально-экономического  кризиса  был оправдан.[12, с. 121] По таким основным показателям, как ВВП и продукция промышленности, Беларусь имела значительно более высокий рост, чем большинство стран СНГ и Балтии. Существенно снизился рост инфляции, хотя и оставался еще на высоком уровне. Выросли реальные денежные доходы населения. (Приложение Б1)

Тем не менее  в сопоставимых ценах объем производства продукции промышленности  в 2005 г. уже составлял 152% по сравнению с 1990 г. В то время, как наблюдалось  снижение объемов производства в  натуральном выражении.(Приложение В1)

Также снизился уровень использования производственных мощностей, что неизбежно приводит к увеличению доли условно-постоянных затрат предприятий и снижению ценовой  конкурентоспособности выпускаемой  ими продукции.

Государство добилось  стабилизации и экономического роста посредством административного давления на предприятия, что противоречит рыночным подходам к организации их деятельности. Административные требования государства об обеспечении ежегодного прироста объемов производства не зависимо от объективных возможностей продаж ухудшали финансовое состояние значительной части предприятий.

Доля прибыли  организаций в ВВП с 1995 г. начала падать и к 2006 г. составляла от 1/3 до 1/5 значений первой половины 1990 г., что  и стало снижением возможности предприятий развиваться за счет собственных средств. [25, с.32]

Нынешний  этап  воспроизводства  в  республике  характеризуется  резким  снижением  коэффициента обновления основных фондов при сохранении практически на том  же уровне коэффициента выбытия. В частности в белорусской промышленности коэффициент обновления до начала переходных процессов составлял 6-8%, а по данным за последние  три  года  он  колеблется  в  пределах 1,5-2,4%. Это  значит,  что  если  раньше полное обновление фондов можно было осуществить за 12-16 лет, то в новых условиях – за 42-66 лет. 

Обеспеченность  предприятий ряда отраслей оборотными средствами за последние 10 лет были ниже нормативной. Проблемы в сфере  платежеспособности и ликвидности  вынуждают предприятия использовать для пополнения оборотных средств не только прибыль, займы, но и отвлекать часть средств, предназначенных для расширенного производства.

Информация о работе Мировой экономический кризис и его влияние на экономику республики Беларусь