Система органов исполнительной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть систему исполнительной власти в Российской Федерации, дать определения органов исполнительной власти на различных уровнях и раскрыть их полномочия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать общую характеристику исполнительной власти в России; рассмотреть структуру системы органов исполнительной власти РФ.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     Глава администрации (губернатор) непосредственно  возглавляет орган общей компетенции - Правительство или администрацию субъекта Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Липецкая, Саратовская области и др.). При этом Правительство и отраслевые органы исполнительной власти формируются губернатором, а контрольные функции законодательной власти существенно ограничены.

     Кроме федеральных органов исполнительной власти РФ входит и органы исполнительной власти субъектов РФ, что обычно констатируется в законах субъектов  РФ. Так, например, в статье 32 Устава Владимирской области27 сказано, что высшим и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти области, является Администрация области.

     Система органов исполнительной власти устанавливается  самими субъектами РФ, но только в соответствии с основами и принципами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов».

     В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшими органами государственной власти субъекта РФ. При этом также в законе субъекта зачастую выделяется должность высшего должностного лица субъекта РФ. Во Владимирской области - это Губернатор области (Н.В.Виноградов).

     Система органов исполнительной власти состоит  из Высшего должностного лица субъекта РФ (Мэра, Губернатора, Президента, главы  Администрации), Правительства, территориальных  органов исполнительной власти.

     Высшее  должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший орган исполнительной власти субъекта РФ - Администрацию области - и действует на основании Конституции РФ, высшего закона субъекта РФ, а также целого ряда законов России. Он наделяется целым рядом полномочий. Так, Губернатор Владимирской области:

     1) представляет область в отношениях  с федеральными органами государственной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного  самоуправления и при осуществлении  международных и внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;

     2) решает вопросы о представительстве  органов исполнительной власти  области при Президенте Российской  Федерации, Правительстве Российской  Федерации;

     3) организует управление областью, принимает решения в сфере социально-экономического и культурного развития области;

     4) представляет Законодательному  Собранию проект областного бюджета,  отчет о его исполнении;

     4.1) определяет структуру исполнительных  органов власти области в соответствии с настоящим Уставом;

     5) формирует и возглавляет администрацию  области в соответствии с законодательством  области;

     6) учреждает и формирует совещательные  и вспомогательные органы при  Губернаторе области;

     7) обнародует законы, удостоверяя  обнародование законов путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием;

     8) вправе требовать созыва внеочередного  заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное  Законодательное Собрание на  первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти области;

     9) вправе участвовать в работе  Законодательного Собрания с  правом совещательного голоса;

     10) вправе обратиться в Законодательное  Собрание с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке;

     11) обеспечивает координацию деятельности  органов исполнительной власти  области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

     12) содействует развитию местного  самоуправления на территории  области;

     13) согласовывает, в предусмотренных федеральным законодательством случаях, решения об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области, назначении и освобождении соответствующих должностных лиц, а также вносит предложения по вопросам деятельности указанных органов на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

     14) руководит планированием и проведением мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке и защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством;

     15) осуществляет меры по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью в пределах, установленных федеральными законами и законами области;

     15-1) организует деятельность по проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации в соответствии с действующим законодательством;

     16) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области28.

     Высший  орган исполнительной власти субъекта Администрация  Владимирской области действует на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, Устава области и иных законодательных актов области, постановлений и распоряжений Губернатора.

     В структуру администрации Владимирской области входят Губернатор области; первый заместитель Губернатора области по промышленности и экономической политике; первый заместитель Губернатора области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики; заместитель Губернатора области - госсекретарь (руководитель аппарата); заместитель Губернатора области по социальной политике; заместитель Губернатора области по строительству и развитию инфраструктуры; заместитель Губернатора области, директор департамента сельского хозяйства и продовольствия; заместитель Губернатора области, директор департамента имущественных и земельных отношений; заместитель Губернатора области, руководитель представительства администрации области при Правительстве Российской Федерации; департаменты; инспекции; представительства; комитеты; управления; секретариаты: Губернатора области; первого заместителя Губернатора области по промышленности и экономической политике; заместителя Губернатора области - госсекретаря (руководителя аппарата); заместителя Губернатора области по социальной политике; заместителя Губернатора области по строительству и развитию инфраструктуры. В структуре администрации области могут быть созданы службы, территориальные органы и территориальные структурные подразделения администрации области, департаментов администрации области.

     Администрация Владимирской области:

  1. осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
  2. разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, культуры, физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  3. разрабатывает для представления Губернатором в Законодательное Собрание проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области;
  4. обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором в Законодательное Собрание;
  5. формирует иные органы исполнительной власти области; управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с областными законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  6. вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, областным законам и иным нормативным правовым актам, а также вправе обратиться в суд;
  7. решает вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в областной собственности, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;
  8. осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации29.

     В исполнении своей компетенции Губернатор в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, по вопросам деятельности администрации области - постановления и распоряжения (ст.27 Устав Владимирской области).

Основными формами, в которых могут выражаться различные взаимоотношения органов  исполнительной власти, входящих в  систему исполнительной власти субъекта РФ, являются заседания, совещания, совместное проведение мероприятий, работа коллегий и т.д.

К сожалению, ни виды, ни формы взаимоотношений  органов исполнительной власти, входящих в региональную систему органов  исполнительной власти, как правило, не регулируются в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Поэтому субъекты региональной системы органов исполнительной власти самостоятельно устанавливают виды и формы своих взаимоотношений, что является негативным последствием неурегулированности этих вопросов. Соответственно, даже устоявшиеся, более или менее стабильные системные отношения между органами исполнительной власти, входящими в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, могут разрушиться полностью или частично со сменой руководства органа исполнительной власти субъекта РФ, президента (губернатора), главы администрации. Вполне очевидно, что для того, чтобы не было "сбоев" в деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, было бы рациональным урегулировать указанные отношения. Наиболее рациональным выходом, на наш взгляд, может быть принятие административных регламентов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и административных регламентов взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ30.

     В состав системы органов исполнительной власти субъектов РФ входят так же территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ. В разных субъектах назначаются разные территориальные органы. Во Владимирской области могут создаваться территориальные органы и территориальные структурные подразделения администрации области, департаментов администрации области. Порядок создания и деятельности, полномочия территориальных органов и территориальных структурных подразделений администрации области, департаментов администрации области устанавливаются положениями о них.

     Для исполнения своих полномочий территориальные  органы издают распоряжения и приказы, которые, однако, могут быть отменены Высшим должностным лицом субъекта РФ.

     Таким образом, Полномочия субъектов Федерации по организации собственной системы органов исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Содержание этих полномочий составляют: право разрабатывать и принимать соответствующие акты, являющиеся правовой основой системы органов исполнительной власти субъектов Федерации; право самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функции и компетенцию между различными видами органов; право проводить мероприятия по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.); право осуществлять политико-правовое, организационное и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.

Информация о работе Система органов исполнительной власти РФ