Современные технологии управления как средство повышения результативности деятельности интегрированных бизнес-структур АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:49, доклад

Описание работы

Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Работа содержит 1 файл

статья.doc

— 101.00 Кб (Скачать)


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУР АПК

Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную интеграцию и горизонтальную интеграцию компаний [2].

Горизонтальная интеграция — это объединение компаний, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства, например двух производителей одного продукта или двух розничных торговых фирм.

Вертикальная интеграция — это объединение предприятий из одной сферы деятельности, но участвующих в разных стадиях технологической цепочки, связанных кооперацией. Прямая интеграция направлена на проникновение на рынки сбыта, обратная — на получение доступа к источникам сырья и комплектующих [3].

ЗАО «Хлебопродукт-2» — это предприятие, которое имеет вертикально интегрированную бизнес-структуру. Оно объединяет в себе полный цикл работ – от производства и переработки сельскохозяйственной продукции до производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий. 

В его состав входят мельница, крупоцех, элеватор, пекарни, магазины. Отдельными бизнес-структурами можно выделить пекарни изучаемого предприятия. Они представляют собой горизонтальную интеграцию, поскольку осуществляют одинаковую стадию производства, производят  один и тот же продукт для его дальнейшей реализации следующей структурой предприятия – торговым отделом и сетью магазинов розничной торговли.

ЗАО «Хлебопродукт-2» имеет четыре пекарни в разных районах Оренбургской области: пекарня № 1 – с. Нежинка Оренбургского района, пекарня № 2 – г. Оренбург, ул. Кичигина, 18, пекарня № 3 – пос. Саракташ, пекарня № 4 – г. Акбулак. Данные структуры производят определённую номенклатуру хлебобулочных изделий, отличающуюся количеством наименований.

Для успешного функционирования изучаемых бизнес-структур необходимо эффективное управление, при этом как текущее, так и стратегическое. Необходимо отметить тот факт, что производство и реализация хлеба и хлебобулочных изделий в настоящее время не приносит тех финансовых результатов, которые необходимы для безостановочного производства и обновления основных производственных фондов, совершенствования технологий производства.

Чтобы улучшить финансовые результаты изучаемых бизнес-структур, увеличить объёмы производимой продукции, снизить себестоимость производимой продукции, необходимо осуществлять реализацию таких управленческих процессов, как бюджетирование, бизнес-планирование и стратегическое планирование.

По мнению О.С. Виханского, декана высшей школы бизнеса МГУ, стратегическое планирование требует разработки видения — ключевого элемента современного менеджмента: каким предприятие  видит себя в будущем? Этот процесс позволяет ему ответить на следующие вопросы:  почему она существует; каковы ее основные цели; какие ресурсы необходимы для успешного развития; кто будет потребителями ее продукции [1].

Стратегическое планирование предоставляет менеджменту возможность понять текущую ситуацию и, как следствие, планировать будущее. Фактически успешные компании устанавливают непрерывный процесс стратегического планирования, то есть значительную часть своего рабочего времени их топ-менеджеры тратят на разработку планов по выживанию компании в конкурентной среде и формулирование стратегии.

После формирования стратегии топ-менеджеры сталкиваются с проблемой, связанной с доведением ее до менеджеров среднего уровня и рядовых сотрудников компании, а также с переводом стратегических планов в плоскость конкретных мероприятий по их достижению. Здесь необходимо приступить к осуществлению процесса бизнес-планирования.

Бизнес-план — это структурированное описание основных аспектов деятельности и развития компании, разрабатываемое на основе ее стратегии. Он является общепринятой в мировой практике методикой разработки и формой представления конкретных перспектив деятельности и средств их достижения, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности компании и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса ее собственного экономического интереса и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.

Многие российские менеджеры понимают бюджетирование как одну из форм планирования, что является правдой лишь отчасти. Дело в том, что на самом деле бюджетирование представляет собой управленческую технологию, способную перевести долгосрочные и среднесрочные планы компании в плоскость их реализации. Таким образом, под бюджетированием понимается вся совокупность управленческих процессов, обеспечивающих жизненный цикл бюджета. Оно является полноценной и комплексной технологией тактического (текущего) управления компанией [1].

Руководство ЗАО «Хлебопродукт-2» разрабатывает различные стратегии по развитию хлебопекарного производства. Так, благодаря эффективным управленческим решениям, реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в 2007 г. по сравнению с 2006 г. выросла на 114,18 %. Наглядно такое изменение можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 — Реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий  ЗАО «Хлебопродукт-2», кг.

В исследуемом предприятии руководство деятельностью пекарен осуществляется по различным направлениям.

Во-первых, реализуется ценовая стратегия, позволяющая достигать наибольших объёмов продаж. Хлеб – это продукт первой необходимости, приобретаемый всеми группами населения.  Рассматриваемый производитель устанавливает минимальные цены на производимую продукцию. Если рассмотреть средние цены на хлеб и хлебобулочные изделия, установленные в г.Оренбург, то можно сделать вывод, что нижний предел цены соответствует цене ЗАО «Хлебопродукт-2». При этом цена изучаемого производителя в среднем в 2 раза ниже цен на хлебобулочные изделия по городу. Это достигается путём интегрирования бизнес-процессов, таких как производство муки, а из муки – хлеба и хлебобулочных изделий. Основное сырьё обходится пекарням по минимальной стоимости, что объясняет низкий уровень цен на конечную продукцию.

Во-вторых, это производство экологически чистой продукции. Цель такого производства – оздоровление и укрепление здоровья потребителей. Если рассмотреть состав производимых продуктов, то ни в одном наименовании не будет обнаружено консервантов. Это подтверждается и недолгим сроком хранения изделий – в течение трёх суток, в то время, как хлеб с добавлением консервантов может храниться в два и более раз дольше в зависимости от концентрации.

В-третьих, важным моментом в управлении хлебопекарным производством является не только строгая направленность на получение прибыли, но и удовлетворение спроса отдельных категорий потребителей, которые по состоянию здоровья не могут употреблять обычные продукты. Для таких потребителей разработаны и запущены в производство специальные диетические виды хлеба. Например, хлеб «Диабет-диет» предназначен для диетического питания потребителей, страдающих сахарным диабетом. Его рецептура составлена с учётом всех требований, предъявляемым к питанию данной категории граждан; хлеб «Бессолевой» не содержит соли, которую не рекомендуется употреблять в пищу гражданам с артритами и артрозами; хлеб «Йодированный» содержит йод, который особенно необходим жителям Оренбургского региона в связи с частыми заболеваниями щитовидной железы.

В-четвёртых, разработанная политика имеет эргономическую направленность. Заботясь о потребителях, производитель учитывает их пожелания, одним из которых является удобная упаковка продукции. В ассортимент производимой продукции входит хлеб, который уже нарезан и упакован, кондитерские изделия, расфасованные в яркие пакеты и удобные контейнеры.

Сеть магазинов по возможности охватывает все районы города и часть населённых пунктов Оренбургской  области (п.Тюльган, г.Соль-Илецк, г.Акбулак, пос. Саракташ, с.Октябрьское). Кроме того, с некоторыми организациями, которым поставляется хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, заключены специальные договоры, по которым установлено условие, что производимая наценка не может быть более 1 рубля, что существенно влияет на формирование цен на данный вид продуктов питания.

Таким образом, находя новые управленческие решения, используя современные технологии управления, можно не только укрепить стабильность работы производственного предприятия и повысить эффективность его работы, но и также создать широкую социальную направленность своей деятельности.

 

Список литературы:

1.      Мамочкин Е. Взаимосвязь стратегического планирования, бизнес-планирования и бюджетирования / Финансовая газета. — 2007.— № 42.

2.      Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. ИНФРА-М, 2006. 

3.      Станиславчик Е. Финансовые последствия слияний и поглощений / Финансовая газета. — 2005.— № 9.

 

 



Информация о работе Современные технологии управления как средство повышения результативности деятельности интегрированных бизнес-структур АПК