Становление и развитие рынка недвижимости в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 21:06, реферат

Описание работы

Функционирование развитого рыночного хозяйства построено на взаимодействии целого ряда рынков. Важное место среди них занимает рынок недвижимого имущества: жилья и разнообразных нежилых помещений коммерческого назначения (офисных, торговых, складских и производственных). В советской экономике накануне рыночных преобразований использование нежилого недвижимого имущества в основном было ограничено рамками государственной собственности и регламентировалось всеобъемлющим планированием хозяйственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Становление и развитие рынка недвижимости в России.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

Становление и развитие рынка  недвижимости в России

Функционирование  развитого рыночного хозяйства  построено на взаимодействии целого ряда рынков. Важное место среди  них занимает рынок недвижимого  имущества: жилья и разнообразных  нежилых помещений коммерческого  назначения (офисных, торговых, складских  и производственных). В советской  экономике накануне рыночных преобразований использование нежилого недвижимого  имущества в основном было ограничено рамками государственной собственности  и регламентировалось всеобъемлющим  планированием хозяйственной деятельности. В жилищной сфере, как и в некоторых  других секторах, такая ситуация сочеталась с существование легальных и  нелегальных элементов квазирыночных отношений (жилищная кооперация, продажа частных домов, обмен квартир через маклеров), которые можно рассматривать в качестве предыстории рынка жилья.

Отправной точкой развития рынка жилья в России следует считать 1990 г., когда Закон "О собственности в СССР" признал существование частной  собственности, а наиболее дальновидные работники жилищностроительной сферы Москвы начали создавать первые риэлторские фирмы.  Средняя цена 1 кв. м жилья в то время составляла $100, а развитие рынка первые полтора года тормозилось узкой материальной базой. Ситуация радикально изменилась в 1992 г. с началом массовой приватизации жилья, когда рынок получил реальное ускорение за счет увеличения предложения. Рынок жилья стал ядром всего рынка недвижимости в стране в период радикальных рыночных реформ.

Осуществляемый  с начала 90-х годов мониторинг рынка жилья позволил накопить и  систематизировать большое количество эмпирических данных по всей России. Ниже рассматриваются основные факторы  и тенденции становления и  функционирования рынка жилья.  Анализ других сегментов рынка недвижимости оставлен за скобками данного материала, вследствие их более позднего старта, замедленного развития и недостатка фактического материала. 

Основные  закономерности и  факторы развития рынка жилья

Стремительный рост цен в ходе радикальных рыночных реформ затронул и сектор недвижимости, причем наблюдаемые на нем процессы не могут быть убедительно объяснены только воздействием факторов  номинальной рублевой инфляции и изменения покупательной способности доллара. Более того, эти инфляционные явления на рынке недвижимости находились в противоречии с известными закономерностями функционирования развитого рыночного хозяйства, в котором  негативные изменения основных макроэкономических показателей сопровождаются, как правило, снижением цен на жилую недвижимость. Еще одним доказательством развития российского рынка недвижимости в противоречии с закономерностями функционирования рыночных экономик является тот факт, что и в 1994-1997 гг. после начала финансовой стабилизации цены росли в 50-70% городов, охватываемых выборкой Российской гильдии риэлторов (РГР), тогда как превышение спроса над предложением отмечалось лишь в 2-6% городов выборки (в 1992-1994 гг. рост цен в более чем 50% обследованных городов можно считать следствием того, что спрос опережал предложение) (табл. 1, рис. 1).

Рис. 1. Укрупнённые  показатели рынка жилья (увеличить изображение)

Анализ рынка  жилищной недвижимости в 1992-1998 гг. в  России позволил выявить общую для  развивающихся рынков различных  российских городов закономерность изменения стоимости жилья.

Сущность этой закономерности заключается в том, что рынок недвижимости в своем  развитии проходит ряд стадий.

При переходе от одной стадии к другой цены на недвижимость (основной индикатор рынка) изменяются следующим образом.

В начале первой (стартовой) стадии жилье принципиально  недооценено, рыночные процессы только начинаются, но затем следует быстрый  рост цен. К концу стадии, т.е. через 2-3 года, цены выросли  в 3-5 раз (среднегодовые темпы прироста - 200-400%). Вторая (переходная) стадия, когда цены продолжают расти, но уже меньшими темпами (30-50% в год). На третьей стадии (складывающегося рынка), рост цен прекращается с постепенным переходом к стабилизации. Наконец, на четвертой стадии (стабильного рынка) рынок недвижимости по основным закономерностям аналогичен развитым рынкам, но требуются еще годы, если не десятилетия, для постепенного продвижения к его стандартам в области совершенствования законодательной базы, инфраструктуры рынка и т.д.

В Москве стартовая  стадия началась в середине 1990 г. В  других городах ее начало совпадает  с общим началом экономической  реформы в стране (1992 г.). Отдельные  регионы лишь в 1993-1995 гг. вступили в  стартовую стадию рынка жилья (хотя по отдельным параметрам предпосылки  запуска рынка все же возникали  под влиянием общей экономической  ситуации и развития нормативно-юридической  базы в стране). Переход к другим стадиям также осуществляется в  различные сроки, а продолжительность  каждой стадии  колеблется от 1 года до 3-5 лет.

Переход к стадии стабилизации возможен в рамках двух сценариев: “с перебегом”, когда цены вначале стремительно растут и переходят  за разумные пределы, а затем несколько  снижаются и после одного-двух колебаний устанавливаются на более  низком уровне, и “с доползанием”, когда цены плавно подходят к уровню стабилизации. Так, в Москве в 1996-1997 гг. цены на жилье снижались от того запредельного уровня, которого они достигли к марту 1995 г., постепенно нащупывая свой стабильный уровень, соответствующий статусу и масштабу столицы, уровню экономического развития и степени концентрации финансовых ресурсов, расположению и природно-климатическим условиям, характеру и состоянию жилищного фонда. К середине 1997 г. этот уровень был достигнут. Аналогичный сценарий, хотя и с меньшим “перебегом”, реализовался в Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти. В то же время в других городах (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тверь) реализовался сценарий “с доползанием”.

К 1998 г. рынок  жилья во все большем числе  городов выходил на стадию стабилизации: если в 1992-93 гг. таких городов было 4-5% из выборки в 50 городов, то к 1997 г. стадии стабилизации достигли около 30% городов, а на 1998 г. эта величина прогнозировалась на уровне 60-70%.

Таким образом, определяющей закономерностью динамики цен на недвижимость в развивающейся  переходной экономике является рост долларовых цен на жилье от начального, заведомо низкого уровня до естественного  для каждого города уровня, соответствующего его специфическим особенностям. Эта динамика является общей для  всех регионов. Однако ее фактическая  реализация имеет свои особенности  в различных регионах и городах  России. Темпы развития рынка (сроки  начала и продолжительность стадий, а также конкретные темпы роста  цен) могут быть различны и во многом зависят от целого ряда других факторов.

В основе неравномерности  развития рынка жилья в различных  городах России лежат, в первую очередь, объективно существующие, тесно связанные  между собой факторы, такие как:

- административный  статус и масштаб города, характер  его социально-экономического развития;

- структура и  состояние недвижимого фонда  города;

- удаление от  столиц, других крупных центров,  соседних государств;

- наличие транспортных  коммуникаций и степень развития  остальной инфраструктуры;

- природно-климатические  условия; 

- качество жизни  (включая социальную, криминогенную  и экологическую обстановку).

Естественным  следствием произошедшего в России в 90-х гг. перехода к рыночному  хозяйству стала концентрация капиталов  в крупных городах, где произошло  достаточно быстрое приспособление экономики к новым рыночным условиям хозяйствования. Интенсивное развитие негосударственного сектора в столицах, ряде региональных и промышленных (при  наличии экспортоориентированных, конкурентоспособных производств) центров с большими объемами финансовых потоков, эффективными инвестициями и хорошими перспективами обеспечило появление достаточно многочисленных высокодоходных групп населения, имеющих соответствующую планку потребностей. В этих условиях рынок недвижимости достаточно быстро развивается, а цены на нее со временем устанавливаются на достаточно высоком уровне.

На другом полюсе находится большинство малых  городов, где экономика в дореформенный  период имела моноотраслевой характер и с началом рыночных реформ попала в состояние глубокой депрессии. Отсутствовали и объективные предпосылки для развития рыночной экономики, характерные для крупных центров (близость к столицам и зарубежью, развитая инфраструктура, вовлеченность во внешнеэкономические связи). В отличие от них там, по существу, не вызрел новый, сколько-нибудь значительный, конкурентоспособный сектор хозяйства. Под давлением  низких денежных доходов населения рынок недвижимости долго находится в зачаточном состоянии, а цены со временем стабилизируются на низком уровне.

Между этими  крайними типами городских поселений  находится множество других, находящихся  в промежуточном состоянии, для  которых характерен неспешный темп развития рынка недвижимости и средний  уровень цен после стабилизации. В таблице 1 представлена динамика цен  на рынке жилищной недвижимости в  различных городах страны после 1992 г.

Таблица 1. Цена  1 кв. м общей площади жилья в городах России в 1993-1998 гг.

Города  и регионы  Цены, USD / кв. м  (конец периода) *
  1993 1994 1995 1996 1997 1998
Северный  район
Петрозаводск**, Республика Карелия 185 250 390 440 435 180
Воркута**,          Республика Коми       69 55  
Вологда**,          Вологодская область 223 190 346 360 310  
Череповец**,      Вологодская область 192 188 200 290 270  
Северо-Западный район
Санкт-Петербург** 342 442 472 520 560 565
В. Новгород ,     Новгородская область 230 260 270 280 350  
Центральный  район
Брянск,                Брянская область 220 270 320 330 320 230
Владимир**,       Владимирская область 255 330 385 340 370 220
Обнинск**,         Калужская область 320 540 520 517 530  
Москва  752 1121 1217 1015 950 890
Балашиха,          Московская область 300 450 480 540 590  
Мытищи,            Московская область 320 500 665 600 630  
Пушкино,           Московская область 350 610 625 615 540  
Сергиев-Посад, Московская область 240 275 400 410 400  
Орел,                   Орловская область 240 275 300 310 320  
Рязань,                Рязанская область 264 384 390 395 380 290
Смоленск,          Смоленская область 230 275 325 325 300  
Тверь**,             Тверская область 270 305 350 360 355 265
Тула,                   Тульская область 260 300 350 360 380  
Волго-Вятский  район
Чебоксары,        Чувашская  Республика 200 200 300 385 335  
Н.Новгород,       Нижегородская область 290 420 450 500 538 450
Центрально-Черноземный  район
Белгород**,       Белгородская область         440 213
Ст. Оскол**,       Белгородская область     280 250 270 150
Воронеж**,        Воронежская область   340 417 430 420 237
Курск**,              Курская область 300 290 370 410 415  
Липецк,               Липецкая область       380 375 140
Поволжский  район
Казань,               Республика Татарстан 300 370 400 420 445  
Астрахань**,      Астраханская область 220 250 260 310 320 150
Волгоград,         Волгоградская область 250 300 325 380 390  
Самара,               Самарская область 420 580 610 620 550  
Тольятти**,        Самарская область 325 326 450 420 520  
Саратов,              Саратовская область 225 280 400 360 350 165
Ульяновск,          Ульяновская область 275 340 360 330 340 135
Северо-Кавказский район
Анапа**,             Краснодарский  край 575 600 550 500 520  
Ставрополь,        Ставропольский край       420 400  
Ростов-на-Дону, Ростовская область 385 450 435 425 420 390
Волгодонск**,    Ростовская область 104 125 216 230 250 78
Уральский район
Уфа,                     Республика Башкорстан   292 330 430 400 410  
Ижевск,               Удмуртская Республика 180 242 362 360 370  
Оренбург,           Оренбургская область 210 280 350 360 420  
Пермь,                 Пермская область 330 382 380 358 505 165
Екатеринбург,    Свердловская область 270 285 380 445 535 335
Магнитогорск,   Челябинская область 240 293 260 240 335  
Западно-Сибирский район
Барнаул**,         Алтайский  край 230 212 348 330 380 175
Кемерово,           Кемеровская область 290 300 380 360 365 150
Новосибирск,    Новосибирская область 265 325 430 490 490 280
Омск,                 Омская область 250 240 360 370 375 170
Томск**,            Томская область 150 167 280 293 400 145
Тюмень,             Тюменская область 320 500 480 550 470 180
Восточно-Сибирский район
Красноярск,        Красноярский  край 275 285 365 520 510 220
Иркутск,              Иркутская область 320 364 410 540 470 255
Чита,                    Читинская область   273 185 245 325 160
Дальневосточный район
Якутск,                Республика Саха (Якутия) 625 287 750 800 660 230
Владивосток,      Приморский край     420 420 450 395
Хабаровск,          Хабаровский край 375 375 350 360 390 240
Прибалтийский  район
Калининград, Калининградская область         620 470
Основные  финансовые индикаторы по России в  целом
Индекс  инфляции рубля 9,50 3,15 2,31 1,22 1,11 1,84
Индекс  девальвации рубля относительно доллара США 3,00 2,71 1,36 1,18 1,08 3,35
Индекс  инфляции USD*** 3,17 1,16 1,70 1,04 1,04 0,55

*     -  средневзвешенные цены предложения или сделок (см. ниже) за декабрь соответствующего   года;

**   -  цены сделок;

*** - индекс инфляции USD - отношение индекса инфляции  к индексу девальвации рубля   относительно доллара.

Кроме того, изучение рынка конкретных городов показало, что в условиях переходной экономики  и высокой степени нормотворческой  самостоятельности субъектов Федерации, важными факторами, определяющим темпы  и характер развития рынка недвижимости, являются политическая ориентация местных  властей и степень их активности на рынке. В свою очередь, от них зависит  состояние ряда других факторов, влияющих на уровень цен на жилье: развитие инфраструктуры, направленность нормативно-правовой базы, степень криминализации рынка  и т.д.

Энергичная политика региональных и городских администраций, развивающая по-настоящему цивилизованные рыночные отношения, в сочетании  с высокими доходами значительной части  населения, достаточными для  формирования относительно многочисленного среднего класса с его бурной деловой активностью, в т. ч. в инвестиционно-строительном секторе, способствует росту спроса и предложения на объекты недвижимости, в результате чего цены на нее быстро растут, а затем стабилизируются на достаточно высоком уровне.  Напротив, нерыночная ориентация местных властей, отсутствие благоприятных условий для развития бизнеса и предпринимательства, инвестиционная пассивность, консервируемые, как правило,  низким уровнем доходов населения и миграционным  оттоком, имеют своим следствием низкий уровень предложения и спроса на объекты недвижимости, сдерживают рост цен на них. В своей крайней форме данный вариант может превратиться в явную политику противодействия развитию рынка недвижимости на локальном уровне, что может привести к замедлению темпов его становления, стагнации цен на низком уровне, снижению доходности и увеличению риска инвестиций в жилье.

В российских реалиях  переходного периода можно наблюдать  самые различные сочетания взаимного  влияния объективно обусловленных  экономических факторов и вариантов  политики региональных властей, что  привело к большому разнообразию сценариев становления рынков недвижимости, к асинхронности их развития.

Так, в Москве в 1992-94 гг. проводилась  активная политика по развитию рыночных отношений. Вместе с другими факторами и присущими мегаполису преимуществами она способствовало быстрому становлению рынка и бурному росту цен на жилье. В дальнейшем, в 1995-96 гг. все больше стали проявляться тенденции к замещения конкурентной среды регулированием на основе комбинирования административных и рыночных интересов. Происходил дальнейший рост цен при коммерческой продаже вновь строящегося муниципального жилья в условиях стабилизации цен вторичного рынка, что привело к кризису ликвидности на первичном рынке, и как следствие, замедлению темпов развития рынка, снижению цен на жилье и достижению стабилизации лишь к концу 1997 г. По мере осознания городскими властями причин кризиса на рынке нового жилья предпринимались попытки привлечения специалистов для создания методики расчета целесообразных цен, учитывающей факторы спроса и предложения, но положение кардинальным образом не менялось.

Информация о работе Становление и развитие рынка недвижимости в России