Система органов исполнительной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть систему исполнительной власти в Российской Федерации, дать определения органов исполнительной власти на различных уровнях и раскрыть их полномочия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать общую характеристику исполнительной власти в России; рассмотреть структуру системы органов исполнительной власти РФ.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Введение

     Вопрос  об исполнительной власти является одним  из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви  власти отражают состояние государственности  в данный момент в целом, позволяют  оценить потенциал и перспективы  государственно-правовых методов разрешения социальных проблем. Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов. Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития. Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную  деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права. Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти. Тем не менее, новая Конституция оставила и ряд неразрешенных вопросов. Она не определила роли Правительства как высшего органа в системе исполнительной власти, существенно изменила положения об ответственности исполнительной власти перед представительными органами государственной власти, сузила сферу деятельности исполнительной власти в области государственного управления. Более того, Конституция РФ не применяет термин «государственное управление» ни к органам исполнительной власти в плане их функциональной роли, ни к предметам ведения, за исключением управления федеральной собственностью. Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна, так как существует большое количество вопросов, требующих скорейшего разрешения, для обеспечения нормального функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации.

     Объектом  исследования является комплекс общественных отношений складывающихся в процессе функционирования органов исполнительной власти Российской Федерации.

     Предметом данного исследования является роль и место системы органов исполнительной власти в современном государстве, взаимодействие исполнительной власти с другими ветвями государственной власти.

     Цель  данной работы рассмотреть систему исполнительной власти в Российской Федерации, дать определения органов исполнительной власти на различных уровнях и раскрыть их полномочия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать общую характеристику исполнительной власти в России; рассмотреть структуру системы органов исполнительной власти РФ.

     Методологическую  основу исследования составили современные  методы научного познания, в том числе такие общенаучные методы, как диалектико-материалистический, исторический, анализ и синтез. Частнонаучные методы представлены системно-структурными и сравнительными методами. Методологической основой для выработки понятий и определений служили законы формальной логики.

     Проблема  изучения правового статуса государственных  органов исполнительной власти Российской Федерации давно находится в  центре внимания многих отечественных  специалистов, а также в области государственного управления. Юридической наукой накоплен солидный материал по различным вопросам данной проблемы.

В данной курсовой работе были использованы труды  следующих авторов: Н.М.Конин, М.П.Петров, Л.Л.Попова, Д.Н.Бахрах, Б.Н.Габридчидзе, а также нормативные документы: Конституция Российской Федерации,  ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.

     Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка системного подхода к конституционно-правовому и функциональному анализу деятельности исполнительной власти. Новый Основной закон государства внес существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I Общая характеристика исполнительной власти в России

1.1. Понятие  и основные признаки исполнительной  власти

     Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по её практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно государственно-властному механизму, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ 1993 г. установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную1, данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.

     Конституция РФ 1993 г. вместо термина "государственное  управление" ввела в оборот понятие "исполнительная власть". И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное  представление, как о самой исполнительной власти, так и о реализующих её органах. Так, ст.77 Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти2.

     Что касается, например, республик, входящих в состав РФ, то они самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти (ст.60 Конституции Республики Бурятия), включающую и органы исполнительной власти. Так, в ст.116 Конституции Республики Татарстан записано, что Кабинет Министров Республики - Правительство - является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики. В некоторых случаях данные позиции конкретизируются. Так, ст.63 Конституции Республики Карелия возлагает осуществление исполнительно-распорядительных функций на главу исполнительной власти (т.е. на Председателя Правительства) и органы государственного управления (министерства, государственные комитеты и другие ведомства, должностных лиц).

     В уставах краёв, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья системы исполнительных органов.

     Действующее российское законодательство, наряду с широким использованием термина "органы исполнительной власти", часто содержит упоминания об "исполнительных органах", о "государственных органах  управления". А Указ Президента РФ "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" ст. 17 марта 1997 г. характеризует субъекты исполнительной власти как "органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление"3.

     Очевидно, что во всех случаях речь идёт об одном и том же, а именно - о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. о тех государственных органах, в чью компетенцию входит практическая реализация её задач, функций и полномочий. Используя современную конституционную терминологию, мы говорим в подобном смысле о субъектах исполнительной власти или же, что по своей сути адекватно - об органах исполнительной власти. Налицо тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти»4.

     Действующее законодательство, опирающееся на новую Конституцию РФ, не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимых для характеристики того вида государственной деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, мы подразумеваем (несмотря на их новое название) органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность. По мнению Г.Б.Романовского «в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа, она наиболее приближена к народу. Как отмечает профессор Д.Н. Бахрах, "она (исполнительная власть. - Прим. автора) необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности»5.

     При этом, однако, следует учитывать, что  исполнительными по своей сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений. Естественно, что в подобных случаях имеют место соответствующие особенности.

     К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие  моменты:

  1. социальные предназначение исполнительной государственной власти – в исполнении общих предписаний, то есть решений представительной, президентской и правительственной власти;
  2. реализация исполнительной власти системой специальных исполнительных органов власти, ранее повсеместно именовавшихся органами государственного управления и сейчас остающихся таковыми, по сути, иногда и с сохранением этого старого наименования;
  3. выражение волевых импульсов исполнительной власти в принятие управленческих решений и организации их исполнения в процессе и в результате осуществления управленческой деятельности как особого и специфического вида государственной деятельности  и основной формы реализации исполнительной власти6.

     Управление  представляет собой, таким образом, родовой знак исполнительной власти, так как она и осуществляется главным образом в форме управления по средствам многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур. Управление – это исполнительная власть в действии, явление ее подвластным управляемым субъектам.

     При этом, однако, следует учитывать, что исполнительными по своей сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений. Естественно, что в подобных случаях имеют место соответствующие особенности.

     Для исполнительной власти характерны следующие  признаки:

  1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. Поэтому самостоятельность органов исполнительной власти – первый принцип их современного бытия. Как следствие его – необходимость тесного взаимодействия исполнительной ветви власти с ее другими ветвями.

К этому  следует добавить некоторые особенности  проявления самостоятельности органов исполнительной власти. Имеется в виду, прежде всего значительный объем президентского влияния на организацию и деятельность этих органов, а так же недостаточно развитый институт парламентского контроля за ними.

Информация о работе Система органов исполнительной власти РФ