Разработка антикризисной стратегии

Автор: Анастасия Рындина, 11 Июня 2010 в 06:26, дипломная работа

Описание работы

На рубеже 90-х годов российская экономика вступила в период глубоких преобразований. Адаптация большинства отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования проходит с большими трудностями, а текущее положение многих из них можно охарактеризовать как кризисное (около 2/3 российских предприятий банкротами), что во многом усугубляется общей политической и экономической нестабильностью, несовершенством налогового законодательства и другими макроэкономическими факторами [2] .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….......
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ООО «КОЛБИ-9»………...………………………………………………………...…
1.1 Бизнес – справка ООО «КОЛБИ-9»………………..………………
1.2 Динамика финансово-экономических показателей……………….
Организационная структура управления ООО «КОЛБИ-9»……..
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ……………………..
2.1 Определение и сущность антикризисного управления……...……
2.2 Обзор и классификация существующих антикризисных стратегий ………………………………………………………………………..……
2.3 Методы выбора стратегии антикризисного управления……….....
3 РАЗРАБОТКА АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ООО «КОЛБИ-9»……………………………………………………………………
3.1 Выбор стратегии и тактики антикризисного управления………..
3.2 Оценка выбранной стратегии………………………………………
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………….
4.1 Разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры………………………………………..
4.2 Мероприятия по совершенствованию политики управления на ООО «КОЛБИ-9»…………………
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….…..
5.1 Организация обучение и проверки знаний по безопасности труда на предприятии ООО «Колби-9»……… 5.2 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников на предприятии ООО «Колби-9».
5.3 Пути решения проблемы строительных отходов………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

разработка антикризисной стратегии.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

    При реализации методов второго этапа  оценивается возможность привлечения дополнительных внутренних источников финансирования. К таким источникам относятся: реализация ненужных и неиспользуемых высокооборотных активов, сокращение затрат до минимально допустимого уровня, проведение энерго- и ресурсосберегающих мероприятий.

    3 этап: создание стабильной финансовой  базы (долгосрочные методоы финансового оздоровления).

    Применение  данных методов требует привлечение дополнительных инвестиций (рисунок 4.2). Целью долгосрочных методов финансового оздоровления является обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в долгосрочной перспективе – создание оптимальной структуры баланса и финансовых результатов, устойчивости финансовой системы предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям.

    Долгосрочными методами финансового оздоровления являются: активный маркетинг с целью  поиска перспективной рыночной ниши; поиск стратегических инвестиций; смена активов под новую продукцию.

    Эффективность применения методов финансового  оздоровления определяется путем финансового прогнозирования, которое дает возможность сравнивать различные варианты антикризисного управления, предупреждать негативные последствия реализации антикризисных процедур.

    Экономическая формула кризиса. Итак, я рассматриваю кризис как непосредственную угрозу выживания предприятия. Здесь имеется два аспекта - внешний и внутренний. Внешний заключается в способности предприятия мобилизовать необходимый объем оборотных средств для выполнения своих обязательств перед кредиторами - выплаты и обслуживания долгов. Внутренний - в способности обеспечить объем оборотных средств, требуемые для ведения хозяйственной деятельности. Поддержание величины оборотных средств на соответствующем уровне осуществляется за счет денежных и эквивалентных им ресурсов предприятия.

    Таким образом, в экономическом смысле кризис означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах.  
 
 
 

      

 

         

       

 
 

      нет

 

                                                         ДА

 
 

 да

              

                                нет

      НЕТ

 
 

 Да

 
 
 

      НЕТ            

  
 
 

 

 

 
 
 

Рисунок 4.3 – Алгоритм выбора методов финансового оздоровления

                           предприятия

      Предложения по совершенствованию  политики ООО «КОЛБИ-9» невозможны  без определения причин кризиса и направлений выхода из него.

    Кризис  предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды, что в свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабым адаптированием к требованиям рынка.

    Способом решения подобных проблем или устранения самой возможности их возникновения является реструктуризация предприятия, проводимая на основе тщательно разработанной стратегии. Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках надвигающегося кризиса, тогда как в зоне «ближнего» банкротства ни времени, ни средств на нее уже нет. Следовательно, перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи: устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия; устранить причины кризиса - разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем [47, с. 68].

    Стабилизационная  программа: подходы к выводу предприятия  из кризиса. В стабилизационную программу, должен входить комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия. Сроки ее осуществления для предприятия, находящегося в зоне «ближнего» банкротства, крайне ограничены, ведь резервных фондов у него уже, как правило, нет, а финансовые вливания извне исключены. Именно здесь начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. Эти отличия заключаются в смене критериев принятия решений.

    Критерии  принятия решений в условиях антикризисного управления. В рамках «нормального» управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств.

    При этом максимизация денежных средств  может и должна осуществляться мерами, не приемлемыми с позиций обычного управления. Антикризисное состояние допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. Наступление кризиса означает превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия.

    Сущность  стабилизационной программы заключается  в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

    Заполнение  «кризисной ямы» может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией). Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение этой задачи.

    Увеличение  денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, так как связано со значительными потерями. Методы определения приемлемого уровня потерь (дисконта) в данной статье не рассматриваются, однако отметим, что потери неизбежны [48, с. 234].

    Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и сам собой  напрашивающийся шаг для мобилизации  денежных средств. Как правило, на кризисных предприятиях он уже совершен. Еще одно замечание. В условиях фактической стагнации фондового рынка дисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать - они идут по той цене, по которой их готовы купить.

    Продажа дебиторской задолженности также  очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия.

    Продажа запасов готовой продукции сложнее, так как, во-первых, предполагает продажу с убытками, а во-вторых, ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако, как уже отмечалось, суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств, а проблемы с уплатой налогов при такой реализации закрываются уменьшением возможных будущих поступлений.

    Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц  является избыточным запасом, если сырья  Б осталось на одну неделю, а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья, даже по цене ниже покупной и несмотря на то, что через некоторое время его опять придется закупать, вероятно, по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.

    Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа, осуществимого только в рамках реструктуризации.

    Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил.

    В первую очередь продаже подлежат объекты непроизводственной сферы  и вспомогательные производства, использующие универсальное технологическое оборудование (например, строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам.

    Во  вторую очередь ликвидируются вспомогательные  производства с уникальным оборудованием (цеха подготовки производства, отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг, так и их воссоздания в экономически оправданных масштабах при необходимости.

    В третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла. Их функции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами.

    В четвертую очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт, что нередко встречается на химических заводах.

    Ликвидация  объектов основного производства в  жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Оптимальным было бы решение их судьбы в рамках реструктуризации, а не стабилизационной программы. Продажу основных фондов скорее всего придется производить по цене ниже их балансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем.

    Выведение из состава предприятия затратных  объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ. Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних. Отметим, что наличие дочерних обществ может пригодиться предприятию в случае арбитражных исков. Это позволит выиграть время, в течение которого права участия в данных обществах будут описаны, переданы кредиторам и затем реализованы (при условии, что ни денег на счету, ни дебиторской задолженности, ни краткосрочных вложений у предприятия уже нет).

    Выкуп долговых обязательств с дисконтом - одна из наиболее желательных мер. Кризисное состояние предприятия-должника обесценивает его долги, поэтому и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом.

    Конвертация долгов в уставный капитал - крайне болезненный шаг. Она может быть осуществлена путем расширения уставного  фонда, и через уступку собственниками предприятия части своей доли. Строго регламентированных методов принятия решения нет, все определяется во время переговоров с кредиторами.

    Форвардные  контракты на поставку продукции  предприятия по фиксированной цене могут стать еще одним способом реструктуризации долгов. Если кредитор заинтересован в данной продукции, ему можно предложить засчитать долг предприятия перед ним в качестве аванса на долгосрочные поставки последней. При этом контрактная цена не должна быть ниже прогнозируемой себестоимости продукции [50].

Информация о работе Разработка антикризисной стратегии