Основные черты антикризисного управления

Автор: Сергей Владимирович, 02 Ноября 2010 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Нынешнее состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами быстро построить процветающую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса.
Ситуация в российской экономике по-своему уникальна и не имеет аналогов ни с прошлой деятельностью отечественных предприятий, ни с зарубежной практикой.
Преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства.
На первом этапе важно выправить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:
антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;
антикризисную поддержку приоритетных производств;
обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом стратегических товаров.
По мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.
Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.

Содержание

Введение
1. Основные черты антикризисного управления.
1.1. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления
1.2. Признаки и особенности антикризисного управления
1.3. Эффективность антикризисного управления
1.4. Стратегия и тактика антикризисного управления
1.4.1. Антикризисная маркетинговая стратегия
1.4.2. Антикризисная производственная стратегия
1.4.3. Антикризисная кадровая / управленческая стратегия
1.4.4. Антикризисная финансовая стратегия
2. Оценка конкурентоспособности предприятия. Методы и методика диагностики состояния предприятия.
2.1. Конкурентоспособность. Её место в стратегии маркетинга.
2.2. Оценка конкурентоспособности продукции: методические подходы.
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

выааывас.doc

— 244.00 Кб (Скачать)
  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.
 

     Вышеизложенное  подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства товаров.

     На  основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности. 
 
 
 

Общая схема  оценки конкурентоспособности

  
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

  
 

     Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

     Производится  подсчет групповых показателей, которые в количественной форме  выражают различие между анализируемой  продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

     Результаты  оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а  также- для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности  продукции для решения рыночных задач.

     Однако, факт высокой конкурентоспособности  самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

     В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

     Принципы  и методы оценки конкурентоспособности  могут быть использованы для обоснования  принимаемых решений при:

  • комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;
  • разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;
  • оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;
  • разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;
  • контроле качества продукции;
  • установлении цен на продукцию;
  • отборе продукции при покупке через тендеры и торги;
  • аттестации продукции;
  • подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;
  • решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;
  • подготовка информации для рекламы продукции;
  • решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;
  • разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков

     Оценка  конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой  продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.

     Номенклатура  параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две  обобщающие группы:

  • параметров качества (технических);
  • экономических параметров.

     К группе технических относятся параметры  потребности, которые характеризуют  содержание этой потребности и условия  ее удовлетворения. К ним относятся:

  • параметры назначения;
  • эргономические параметры;
  • эстетические параметры;
  • нормативные параметры.

     Параметры назначения характеризуют области  применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с  помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.

     Параметры назначения подразделяются:

  • на классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: пассажировместимость, скорость вращения);
  • параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;
  • конструктивные параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также могут служить целям классификации;

     Эргономические  параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);

     Эстетические  параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции  и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;

     Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).

     К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.

     Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности  продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий  использования этой продукции и  целей оценки.

     Схема параметров конкурентоспособности 

 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Нынешнее  состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами  быстро построить процветающую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса.

      Ситуация  в российской экономике по-своему уникальна и не имеет аналогов ни с прошлой деятельностью отечественных  предприятий, ни с зарубежной практикой.

      Преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства.

      На  первом этапе важно выправить  наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:

    • антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;
    • антикризисную поддержку приоритетных производств;
    • обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом стратегических товаров.

      По  мере смягчения кризисных процессов  должен осуществляться переход от государственных  административно-ограничительных мер  к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.

      Начало  и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.

 

      

     Список  литературы

 
  1. Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/              Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И.. -         М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
  3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: "Специальная литература", 2006.
  4. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2007.
  5. Богачев В.Ф. и др. "Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. - СПб.: Издательский дом "Коврус", 1996.
  6. Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.

Информация о работе Основные черты антикризисного управления