Монополистическая деятельность органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:10, реферат

Описание работы

Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства. Очевидно, что только государство способно ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3
Государственное регулирование монополистической деятельности…4
Сущность деятельности ФАС в проведении государственной антимонопольной политики. Результаты работы антимонопольного органа………………………………………………………….………..…9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Антимонополия.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Калининградский пограничный институт

Федеральной службы безопасности Российской Федерации

__________________________________________________________________

Центр дополнительного  профессионального  образования 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

  Антимонопольное законодательство  

Тема

Монополистическая деятельность органов  исполнительной власти 
 

                                                             Выполнил:  Студент 69/2 учебной группы

                                                                          Кузьмин Денис Юрьевич

                                                                                
 
 

   
 
 
 
 
 
 

Калиниград-2011

Содержание 

Введение………………………………………………….………………………..3

  1. Государственное регулирование монополистической деятельности…4
  2. Сущность деятельности ФАС в проведении государственной   антимонопольной политики. Результаты работы антимонопольного органа………………………………………………………….………..…9

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  взаимоотношения государства и  хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие  функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки  усиливают роль государства в  регулировании общественного производства. Очевидно, что только государство способно ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства.

     Российская  экономика унаследовала от советской  экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики – электроэнергетике, газовой промышленности, железнодорожном транспорте и связи.

     Здоровая  конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования  конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

     Проблема  монополизации экономики страны занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому  изучение этого вопроса носит первостепенную важность. Мы узнаем о негативном влиянии крупных производств на экономику, о сущности и необходимости проведения антимонопольной политики. В данной работе особое внимание будет уделено Федеральной Антимонопольной Службе (ФАС), регулирующей деятельность предприятий-монополистов. 
 
 

  1. Государственное регулирование монополистической  деятельности
 

     Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической  деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет). В его составе имеется два отдела: по развитию конкуренции и по поддержке предпринимательства. Комитет образует свои территориальные управления.

     Антимонопольный комитет входит в блок экономических  министерств и ведомств исполнительной власти, наряду с министерствами экономики, финансов, и госимущества. Однако, по логике вещей, он должен быть независимым, он ближе к Банку России.

     Антимонопольный комитет, согласно Положению о нем, выполняет следующие задачи в  отношении хозяйствующих субъектов  и органов власти. Дает обязательные для исполнения предписания:

· о  прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

· о  расторжении (изменении) договоров, противоречащих Закону;

· о  восстановлении первоначального положения;

· об отмене (изменении) принятых неправомерных  актов;

· о  принудительном разделении.

Принимает решения о наложении штрафов:

· за нарушения антимонопольного законодательства;

· за неисполнение предписаний Комитета.

Обращается  в суд или арбитраж с исками и заявлениями, участвовать при  рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

     Направляет  в органы прокуратуры материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

     В отношении хозяйствующих субъектов  контролирует соблюдение антимонопольных  требований при создании, реорганизации  и ликвидации хозяйствующего субъекта; контролирует крупные продажи и покупки акций, ведущие к доминирующему положению хозяйствующего субъекта; представляет заключение о возможности приватизации предприятий монополистов.

В отношении органов  власти

Направляет  рекомендации по:

· представляет льгот;

· изменению  сфер применения тех или иных цен;

· созданию параллельных структур, финансированию мероприятий по расширению производства;

· привлечению  иностранных инвестиций, учреждению СП, созданию и развитию СЭЗ;

· лицензированию экспортно-импортных операций, видов деятельности, изменению таможенных тарифов;

· введению обязательного лицензирования, запрещению (приостановлению) экспортно-импортных  операций хозяйствующих субъектов, нарушающих антимонопольное законодательство.

     Согласовывает проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ, решения органов  управления по вопросам создания реорганизации  и ликвидации субъектов.

     Лица, уполномоченные ГКАП России, имеют  право беспрепятственного доступа  в министерства и ведомства, другие органы, а также на предприятия, в объединения, организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами.

     Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные  лица обязаны представлять достоверные  документы, письменные и устные объяснения и иную информацию.

     Сведения, составляющие коммерческую тайну, не подлежат разглашению. В противном случае ГКАП возмещает причиненные убытки.

     С целью ограничения произвола  должностных лиц 5 декабря 1991 г. было принято Постановление Правительства РСФСР №35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

     В соответствии с этим постановлением коммерческую тайну предприятий  и предпринимателей не могут составлять учредительные документы:

· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (к ним относятся регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для  проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

· документы  о платежеспособности;

· сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных  рабочих мест;

· документы  об уплате налогов и обязательных платежей;

· сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей  вред здоровью населения, а также  других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;

· сведения об участии должностных лиц предприятия  в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской  деятельностью.

     К М.д. относятся также акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции. Этим органам запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в т.ч. запрещается:

     а) вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов  в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты  на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;

       б) необоснованно препятствовать  осуществлению деятельности хозяйствующих  субъектов в какой-либо сфере;

       в) устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РФ (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

       г) давать хозяйствующим субъектам  указания о первоочередной поставке  товаров (выполнении работ, оказании  услуг) определенному кругу покупателей  (заказчиков) или о приоритетном  заключении договоров без учета  установленных законодательными  или иными нормативными актами РФ приоритетов;

     д) необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов  в какой-либо сфере деятельности;

     е) необоснованно предоставлять одному или нескольким хозяйствующим субъектам  льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к др. хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара. Решения указанных выше органов по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством), а также предоставления льгот одному или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.

     Соглашения (согласованные действия) федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию, относятся к М.д. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) федерального органа исполнительной власти, органа власти или управления с др. органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в т.ч. соглашения (согласованные действия), направленные на:

       а) повышение, снижение или  поддержание цен (тарифов);

       б) раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

Информация о работе Монополистическая деятельность органов исполнительной власти