Развитие экономики в посткризисный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

В последнее десятилетие XX в. Россия прошла достаточно мучительный путь от централизованной административно-плановой экономики к экономике с характерными рыночными чертами. В настоящее время около 75% общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Доля продукции, цены и тарифы на которую регулируются на федеральном уровне, не превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось участие России в формировании конъюнктуры на мировых рынках товаров, капиталов и услуг. Критическая масса осуществленных изменений сделала результаты реформ необратимыми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Основные характеристики периода докризисной экономики……………………4
Год 1999 – первый посткризисный………………………………………………...5
Главный критерий…………………………………………………………………..7
Реальный сектор экономики………………………………………………………..7
Макроэкономические показатели………………………………………………….9
Активация деловой активности……………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

развитие экономики в посткризисный период.doc

— 95.50 Кб (Скачать)
 
 

Содержание. 
 
 

Введение……………………………………………………………………………..3

Основные характеристики периода докризисной экономики……………………4

Год 1999 – первый посткризисный………………………………………………...5

Главный критерий…………………………………………………………………..7

Реальный сектор экономики………………………………………………………..7

Макроэкономические показатели………………………………………………….9

Активация деловой активности……………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

В последнее десятилетие XX в. Россия прошла достаточно мучительный путь от централизованной административно-плановой экономики к экономике с характерными рыночными чертами. В настоящее время около 75% общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Доля продукции, цены и тарифы на которую регулируются на федеральном уровне, не превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось участие России в формировании конъюнктуры на мировых рынках товаров, капиталов и услуг. Критическая масса осуществленных изменений сделала результаты реформ необратимыми. 
Россия вступила в 2000 г. в условиях заметного оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансово-экономического кризиса 1998 г. 
Восемь лет рыночных преобразований в России существенно изменили не только экономический уклад страны, но и создали уже значительный клаcc собственников и менеджеров, заинтересованных в долговременном подъеме экономики, готовых находить эффективные решения даже в условиях относительно неблагоприятной экономической ситуации. 
Однако финансово-экономический кризис, острая фаза которого пришлась на лето - осень 1998 г., высветил фундаментальные проблемы российской экономики, складывавшиеся продолжительное время.

 
 

ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРИОДА ДОКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ     

В целом докризисный  период российской экономики может  быть условно поделен на два этапа: 
    На первом этапе (1992-1994 гг.) осуществились основные реформы в соответствии с базовыми принципами рыночной экономики: либерализация цен, хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, приватизация, демонополизация. Одновременно неустойчивая, непоследовательная денежно-кредитная политика, при которой периоды ужесточения (зима - весна 1992 г., осень 1993 г., осень 1994 г.) сменялись периодами умеренно мягкой политики (лето - осень 1992 г., весна 1993 г., весна - лето 1994 г.), а также социально-политические коллизии 1993-1994 гг. не способствовали макроэкономической стабилизации, прекращению спада производства. В 1994 г. объем промышленного производства составил 56% от уровня 1991 г. и 51% от уровня 1990 г. Уровень потребительских цен возрос за 3 года в 773 раза (!). 
    Переломным моментом можно считать валютно-финансовый кризис осени 1994 г. и объявление Правительством РФ в октябре того же года о начале нового этапа финансовой стабилизации: правительство отказывается от использования кредитов Центрального банка для финансирования дефицита бюджета и переходит с этой целью к заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках. 
    Переход с 1995 г. к новой денежно-кредитной политике Правительства РФ и Банка России - второй этап докризисного периода - требовал адекватных и комплексных действий во всех сферах экономики и финансов. 
    Отказ Правительства РФ от кредитования Центробанком и переход на использование механизма внутренних и внешних заимствований предполагали существенное сокращение нагрузки на бюджеты всех уровней. Однако все последующие годы постоянно откладывалось реальное осуществление необходимых структурных реформ и реформы бюджетной сферы. 
    Текущие проблемы, в том числе сокращение задолженности бюджетов по заработной плате, возросшей в несколько раз в первом полугодии 1996 г., поддержка агропромышленного комплекса и др., решались за счет нарастания государственного долга, что резко сокращало объемы собственных и заемных средств для инвестиций и обновления технологий. 
    Все нарастающая система ГКО и ее обслуживание нарушили баланс потоков между реальным и финансовым секторами экономики. В 1998 г. уже более половины доходов федерального бюджета, создаваемых в конечном счете реальным сектором экономики, уходило в финансовый сектор в виде обслуживания государственного долга, что истощало реальный сектор, подрывало базу для его долгосрочного роста, хотя внутрипроизводственные и институциональные основы для роста были созданы уже к 1997 г. 
    Чрезмерное использование внешних заимствований и энергосырьевая структура экспорта обусловили высокую степень уязвимости российской экономики по отношению к изменениям на мировых товарных и финансовых рынках. 
    Резко усилилось структурное несоответствие между конечным спросом и производством, характеризующееся значительно более глубоким спадом производства по сравнению с потреблением: при сокращении в 1992-1998 гг. ВВП почти на 40% объем розничной торговли снизился лишь на 4,5%. В условиях, когда капитальные вложения и государственные закупки сократились до критических размеров, умеренная динамика потребления населения поддерживалась за счет импорта, его масштабы зависели от экспорта сырья и энергоносителей, производство же для внутреннего рынка сокращалось. 
    В условиях ухудшения торгового и платежного балансов страны в 1997 г. и первой половине 1998 г. осуществлялась политика удержания курса рубля в рамках объявленного коридора в ущерб другим параметрам рынка. 
    Из-за нереально высокого курса рубля снижалась конкурентоспособность российской продукции на внешних и внутренних рынках, углублялось противоречие между возможностями производства и спросом на отечественную продукцию. 
    Сокращающийся приток валюты в результате ухудшения платежного баланса уже не обеспечивал потребность даже в постоянном по масштабу вывозе капитала. Дополнительный кредит МВФ, полученный в июле 1998 г., уже не мог смягчить эту проблему. 
    Правительство в условиях ослабления воли государства уже не могло или не способно было решить эти противоречия. Эти противоречия должны были разрешиться кризисом, последствия которого, прежде всего значительное падение уровня жизни населения и дальнейшее ухудшение инвестиционного климата, послужили платой за их отложенное решение. 
    Вместе с тем Правительство РФ в целом смогло правильно оценить сложившуюся после кризиса ситуацию, которая кардинально отличалась от докризисной. Экономическая политика, проводимая после кризиса 1998 г., и ряд благоприятных внешнеэкономических факторов, сложившихся в 1999 г., позволили избежать варианта развития событий по худшему сценарию и укрепить предпосылки для последовательной нормализации экономической ситуации в стране.
 
 

ГОД 1999 - ПЕРВЫЙ ПОСТКРИЗИСНЫЙ     

Итоги 1999 г. подтвердили  сохранение тенденции непрерывного улучшения экономической и финансовой ситуации, сформировавшейся в начале 1999 г. 
    Рост промышленного производства составил 8,1%. При этом промышленный подъем сопровождался качественными изменениями в области финансов предприятий: значительным ростом прибыли, сокращением количества убыточных предприятий, увеличением оборотных активов промышленных предприятий в денежной форме. 
    После длительного периода спада в 1999 г. отмечен рост инвестиций в основной капитал, прежде всего за счет собственных средств предприятий. Наблюдается оживление в жилищном строительстве. 
    Значительно улучшилась динамика поступлений доходов в бюджет. Снизилась задолженность по выплатам заработной платы, полностью погашена задолженность по выплатам пенсий. Сократилась численность безработных. 
    Достигнуты высокие объемы сальдо внешнеторгового баланса. Это позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить минимально необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов. 
    Позитивным изменениям в экономике (в первую очередь улучшению торгового баланса и промышленному росту) способствовали изменение соотношения рубля и базовых мировых валют в ходе девальвации рубля и улучшение конъюнктуры внешних рынков. С августа 1999 г. стоимостной объем экспорта начал превышать уровень соответствующего месяца предыдущего года. 
    Существенное значение имели меры по стабилизации социально-экономической ситуации, принятые Правительством РФ и Банком России в посткризисный период:

·  восстановление расчетно-платежных операций, реанимация банковской системы, повышение ликвидности банков;

·  сокращение задолженности федерального бюджета за выполненные работы и поставки и реструктуризация кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами;

·  сокращение налоговой нагрузки на реальный сектор и значительное ослабление долговой нагрузки на экономику;

·  ограничение роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и обеспечение соблюдения экономически обоснованных принципов ценообразования на их продукцию и др. 
    Вместе с тем тенденции общего оживления ситуации в экономике еще не могут быть признаны устойчивыми. 
    Динамика промышленного производства в последние месяцы 1999 г. свидетельствует, что действие благоприятных факторов, связанных с девальвацией рубля, исчерпало себя. 
    Не преодолено кризисное состояние сельского хозяйства, в первую очередь животноводства. Из-за крайне неблагоприятных условий недостаточен валовой сбор зерна в 1999 г., что, по всей видимости, приведет к его импорту, в основном для использования в животноводстве. 
    Несмотря на улучшение динамики реальных денежных доходов населения в последние месяцы 1999 г., в целом за год они характеризовались заметным спадом, что, помимо влияния на социальную ситуацию, сдерживало экономический рост. 
    Инвестиционная активность все еще недостаточна для требуемых структурных изменений в экономике и долговременного устойчивого экономического роста. Ряд отраслей, прежде всего топливной промышленности, получая высокие финансовые результаты, сдерживают объемы инвестиций в переоснащение производства и тем самым подрывают перспективы развития не только своих отраслей, но и экономики в целом. Не созданы условия, при которых отечественный капитал не утекал бы из страны, а инвестировался в российскую экономику. 
    Сохраняется напряженной ситуация в бюджетной сфере. Она усугубляется проблемами обслуживания внешнего долга и отсутствия кредитования со стороны МВФ.
 
 

ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ     

Прирост ВВП  в 1999 г. по отношению к предыдущему  году составил 3,2%. Однако указанный  рост произошел после кризисного спада производства в 1998 г. и даже не полностью компенсировал сокращение ВВП в предыдущем периоде. 
    Структурные изменения ВВП были определены факторами посткризисного оживления экономики. Опережающими темпами увеличивалось производство товаров, что базировалось на высоких темпах роста промышленности. В результате доля производства товаров в ВВП расширилась, а удельный вес промышленности вырос с 29,8 до 32,9%. В структуре ВВП увеличилась также доля чистых налогов на продукты и импорт, как за счет оживления производства, так и за счет значительного снижения обменного курса рубля. 
    В структуре использования ВВП, отражающей структуру совокупного спроса, радикально увеличилась доля чистого экспорта - с 7,5 до 16,3%, что вызвано ростом положительного сальдо внешней торговли в 1999 г. В результате снижения платежеспособного спроса населения произошло сокращение удельного веса расходов на конечное потребление домашних хозяйств. Сократилась также доля расходов на конечное потребление государственных учреждений (как результат бюджетных ограничений) и доля валового накопления (из-за отставания индекса цен на инвестиции по сравнению с общим дефлятором ВВП). 
    В структуре первичных доходов, формирующих ВВП, произошло сокращение доли оплаты труда наемных работников как результат политики предприятий по ограничению издержек производства после кризиса. Соответственно увеличился удельный вес валовой прибыли и смешанного дохода, определяющих ресурсы предприятий для развития производства.
 
 

РЕАЛЬНЫЙ  СЕКТОР ЭКОНОМИКИ     

Объем промышленного  производства увеличился в 1999 г. к предыдущему году на 8,1%. 
    Вместе с тем рост промышленного производства в значительной степени компенсировал его спад, допущенный в 1998 г. (на 5,2% относительно 1997 г.). По сравнению с 1997 г. объем промышленного производства в 1999 г. увеличился на 2,5%. 
    Предпосылки оживления промышленного производства сложились после резкой девальвации рубля, создавшей благоприятные возможности для роста экспорта и снижения конкурентоспособности импортных товаров на российском рынке. 
На рост промышленного производства оказали воздействие следующие основные факторы:

·  активизация поставок на экспорт, в результате объем выпуска продукции химической и нефтехимической промышленности в 1999 г. составил 121,7% к уровню 1998 г.; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 117,2%; черной и цветной металлургии - соответственно 114,4 и 108,5%, угольной промышленности - 108,8%;

·  развитие процессов импортозамещения в обрабатывающих отраслях, прежде всего в легкой промышленности (темп роста производства составил 120,1%), стекольной и фарфорофаянсовой промышленности (119,5%), машиностроении и металлообработке (115,9% благодаря в первую очередь наращиванию выпуска автомобилей и электробытовых приборов), пищевой промышленности (107,5% за счет продукции кондитерской, макаронной, масложировой, парфюмерно-косметической, пивоваренной, табачно-махорочной промышленности). Импортозамещение способствовало также вытеснению подпольных производств в спиртовой и ликероводочной продукции, базирующихся на контрабандном импортном сырье;

·  увеличение поставок на внутрироссийский рынок продукции (например, стальных труб) в результате мер, ограничивающих импорт конкурирующих товаров;

·  расширение государственной поддержки ряда промышленных производств (увеличение оборонного заказа, значительный рост продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения вследствие расширения ее поставок для лизинга в агропромышленном комплексе и др.);

·  значительное улучшение финансового положения промышленных предприятий. 
    Действие отмеченных факторов наиболее отчетливо проявилось в период с января по август 1999 г., когда происходил устойчивый помесячный рост производства с учетом элиминирования сезонности. Однако с сентября рост замедлился, что явилось следствием насыщения соответствующих сегментов внешних рынков продукцией российского сырьевого экспорта; истощения резервов импортозамещения, обусловленных сокращением импорта товаров в условиях ограничения платежеспособного спроса населения (сколько-нибудь существенные резервы импортозамещения к началу 2000 г. сохраняются лишь в легкой промышленности); опережающих темпов инфляции в промышленности по сравнению с темпами роста потребительских цен с февраля 1999 г., что обусловило рост издержек производства. 
    Основными факторами, которые могут препятствовать устойчивому росту промышленного производства в ближайший период, являются: 

·  низкие реальные доходы населения, еще не восстановившиеся к началу 2000 г. до предкризисного уровня;

·  минимум возможностей дальнейшего существенного и устойчивого наращивания экспорта сырьевых товаров; низкая конкурентоспособность продукции отечественной перерабатывающей промышленности на внешних рынках;

·  недостаточный спрос на продукцию инвестиционных отраслей вследствие высоких рисков осуществления долгосрочных капитальных вложений, что в свою очередь сдерживает обновление основного капитала;

Информация о работе Развитие экономики в посткризисный период