Роль и функции антикризисного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:26, реферат

Описание работы

Антикризисное регулирование существует как на макро-, так и на микроуровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном национального хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благоприятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потерями. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
Что такое кризис..................................................................................................... 4
Классификация кризисов………………………………………………………... 4
Микроэкономические проявления кризисов…………………………………... 7
Роль и функции антикризисного регулирования…………………………….... 8
Государственное регулирование кризисных ситуаций…………………….....10
Российские особенности антикризисного регулирования
предприятий. ……………………………………………………………………12
Заключение ………………………………………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………………….. 15

Работа содержит 1 файл

АКУ реферат.docx

— 33.49 Кб (Скачать)

2. Одной из  важных характеристик антикризисного  регулирования и управления является  сочетание формального и неформального  управления. В разнообразных видах  такого сочетания существует  зона рациональной организации  антикризисного управления. Она  может сужаться или расширяться.  Ее сужение отражает повышение  опасности кризиса или опасности  наиболее острого его проявления.

3. Для антикризисного  управления особое значение имеет  перспективность, возможность выбрать  и построить рациональную стратегию  развития.

 Существуют  разные стратегии, наиболее важными  из которых являются следующие: 

  • предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
  • выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
  • противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
  • стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
  • рассчитанного риска;
  • последовательного вывода из кризиса;
  • предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Антикризисное регулирование и управление так  же, как и любое другое, может  быть малоэффективным или более  эффективным. Эффективность характеризуется  степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного  использования кризиса в сопоставлении  с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность  в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе  и общей оценке управления, его  успешности или просчетов.

 

Государственное регулирование кризисных  ситуаций

 Государственная  политика в регулировании кризисных  ситуаций заключается в минимизации  экономического и социального  ущерба, вызванного банкротством  организации. При этом важно  отметить, что разорение неэффективных  предприятий является важнейшим  фактором рыночной экономики,  обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется  на трех уровнях:

  • поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
  • предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
  • уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

В сферах, имеющих  особое значение для экономической  и социальной жизни, государство  применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно  разделить на две группы:

1. финансовая  поддержка, 

2. особое администрирование 

 Подобные  превентивные меры позволяют  минимизировать риски банкротства  общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

Основные формы  финансовой поддержки:

  • целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
  • субсидирование процентной ставки по кредиту;
  • предоставление гарантий по кредиту;
  • налоговые льготы;
  • налоговый кредит.

Особое администрирование  деятельности предприятий выражается в следующих формах:

  • введение дополнительных форм отчетности;
  • установление обязательных нормативов;
  • лицензирование;
  • обязательное страхование ответственности;
  • законодательное ограничение тарифов;
  • другие законодательные ограничения.
 

  
 
 
 
 

Российские  особенности антикризисного регулирования предприятий

К середине 90-х  годов большинство российских предприятий  характеризовались полной или частичной  неплатежеспособностью. Поэтому, усилия государства по антикризисному регулированию  были направлены прежде всего на разработку и корректировку федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Исследование  взаимосвязи антикризисных мероприятий, проводимых на макро- и микроуровнях, позволяет сделать следующие рекомендации по совершенствованию механизма антикризисного управления предприятием. На уровне государства:

-    совершенствование  налоговой системы; 

-    устранение  неравенства конкуренции между  предприятиями; 

-    создание  и государственная поддержка  реально действующей сети надежных  кредитных учреждений;

-    совершенствование  нормативно-правовой базы, особенно  в разделах о несостоятельности  предприятий и регулировании  деятельности акционерных обществ; 

-    разработка, внедрение и поддержка новых  программ по подготовке кризис-менеджеров, включающих отбор и обучение антикризисных управляющих; определение миссии их деятельности и её целей; обогащение теории организаций на основе обобщения имеющегося практического опыта работы антикризисных управляющих; построение (на основе достижении теории организаций) обучающих программ для конкретных ситуаций санации или ликвидации предприятия.

На уровне предприятия:

-    определение  предприятия как сложного, многофакторного  механизма, функционирование которого  осуществляется с учётом всех  его сторон -финансовой, организационно-структурной, технологической, социально-политической и психологической;

-   учёт  российской специфики при применении  наиболее популярных мероприятий  из мирового опыта антикризисного  управления на микроуровне (реорганизации управленческих структур, диверсификации, введении новых методов работы с кадрами, создании и выделении дочерних фирм, финансировании реструктуризации за счёт собственных средств);

-   устранение  сложившейся негативной тенденции  к объединению интересов собственников  и менеджмента предприятий, направленных  на сокращение и ликвидацию  предприятий; 

-    разрешение  повсеместно возникающих серьезных  противоречий между субъектами  функционально-управленческой конфигурации  предприятия (гендиректором, администрацией, акционерами и трудовым коллективом), путём использования экономических  и административных рычагов; создание  и финансирование собственных  антикризисных подразделений, укомплектованных  квалифицированными кризис-менеджерами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 Можно сделать  вывод о том, что некоторые  антикризисные шаги, такие как  снижение издержек, повышение эффективности  управления персоналом, реорганизация  управленческих структур предпринимались  практически всеми предприятиями,  попавшими в кризисную ситуацию. Эти методы считаются надежными,  проверенными и составляют оазис  антикризисного управления, независимо  от масштабов, специализации или  географического местонахождения  предприятия. 

Однако, наряду с ними, применялись и другие методы, полезность которых можно считать  спорной, поскольку есть примеры  как удачного, так и неудачного их применения. К числу таких мер  относятся: привлечение заемных  средств для финансирования реструктуризации, разукрупнение предприятия путем выделения из его состава дочерних обществ.

В качестве одной  из важнейших антикризисных мер  можно выделить как подготовку антикризисных  управляющих. Антикризисные управляющие - это уникальные специалисты, обладающие знаниями в области экономики, финансов, математики, права и оценки. Их подготовка включает изучение следующих основных учебных курсов: разработка стратегии развития предприятия; бизнес-планирование несостоятельных предприятий; проблематика финансовой устойчивости предприятия; маркетинговая стратегия предприятия; бухгалтерский учет и аудит; управление персоналом в условиях банкротства; оценка недвижимости предприятий; оценка доходности и риска инвестиционных проектов; оценка бизнеса предприятий; система критериев определения платежеспособности и удовлетворительности структуры баланса предприятия; законодательство о несостоятельности (банкротстве) предприятий; обязательственное и договорное право; продажа активов предприятия должника, организация аукционов и конкурсов.

В настоящее  время антикризисное регулирование  становится частью повседневного управления крупными и средними промышленными  предприятиями. Для таких предприятий  целесообразно соз­дание собственных антикризисных подразделений.

  
 

Список  используемой литературы.

1. Антикризисное  управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Лунев В.Л.  Тактика и стратегия управления  фирмой. М.: ЗАО «Финпресс», 1997.

3. Поршнев А.Г.  Управление инновациями в условиях  перехода к рынку. М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 2000.

4. Теория и  практика антикризисного управления: Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

5. Шредер Г.А.  Руководить сообразно ситуации: Пер. с нем. М.: АО «Интерэкспорт», 1999.

Информация о работе Роль и функции антикризисного регулирования