Сущность антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:53, контрольная работа

Описание работы

Основной целью и задачами написания работы является анализ и общая оценка антикризисного управления, понятие его необходимости в современных условиях экономики; выявление признаков и особенностей антикризисного управления и условия его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ, РЕШАЕМЫЕ АНТИКРИЗИСНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
2. ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

сущность антикриз управления.rtf

— 199.64 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра МТЭК

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу: Введение в специальность

на тему: «Сущность антикризисного управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие, необходимость и проблемы, решаемые антикризисным управлением

2. Признаки и особенности антикризисного управления

3. Эффективность антикризисного управления

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития.

В условиях современной российской действительности традиционные методы управления, как оказалось, не дают реального эффекта, поскольку ориентированы на нормально функционирующие на рынке предприятия. В обстановке, когда преобладающее большинство малых, средних и далее крупных компаний не просто испытывают временные затруднения, но уже давно и постоянно находятся на самом краю пропасти, обычные, стандартные инструменты менеджмента уже не помогают. Поэтому столь актуальна стала проблема поиска и внедрения в широкую практику таких форм и методов управления, использование которых позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия, несмотря на общую неблагоприятную рыночную обстановку в нашей стране, а в случае, когда результаты оказались плачевны и речь уже идет о банкротстве, позволили бы подготовить и реализовать программу оздоровления предприятия.

Основной целью и задачами написания работы является анализ и общая оценка антикризисного управления, понятие его необходимости в современных условиях экономики; выявление признаков и особенностей антикризисного управления и условия его эффективности.

 

1. Понятие, необходимость и проблемы, решаемые антикризисным управлением

 

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризным процессом.

Как показывает мировой опыт, антикризисный процесс в условиях рыночной экономики - это управляемый процесс.

Антикризисное управление - это система профилактических и оздоровительных процедур, применяемых к предприятию и направленных на предотвращение его неплатежеспособности.

Антикризисное управление можно рассматривать также как особую систему управления предприятием, которая направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента (разработка и реализация на предприятии специальной программы, позволяющей устранять временные затруднения).

Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Можно выделить три функции антикризисного управления:

а) предкризисное управление;

б) управление в условиях кризиса;

в) управление процессами выхода из кризиса.

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Антикризисное управление это такое управление, в котором предусмотрены и эффективно применяются меры по:

а) предвидению опасности кризиса;

б) анализу его симптомов и причин;

в) разработке и реализации мер по финансовому оздоровлению предприятия;

г) использованию кризиса для последующего развития предприятия.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами (рис. 1.1).

Проблемы распознавания предкризисных ситуаций

Методологические проблемы антикризисного управления

Проблемы предотвращения кризиса

Финансово-экономические проблемы

Проблемы жизнедеятельности организации в кризисном состоянии

Правовые проблемы антикризисного управления

Проблемы выхода из кризиса

Проблемы организации

Проблемы ликвидации последствий кризиса

Социально-психологические проблемы




 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Антикризисное управление: методология и организация решения проблем в условиях кризисного функционирования организации



Поиск информации

Конфликтологические проблемы управления

Проблемы прогнозирования кризисов

Маркетинг: поведение в условиях неопределенности

Разработка управленческих решений в условиях риска

Внешнее управление и проблемы санации

Анализ и оценка кризисных ситуаций

Селекция персонала в условиях кризиса: оценка и мотивирование

Инновационные стратегии кризисного поведения

Инвестиционное проектирование




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Проблематика антикризисного управления

 

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это не простое дело - своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие, что тоже является проблемой управления.

Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них нужно пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из него и ликвидации его последствий.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируется миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования.

Третья группа проблем связана с проблематикой антикризисного управления, которую можно представить в дифференциации технологий управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает политику антикризисного управления персоналом, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.

 

2. Признаки и особенности антикризисного управления

 

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным. Игнорирование этого положения имеет отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления и особенно в механизме управления (рис. 2.1).

 



Гибкость, адаптивность, матричные структуры

Мотивирование, ориентирование на антикризисные ситуации

Мобильность

Степень неформального управления

Установка на оптимизм и уверенность

Программно-целевые подходы

Интеграция

Интеграция по ценностям профессионализма

Оценки последствий решений и альтернатив

Диверсификация управления

Инициативность

Своевременность решений (фактор времени)

Степень централизма, система ситуационного контролирования

Корпоративность, взаимоприемлемость

Критерии качества решений


Рис.2.1. Антикризисное управление: требования к системе, механизму и процессу управления

 

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

а) гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

б) склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности,

в) диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

г) снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

д) усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. К основным можно отнести:

а) мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

б) осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

в) повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

г) усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;

д) использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

а) мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуации, профессионализму и т.п.;

б) установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую установку деятельности;

в) интеграции по ценностям профессионализма;

г) инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

д) корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия - проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

3. Эффективность антикризисного управления

 

Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления. Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять (рис.3.1.).

 

 

 

 

 

 

Рис.3.1. Факторы и принципы эффективности антикризисного управления

 

1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. В данном случае имеются в виду не только общий профессионализм управления, который необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления. Такой профессионализм рождается в процессе специального обучения и развития искусства управления в критических ситуациях.

Информация о работе Сущность антикризисного управления