Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия ОАО "Спецремонт"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по финансовому оздоровлению организации ОАО "Спецремонт".
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи, которые необходимо решить по ходу работы:
- провести ретроспективную оценку финансового состояния организации;
- рассчитать показатели оценки эффективности деятельности ОАО "Спецремонт";

Содержание

Введение...................................................................................................................................
Глава 1. Теоретическое обоснование роли анализа финансового состояния в целях финансового оздоровления........................................................................................
1.1. Экономическая необходимость финансового оздоровления предприятия.............................................
1.2. Механизм функционирования системы оздоровления проблемных предприятий….
1.3. Факторы, причины и симптомы возникновения кризисов в организациях.................
1.4. Оценка финансового состояния предприятия.................................................................
Глава 2. Методика анализа финансового состояния предприятия...............................
2.1. Анализ финансовой устойчивости строительного предприятия..................................
2.2. Анализ деловой активности строительного предприятия.............................................
2.3. Анализ рентабельности строительного предприятия....................................................
2.4. Анализ платежеспособности и ликвидности строительного предприятия.................
2.5. Анализ ликвидности баланса строительного предприятия...........................................
2.6. Прогнозирование вероятности банкротства строительных организаций на основе моделей зарубежных и отечественных ученых.....................................................................
Глава 3. Оценка финансового состояния ОАО «Спецремонт»........................................
3.1. Краткая характеристика организации..............................................................................
3.2. Анализ финансовой устойчивости строительного предприятия..................................
3.3. Анализ деловой активности строительного предприятия.............................................
3.4. Анализ рентабельности строительного предприятия....................................................
3.5. Анализ платежеспособности и ликвидности строительного предприятия.................
3.6. Анализ ликвидности баланса строительного предприятия...........................................
3.7. Прогнозирование вероятности банкротства строительных организаций на основе моделей зарубежных и отечественных ученых.....................................................................
3.8. Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению ОАО "Спецремонт"
и оценка их ээффективности...................................................................................................
Глава 4. Разработка технологической карты на устройство мастичной кровли с применением мастики Битурэл...........................................................................................
4.1. Область применения.........................................................................................................
4.2. Технология и организация выполнения работ................................................................
4.3. Требования к качеству и приемке работ.........................................................................
4.4. Калькуляция затрат труда.................................................................................................
4.5. График производства работ..............................................................................................
4.6. Ведомость потребности в материалах, изделиях и конструкциях на 1000 м2.............
Заключение..........................................................................................................................
Библиографический список..................................................................................................
Приложение............................................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Дипломчик_мой!.doc

— 3.46 Мб (Скачать)

С точки зрения определения сущности понятия кризиса (на уровне предприятия) выделяют два подхода. Часть специалистов рассматривают его как критическое, но неожиданное для предприятия событие. Для его предупреждения предприятию необходимо создавать системы отслеживания признаков кризиса. Если кризис все же наступает, первостепенной задачей управления является ограничение его распространения внутри организации. Другие специалисты считают кризис процессом, последствия которого имеют протяженность во времени и пространстве. Они разделяют кризисный процесс на четыре фазы: появление провозвестников кризиса (мелкие ошибки и сбои в функционировании организации); ключевое событие, вызванное взаимодействием многочисленных факторов; распространение кризиса; разрешение кризиса.

Антикризисное управление – это, прежде всего, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия, предотвращение банкротства либо в условиях неплатежеспособности возвращение дееспособности, превращение его в действующее [4].

Любой продукт (услуга) имеет определенный жизненный  цикл в силу того, что обладает предельными  возможностями, ограничивающими его дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени. Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет до определенного момента, поддерживать живучесть предприятия. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

В какой-то момент предприятие может работать с  прибылью, в какой-то – с убытками. Но это краткосрочные, эпизодические  ситуации, которые не меняют сущности предприятия. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации, продажи имущества для расчетов с кредиторами.

Таким образом, кризисные  ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия, и это является особенностью существования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Можно выделить различные типы кризисов: кризис стратегии, кризис результатов деятельности, кризис ликвидности. Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их преодолению. Основные функции антикризисного управления: управление направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, минимизация потерь от кризиса, осуществление комплекса мер предупреждения кризисных явлений. Предприятия должны обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.

 

1.2. Механизм функционирования системы оздоровления проблемных предприятий

Для эффективности функционирования системы финансового оздоровления необходима консолидация информационных потоков и создание банков данных, обеспечивающих взаимодействие и обмен информацией между государственными органами и предприятиями, управляющими компаниями и антикризисными управляющими, аудиторскими, консалтинговыми компаниями, экспертами, оценщиками, инвесторами, предприятиями-объектами оздоровления.

Все это представляется целесообразным объединить при администрациях субъектов  РФ посредством создания Центров  промышленно-экономического мониторинга (ЦПЭМ).

В рамках ЦПЭМ могут быть обеспечены формирование и систематическая поддержка широкого спектра банков данных по предприятиям:

  • бухгалтерской и статистической отчетности;
  • финансово-экономической аналитики их бизнеса;
  • состава имущественных комплексов;
  • характеристики инвестиционной привлекательности и рыночного позиционирования;
  • состояния расчетов с фискальной системой;
  • кадрового потенциала;
  • состояния технико-технологического уровня производства и других.

В целях улучшения взаимодействия между государственными органами, объединения  их усилий и качества работы при реализации внесудебных процедур оздоровления и мониторинга проблемных предприятий представляется целесообразным создание при администрациях субъектов РФ Межведомственных экспертных советов по финансовому оздоровлению и поддержке предприятий (МЭС ФО).

Решения, принимаемые в рамках деятельности МЭС, могут быть различны, в т. ч.:

  • о поддержке деятельности предприятий или выводе с рынка как неконкурентоспособных и невостребованных на рынке;
  • о разработке планов финансового оздоровления и применении реабилитационных процедур;
  • о выработке рекомендаций по совершенствованию внутренней хозяйственной деятельности предприятия без применения внесудебных процедур финансового оздоровления;
  • о реструктуризации предприятия;
  • о передаче материалов в уполномоченные органы для возбуждения дела о банкротстве;
  • о содействии в продаже объектов НЗП и иного имущества;
  • о содействии в передаче объектов соцкультбыта;
  • о привлечении инвестора;
  • о предоставлении государственной финансовой помощи для реализации оздоровительных мероприятий;
  • о предоставлении кредитной линии под гарантии субъекта РФ и т. д.

При этом показателями, характеризующими позитивность производимых изменений, восстановление и развитие предприятий, являются:

  • рост собственного оборотного капитала;
  • сокращение сроков расчета как за полученные, так и за поставленные товары (оборачиваемость расчетов);
  • снижение долгового бремени;
  • рост выручки, в т. ч. ее денежной составляющей;
  • рост производительности труда и численности работающих;
  • отвлечение средств на развитие производства, модернизацию оборудования, технологических процессов;
  • увеличение средней заработной платы работающих (в том числе по отношению к выработке);
  • снижение и ликвидация задолженности по оплате труда;
  • разработка и выпуск новых изделий и др.

Под финансовым оздоровлением проблемных предприятий понимается трансформация предприятий и изменение принципов их действия, направленные на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, посредством применения мер государственной поддержки, разработки и реализации планов финансового оздоровления, механизмов привлечения к кризисным предприятиям инвестиционных ресурсов, антикризисных компаний и инфраструктуры сопровождения реабилитационных процедур (страховые, лизинговые, иные компании).

Основной целью создания и приведения в действие системы  финансового оздоровления является необходимость приведения производственно-технологической структуры промышленности в соответствие рыночному платежеспособному спросу при условии достижения прибыльной работы предприятий.

Система оздоровления проблемных предприятий  должна решать следующие задачи:

  • осуществлять мониторинг промышленных предприятий в целях диагностики их текущего финансово-экономического и производственно-технического состояния;
  • обеспечивать контроль уровня состоятельности хозяйствующих субъектов в регионах;
  • выявлять кризисные предприятия и относить их к категории проблемных в соответствии с установленной системой критериев;
  • разрабатывать комплексные планы и отдельные мероприятия по финансовому оздоровлению проблемных предприятий;
  • осуществлять контроль реализации реабилитационных мероприятий;
  • привлекать инвесторов и необходимые бизнес-структуры к кризисным предприятиям для проведения эффективных антикризисных мероприятий;
  • обеспечивать взаимодействие и координацию исполнительных органов власти в рамках работы по финансовому оздоровлению и предотвращению банкротств;
  • обеспечивать усиление платежно-расчетной дисциплины кризисных предприятий с фискальной системой и наполняемость бюджета;
  • обеспечивать решение кадровой проблемы на кризисных предприятиях;
  • ограждать правовую и административную системы от рисков умышленного развала предприятий и насаждения субъектам РФ споров и тяжб;
  • создавать такие механизмы, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников процессов финансового оздоровления.

Система внесудебного оздоровления промышленных предприятий должна иметь формализованный и отлаженный механизм функционирования, в рамках которого могут быть взяты под контроль предприятия как отдельных отраслей промышленности, находящиеся в наиболее кризисном состоянии и требующие комплексного оздоровления, вне зависимости от масштаба производства – объекты ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой, электронной промышленности и др., так и отдельных регионов – например, лесопромышленный комплекс Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сельское хозяйство Калининградской области, промышленное производство Санкт-Петербурга, рыбное хозяйство Мурманской области и т. д.

Достижение целей  системы финансового оздоровления может быть обеспечено посредством  реализации действенных механизмов работы с кризисными предприятиями, направленных: с одной стороны – на аккумулирование потенциала, внутренних ресурсов и резервов самих предприятий, оптимизация бизнес-процессов; с другой – на развитие системы государственного регулирования и поддержки процессов финансового оздоровления.

Оба эти направления, как правило, совмещаются на этапе  разработки и реализации планов финансового  оздоровления.

План финансового оздоровления строительного предприятия представляет собой описание различных стратегий  финансового оздоровления. Он позволяет определить основные направления работ и их ожидаемую общую эффективность. Для потенциальных инвесторов такие планы служат ориентирами при выборе объектов инвестирования, для самих строительных предприятий — основой для разработки более конкретных плановых документов: планов маркетинга, производственных планов, графиков работ и т. д.

В план финансового оздоровления несостоятельного строительного предприятия могут  входить один либо несколько бизнес-планов по отдельным нововведениям или  по отдельным, вновь создаваемым производственным бизнес-единицам.

План финансового оздоровления - эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических  и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного строительного  предприятия в соответствии с потребностями рынка. Его основными целями являются восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника [3].

План финансового  оздоровления выполняет следующие  функции:

  • используется для разработки и реализации плана внешнего управления — восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке; появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику строительного предприятия и таким образом избежать серьезных ошибок при реформировании этого предприятия;
  • является инструментом, с помощью которого кредиторы-инвесторы и другие пользователи плана финансового оздоровления могут оценить текущее и будущее финансовое состояние строительного предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации данного плана;
  • является основным документом,  необходимым для привлечения инвестиций в производство. Инвестор, не зная стратегии и тактики развития строительного предприятия, будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, поэтому он не станет вкладывать финансовые средства в предприятие;
  • позволяет создать имидж стабильного предприятия на основе рекламного материала, предполагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению несостоятельного строительного предприятия;
  • обеспечивает вовлечение всего персонала строительного предприятия в согласованные действия по его реформированию, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.

Перечисленные выше функции  плана финансового оздоровления строительного предприятия не исчерпывают  всего их перечня, однако свидетельствуют  о важности этого документа и его значительной роли в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики отрасли строительства.

План финансового оздоровления в антикризисном управлении может  разрабатываться на этапах, как досудебной санации, так и наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. И если цель планов, разработанных на разных этапах антикризисного управления, одна — восстановление платежеспособности предприятия и повышение его конкурентоспособности, то содержание планов финансового оздоровления на этих трех этапах антикризисного управления различно.

На первом этапе (досудебная санация) собственник предприятия в случае финансовых проблем в соответствии с Законом обязан применять меры по предупреждению его банкротства, которые могут быть сформулированы в плане финансового оздоровления и связаны в основном с санированием предприятия кредиторами или другими инвесторами на определенных условиях. На данном этапе меры по финансовому оздоровлению, как правило, не отличаются от решений, принимаемых руководителем на нормально работающем платежеспособном предприятии. Перечислим эти меры.

1. Оформление правоустанавливающих  документов на объекты недвижимости  и их оценка.

2. Получение финансовой  поддержки от инвесторов, в том  числе от государства (санация).

3. Привлечение инвестиций (в том числе путем эмиссии ценных бумаг).

4. Поиск новых видов  деятельности, новой строительной  продукции и рынков сбыта.

5. Свертывание нерентабельных  производств.

6. Сдача в аренду  неиспользованных зданий,  помещений  и земельных участков.

7. Продажа излишних  основных средств, в том числе  оборудования, непроизводственных  основных средств, объектов незавершенного  строительства.

8. Снижение себестоимости  строительной продукции и услуг.

9. Повышение качества  строительной продукции (услуг).

10. Совершенствование  системы управления предприятием.

11. Переподготовка персонала.

Если финансовые проблемы на строительном предприятии являются временными и могут быть устранены, то реализация указанных выше мер  позволит финансово оздоровить предприятие и нормализовать кредиторскую задолженность. Если меры, принятые на первом этапе, не дали положительного результата, вступает в силу второй этап.

На втором этапе (наблюдение) временный управляющий в соответствии с Законом обязан провести анализ финансового состояния строительного предприятия и дать предложения по восстановлению его платежеспособности. Учитывая, что данные, получаемые в результате наблюдения, будут использоваться арбитражным судом для принятия решения о дальнейшей судьбе предприятия, эти предложения должны быть глубоко аргументированы, обоснованы и представлены в виде документа, отражающего финансовое состояние предприятия. Действия руководства предприятия по восстановлению платежеспособности предприятия и сроки мероприятий по финансовому оздоровлению необходимо изложить в форме плана финансового оздоровления предприятия.

Информация о работе Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия ОАО "Спецремонт"