Система органов исполнительной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть систему исполнительной власти в Российской Федерации, дать определения органов исполнительной власти на различных уровнях и раскрыть их полномочия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать общую характеристику исполнительной власти в России; рассмотреть структуру системы органов исполнительной власти РФ.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Министерство  является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом РФ и Правительством РФ, членом которого он является.

Полномочия  федеральных министров весьма обширны. Они: 1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ; 2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства; 3. обеспечивают их исполнение; 4. принимают участие в выработке и реализации политики Правительства; 5. обладают всеми другими установленными федеральным законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны Правительству РФ, а также Президенту по вопросам, отнесённым к их компетенции.

     Федеральные службы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа

     Из 11 Федеральных служб напрямую подчинено Правительству РФ только 6 (антимонопольная служба, таможенная служба, служба по тарифам, служба по финансовому мониторингу, служба по финансовым рынкам, служба по регулированию алкогольного рынка), а остальные 5 находятся в прямом подчинении Президенту (Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны Российской Федерации)20.

Из 7 ныне существующих Российских агентств Президенту подчинено только 3 – Федеральное агентство специального строительства, Главное управление специальных  программ  Президента  Российской  Федерации

(федеральное  агентство), Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

 А  остальные находятся в непосредственном  ведении Правительства РФ - космическое агентство, агентство по обустройству государственной границы, агентство по рыболовству, агентство лесного хозяйства.

Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы; российское агентство - генеральный директор российского  агентства21.

     Нормативные правовые акты издаются федеральным органом исполнительной власти в виде приказа или в ином, установленном законодательством Российской Федерации виде, в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

     Подготовку  и согласование проекта нормативного правового акта осуществляет уполномоченное структурное подразделение федерального органа исполнительной власти с привлечением при необходимости специалистов научных и иных организаций. Проекты нормативных правовых актов до их подписания подлежат обязательному согласованию с юридической службой федерального органа исполнительной власти.

     Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти (лицом, исполняющим его обязанности).

     Структурные подразделения федерального органа исполнительной власти и его территориальные  органы не вправе издавать нормативные  правовые акты22.

     В целях подготовки проектов нормативных правовых актов межведомственного характера руководитель федерального органа исполнительной власти, ответственного за их подготовку, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы.

     Согласование  указанных проектов нормативных  правовых актов осуществляется в  порядке, аналогичном установленному Регламентом Правительства РФ порядку  согласования проектов нормативных  правовых актов Правительства РФ.

     Таким образом, систему и структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Президент РФ. Федеральные органы исполнительной власти функционируют в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Они осуществляют общее руководство соответствующими отраслями, как правило, не руководят непосредственно предприятиями и организациями. В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения федеральных органов исполнительной власти. Объем и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.

2.2. Органы исполнительной  власти субъектов  РФ

     Кроме федеральных органов государственного правления, в единую систему исполнительной власти РФ входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст.77 Конституции РФ)23, что обычно констатируется и в уставах и других законах субъектов Федерации. Систему органов государственной власти, в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

     В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органов государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов исполнительной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с Конституцией.

     Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего  должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным  органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»24 и конституцией (уставом) субъекта РФ.

     Наименование  должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации.

При сложившейся  практики в национальных республиках  России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ – губернаторами или просто главами администрации субъекта РФ (края, области).

     Высшие  должностное лицо субъекта РФ (президент  республики, губернатор или глава  администрации края или области) является руководителем высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Он представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществление внешнеэкономических связей, при этом в праве подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; формирует в высший исполнительный орган государственной власти субъект РФ в соответствие с законодательством субъекта РФ  принимает решения об отставки этого органа; в праве участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъект РФ с правом совещательного голоса, а также осуществляет иные полномочия в соответствие с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ25.

     В большинстве  субъектов РФ (а ими  являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают губернатор (края или области), правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).

     В организации исполнительной власти республик - субъектов Федерации отражаются специфические черты их конституционного положения и особенностей развития. Основными элементами их системы на уровне органов общей компетенции являются чаще всего единоличный орган - глава исполнительной власти (Президент, председатель Правительства, глава республики) и коллегиальный орган - Правительство. На уровне органов государственной администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления.

     Наиболее типичными моделями, характеризующими  организацию исполнительной власти  в республиках - субъектах Федерации  являются:

Система органов исполнительной власти возглавляется Президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем Правительства (Республика Бурятия и Республика Тува). Правительство формируется Президентом, который руководит его деятельностью.

     Система органов исполнительной власти, в которой Президент является по конституционному акту главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Создание высшего органа исполнительной власти общей компетенции не предусмотрено. Президент наделен полномочиями для организации и осуществления централизованного оперативного руководства отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти (Республика Калмыкия). Это - модель президентской республики.

     Система органов исполнительной власти, которая  в определенной мере копирует модель, характерную для федерального уровня, Президент выведен за пределы традиционной концепции разделения властей, которая, тем не менее, находит закрепление в Конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой государства, назначает Председателя Правительства с согласия представительного органа, а Правительство формируется Президентом по представлению его Председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия).

     Система органов исполнительной власти, в  которой Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Председатель Правительства  назначается и освобождается  от должности Президентом с согласия представительного органа, а по его  предложению Президент назначает и освобождает членов Правительства (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания). Конституция Чувашской Республики 2000 г. допускает, что Президент вправе совмещать свой пост с должностью Председателя Комитета министров и тогда согласия законодательного органа на его назначение не требуется.

     Система органов исполнительной власти, характеризующаяся  отсутствием института Президента (Республика Хакасия). В Рамках этой системы можно выделить три основные модели:

  1. Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом республики является Председатель Правительства, избираемый всем населением. Он представляет на утверждение законодательного органа структуру исполнительной власти республики, назначает и освобождает от должности министров (за исключением трех) и определяет порядок деятельности Правительства (Республика Карелия).
  2. Правительство формируется представительным органом и является высшим органом исполнительной власти (Республика Мордовия, Удмуртская Республика).
  3. Исполнительную власть непосредственно возглавляет коллегиальный орган, который формирует Правительство республики. Председатель Правительства входит в состав коллегиального органа в качестве заместителя его председателя (Государственный совет и Правительство Республики Дагестан)26.

     Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее  разнообразна, чем в республиках. Исполнительная власть в этих субъектах  реализуется администрацией (Правительством), руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (губернатор, глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Его взаимоотношение с администрацией (правительством) субъекта РФ могут быть представлены тремя основными моделями:

  1. Глава администрации (губернатор) непосредственно осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему отраслевыми и функциональными подразделениями администрации (Тюменская область, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.);
  2. Глава администрации (губернатор) осуществляет исполнительную власть через формируемый им самостоятельный орган общей компетенции - правительство или администрацию субъекта Федерации. Этот орган может возглавляться должностным лицом, назначаемым губернатором (председатель Правительства, первый заместитель главы администрации, вице-губернатор) - Московская, Мурманская, Тульская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др.

Информация о работе Система органов исполнительной власти РФ