Общая программа антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:15, доклад

Описание работы

Что касается России, то здесь ситуация намного сложнее, потому что примерно четыре пятых всех предприятий, действующих на территории Российской Федерации, уже сейчас можно считать банкротами. И доказательством тому служит большое количество дел о банкротстве, и их число растет с неимоверной скоростью. Таким образом можно смело сделать вывод, что мировой финансовый кризис застал большинство российских предприятий врасплох и многие предприятия были абсолютно к нему не подготовлены.

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

6) прокурор; 

7) государственные  органы; 

8) иные лица, которые  предусмотрены в Федеральном законе. 

Итак, возбуждение  процесса о банкротстве в арбитражном  суде происходит на основании заявления (должника, кредитора). В законе прописан порядок подачи этих заявлений. Заявление  должника подается на основании решения  собственника предприятия, уполномоченных органов или руководящих органов предприятия, которые вправе принимать такое решение вследствие учредительных документов. 

Внешнее управление имуществом должника осуществляется с помощью  арбитражного управляющего. В его  полномочия входят меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и дальнейшему осуществлению его деятельности. Все эти мероприятия управляющий осуществляет не самостоятельно, а согласно плану, принятому собранием кредиторов. Внешнее управление может продолжаться не более 12 месяцев и по истечении этого срока возможно его продление не более чем на 6 месяцев. 

Согласно Федеральному закону, руководитель предприятия-должника отстраняется от должности с момента  назначения внешнего арбитражного управляющего и обязан передать ему управление делами. На период внешнего управления предприятием действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Арбитражный управляющий получает своего рода вознаграждение, которое определяется кредиторами и рассматривается арбитражным судом. 
 
 

Ликвидация  предприятия – это завершение его деятельности и функционирования без перехода прав и обязанностей к другим лицам. 

Юридическое лицо может  быть ликвидировано: 

1) по решению учредителей  предприятия. Такое решение принимается в связи с прекращением срока деятельности предприятия, достижением поставленной цели или признанием судом недействительности регистрации. 

2) по решению суда. Это может быть изза осуществления  деятельности без надлежащих  документов (лицензии) или противозаконной деятельности. Требование ликвидации может быть направлено в суд уполномоченным государственным органом, например налоговым инспектором, вследствие нарушения порядка предоставления обязательной финансовой отчетности. 

Если стоимость имущества предприятиядолжника оказывается недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, то его ликвидация может быть осуществлена только в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве). Юридическое лицо может также принять решение о самостоятельном объявлении себя банкротом и добровольной ликвидации. 

В зависимости от вида решения различается и вид  ликвидации. В соответствии с Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)»  ликвидация предприятия, признанного  банкротом, осуществляется методом конкурсного производства, а добровольная ликвидация – через упрощенную процедуру банкротства должника. 

Для осуществления  ликвидации предприятия назначается  ликвидационная комиссия, которая выполняет  следующие функции: 

1) осуществление мер по установлению кредиторов и их извещения о ликвидации предприятия-должника; 

2) получение дебиторской  задолженности; 

3) оценка имущества  предприятиядолжника по балансовой  стоимости. Такая оценка производится  на основании полной инвентаризации  имущества предприятия; 

4) продажа имущества  на торгах; 

5) составление промежуточного  ликвидационного баланса, в который  входят все виды имущества  и требования кредиторов; 

6) осуществление расчетных  операций с кредиторами. Это  одна из наиболее сложных процедур  в ликвидационном процессе. Источником для ее осуществления являются средства, полученные от продажи имущества предприятия на торгах. Эта сумма распределяется в определенном порядке. В первую очередь возмещаются расходы арбитражного суда, ликвидационной комиссии, распорядителей имущества. Затем производятся расчеты с персоналом предприятиябанкрота. 

7) после расчета  с кредиторами составляется окончательный  ликвидационный баланс, который  согласовывается с уполномоченным  государственным органом. 

Ликвидация предприятия считается свершенной после внесения записи об этом факте в единый государственный реестр юридических лиц. С этой целью ликвидационная комиссия представляет в уполномоченный государственный орган ликвидационный баланс (окончательный) и другие соответствующие документы. 

Для осуществления  эффективной ликвидационной работы требуются определенные затраты. 

1. Разовые затраты,  которые связаны с первоначальным  этапом существования ликвидационной  комиссии. 

2. Текущие обязательства,  необходимые для осуществления деятельности ликвидируемого предприятия (оплата коммунальных услуг, оплата труда некоторого процента персонала и т. д.). 

3. Расходы, которые  связаны с деятельностью и  прекращением функционирования  ликвидационной комиссии. 
 
 
 

Банкротство, как правило, представляет собой не моментальное явление, а постепенный надвигающийся процесс. Исключения составляют внезапные критические ситуации (стихийные бедствия и т. д.). 

Поэтому банкротство  необходимо диагностировать, чтобы  прогнозировать его наступление. 

Прежде всего необходимо изучить предпосылки банкротства, которые представляют собой совокупность внутренних и внешних факторов. 

К внутренним факторам можно отнести следующие. 

1. Снижение эффективности  использования ресурсов и материалов  предприятия, его производственной мощности. Отсюда высокая себестоимость продукции. 

2. Дефицит оборотных  средств предприятия изза нерациональной  политики управления и деятельности  предприятия. 

3. Низкий уровень  сбыта продукции по причине  неэффективной деятельности маркетинговых служб предприятия. 

4. Привлечение заемных  средств на невыгодных условиях. 

Внешние факторы: 

1) экономические: кризисное  состояние экономики, общий спад  производства, инфляция, неустойчивость  и нестабильное положение в  финансовой системе, повышение цен на материалы и ресурсы, усиление международной конкуренции, неплатежеспособность и банкротство партнеров; 

2) политические: политическая  нестабильность, утрата части рынков  сбыта, изменение условий экспорта  и импорта, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности. 
 

Этапы диагностики  кризиса  

Диагностика кризисной  ситуации является наравне с методами ее преодоления незаменимой частью любой управленческой политики. Она  дает данные, которые можно будет  использовать в будущих периодах, указывает на ошибки и недостатки существующей производственной и управленческой системы, выявляет причины возникновения кризисной ситуации. 

В разных литературных источниках встречаются разные системы  диагностирования кризиса. Многое зависит  от конкретных условий и ситуации. 

Наиболее полная система  отражает диагностику кризиса в  рамках внутренней и внешней среды  бизнеса. Такая комплексная оценка позволяет лучше судить об истинных причинах возникновения кризиса, а  следовательно, и эффективнее с  ними справляться. 

Первый этап. Установление объекта анализа. 

Установление объекта  исследования, или, другими словами, очага кризиса. На этом этапе оценивается  масштаб кризиса и его возможный  уровень и характер. Если кризис локальный, то это скорее всего свидетельствует о внутренних причинах его возникновения, которые достаточно легко обнаружить. Если же ситуация имеет более глубокий характер и стабильное финансовое положение фирмы находится под угрозой или уже нарушилось, то можно говорить о совокупности факторов, повлиявших на состояние предприятия. 

Очень важно определить все уровни предприятия, которые  оказались на критической отметке. Упущение из виду какого-либо объекта  не позволит разработать точный план анализа, вследствие чего будут получены недостоверные выводы. 

Второй этап. Определение  системы параметров. 

Определение системы  основных параметров и показателей, по данным которых можно будет  судить о состоянии предприятия  на данный период. Также на этом этапе  определяются методы сбора данных показателей. В настоящее время большинство предприятий оснащены современными электронно-вычислительными программами на основе использования компьютерной техники. Это позволяет значительно сокращать время и усилия сотрудников. Кроме того, благодаря таким программам погрешность составляет меньший процент по сравнению со старыми методами. Если позволяют сроки, то устанавливается возможность проведения аналогии данных отчетного (кризисного) периода с прошлыми периодами. Это поможет выявить уровень отклонения в деятельности предприятия и точнее определить глубину кризиса. 

Третий этап. Определение  ответственных лиц. 

Руководитель предприятия  обычно имеет команду менеджеров, которая в кризисной ситуации выполняет функции антикризисного отдела (если такового не имеется на предприятии). Это выглядит следующим образом: определяются подразделения или отделы, которые оказались в кризисе. Их менеджеры становятся ответственными лицами на период диагностики кризиса. 

Помимо этого, руководитель назначает главного специалиста, который  следит за ходом исследований, суммирует полученные данные и предоставляет их руководителю. 

Четвертый этап. Исследование среды бизнеса. 

Как уже отмечалось, факторы возникновения кризисной  ситуации могут быть как внутренние, так и внешние. Если данные о внутренней среде свидетельствуют об отсутствии причин внутри предприятия, то исследуется внешняя среда. Во многих организациях с целью экономии времени идет одновременная оценка внутренних и внешних факторов. Однако это требует больших усилий и, как правило, затрат. 

Выявление причин кризиса  дает намного больший объем информации, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь речь идет в первую очередь о макро– и микросреде бизнеса. Часто кризис возникает  по причине неудовлетворительной управленческой политики, плохой организации взаимосвязей между отделами и т. д. 

Пятый этап. Обоснование  выводов. 

На этом этапе обрабатывается вся полученная информация. Часто  устраиваются переговоры, на которых  обсуждается текущее состояние  предприятия. Определяются первоочередные направления и задачи. Распространенным явлением стало создание временной команды для решения той или иной проблемы: в ее состав, как правило, входят сотрудники, специализирующиеся по текущей проблеме. 

Шестой этап. Разработка плана и выбор стратегии. 

Этот этап является заключительным. План составляется на основе работы всех предыдущих этапов. В этом периоде определяются основные меры и методы преодоления сложившейся ситуации. 

Для диагностики состояния  кризисного предприятия часто приглашаются специалисты из фирм и агентств. 

Это независимые аудиторы, маркетологи, исследователи и т. д. К их помощи прибегают в том  случае, если ощущается недостаток собственных специалистов или если затруднительно определить предмет  исследования. Обычно такая практика «приглашения» используется более молодыми предприятиями в силу неопытности. Однако и крупные фирмы прибегают к услугам специалистов.


Информация о работе Общая программа антикризисного управления