Арбитражные суды в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

В отличие от судов общей юрисдикции и третейских судов, арбитражный трибунал РФ осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений (имеются в виду экономические споры) или из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если:
. они вытекают из отношений учреждений, компаний и организаций, и людей, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
. они вытекают из отношений компаний, организаций, учреждений и людей с государственными органами.

Содержание

Ведение стр.3
1.История создания арбитражных судов стр.4
2.Место арбитражных судов в судебной системе РФ стр.9
3.Система арбитражных судов: стр.10
3.1.Арбитражные суды субъектов РФ стр.11
3.2.Арбитражные апелляционные суды стр. 14
3.3.Федеральные арбитражные суды округов стр. 15
3.4.Высший арбитражный суд РФ стр. 16
3.5.Суд по интеллектуальным правам стр. 21
3.6 Постоянное судебное присутствие стр.25
Заключение стр. 26
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Соков Д..docx

— 71.65 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Институт юстиции

Кафедра судебной деятельности

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил: студент 117 группы

                                                            Соков Денис Алексеевич

 

Проверил: старший преподаватель

кафедры судебной деятельности,

                                                            к.ю.н. Костовская Н.В.                                                                      

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012

 

 

Оглавление: 

Ведение                                                                                                        стр.3  

1.История создания арбитражных  судов                                             стр.4

2.Место арбитражных судов в  судебной системе РФ                      стр.9

3.Система арбитражных судов:                                                               стр.10

3.1.Арбитражные суды субъектов  РФ                                                    стр.11

3.2.Арбитражные апелляционные суды                                              стр. 14

3.3.Федеральные арбитражные суды округов                                  стр. 15

3.4.Высший арбитражный суд РФ                                                           стр. 16                            

3.5.Суд по интеллектуальным правам                                                    стр. 21

3.6 Постоянное судебное присутствие                                                   стр.25

Заключение                                                                                                    стр. 26

Список литературы                                                                                     стр. 27 

                                       Введение

В последнее время снова оживились дискуссии относительно судов и правосудия. В основном вопросы, как и раньше, касаются судьбы судебной реформы, состояния, в котором она находится: продолжается ли она, или уже закончилась, или вообще не сдвинулась с места. Спорят о том, надо ли готовить новую концепцию судебной реорганизации и все начинать заново, перестроив при этом уже получившиеся судебную систему, или надо работать на той основе, которая создана в последние годы.

Очевидно, что судебная броня приобретает  для граждан нашей страны первостепенную роль. Об этом свидетельствует ежегодный значительный рост числа обращений граждан и юридических лиц в суды, причем эта тенденция из года в год сохраняется, количество заявлений увеличивается непрерывно. Суды рассматривают большое количество дел, они перегружены более всякой меры. Цифры, которые касаются судов общей юрисдикции, потрясают. За год ими разбирается приблизительно 5 млн. гражданских дел, 2 млн. административных и более 1 млн. уголовных дел. Арбитражные суды также работают с колоссальной нагрузкой. За первое полугодие 2011-2012 года арбитражные суды рассмотрели 1149987 заявлений(1).

В отличие от судов общей юрисдикции и третейских судов, арбитражный трибунал РФ осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений (имеются в виду экономические споры) или из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если: 
. они вытекают из отношений учреждений, компаний и организаций, и людей, осуществляющих предпринимательскую деятельность; 
. они вытекают из отношений компаний, организаций, учреждений и людей с государственными органами.

Такая вкратце суть арбитражного судопроизводства в нашей стране. 
Далее я подробно рассмотрю эволюцию арбитражной системы РФ

Я думаю, что начать стоит с исторического вопроса - откуда, фактически, возник арбитраж.

 

                        1. История создания арбитражных судов

История современных  российских арбитражных судов начинается во времена Киевской Руси: первые упоминания об особых судах для торгового  сословия относятся к Уставной грамоте  новгородского князя Всеволода  Мстиславовича, данной в 1135 г. церкви Святого Иоанна Предтечи на Опоках: «…управляти всякие дела Иванская и торговая и гостиная и суд торговый». 

В дальнейшем с развитием торговых отношений  в России все больше возрастала необходимость в специализированных судах, в компетенцию которых входило рассмотрение торговых споров. Ст. 5 и 6 «Рукописания князя Всеволода» подчеркивали независимость этого суда от посадника. Только в случае совершения преступления, в котором были замешаны новгородские и иностранные купцы, суд по делу осуществлял посадник совместно с тысяцким и купеческими старостами.  

Механизм  экономического правосудия получил  свое дальнейшее развитие в Судебнике 1550 г. Этот документ регулировал судебное разрешение споров холоповладельцев о принадлежности холопов; содержал нормы гражданского судопроизводства по делам, связанным с землевладением, среди которых особое место занимало право выкупа родовых вотчин (ст. 85); подробно регулировал основания для потери права выкупа вотчины, оформления купчих, закладных, обмена родовых владений и др.; содержал статью об ответственности сторон при совершении торговой сделки (ст. 93) и о заключении договоров купли-продажи лошадей (ст. 94–96); решал вопрос о долевой и солидарной ответственности (ст. 20, 21); определял систему доказательств в гражданских спорах, например, разрешал использовать свидетельские показания при отсутствии у истца долговой расписки по заемному обязательству (ст. 15); регулировал порядок рассмотрения споров между иностранцами и жителями Русского государства.

 Следующим  важным этапом развития судоустройства  и судопроизводства в России  стало принятие в 1649 г. Соборного  уложения, ряд глав в котором  был посвящен вопросам государственного  права, и одна («О суде») –  вопросам судопроизводства. 

Кроме того, попытка создания специального суда для купечества была предпринята царем Алексеем Михайловичем, который в 1667 г. постановил «выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать». Особые таможенные суды (например, в г. Архангельске и др.), состоящие из «лучше торговых людей», как и специальный судебный приказ по торговым делам, были утверждены по Новоторговому уставу в 1667 г. и действовали до принятия Таможенного устава 1727 г. Так, в ст. 2 Новоторгового устава говорилось об учреждении при Архангельской таможне особого суда: «Всякую полную расправу у города Архангельского в торговых делах русским людям и иноземцам чинить в таможне гостю со товарищами».

Дальнейшее  развитие торговые суды получили при  Петре I на фоне создания первых городских  сословных судов. В 1699 г. в г. Москве была учреждена Бурмистрская палата, обладавшая торговой юрисдикцией, в 1719 г. создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а с 1721 г. появился Главный магистрат, судивший торговые дела, к которым относились также налоговые, таможенные и другие дела. В этот период магистратам были подсудны купцы и ремесленники по всем гражданским и уголовным делам, кроме «великих государственных преступлений». 

Важнейшим шагом  в истории торгового судопроизводства стал Указ от 14 мая 1832 г., учредивший коммерческие суды с особой компетенцией, просуществовавшие до 1917 г. Коммерческие суды рассматривали торговые и вексельные дела, дела о несостоятельности. Их организация и деятельность регламентировались Уставом торгового судопроизводства.

Дальнейшая  динамика развития механизмов разрешения экономических споров в России причудлива и прерывиста; материально-правовая основа организации и процессуально-процедурная основа их деятельности временами были экзотичны. Параллельно существовали и государственные, и общественно-третейские судебные органы.

В первые годы после Октябрьской революции  в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с  развитием хозяйственных отношений  возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. 

Переход к  НЭПу потребовал отказа от административного  способа разрешения хозяйственных  споров, уже тогда громоздкого, неэффективного и не знавшего процессуального оформления. В 1920-х гг., в период новой экономической  политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г.

Члены арбитражных  комиссий в этот период в основном назначались на должность теми органами, при которых комиссия состояла; дела рассматривались коллегиально — председательствующим на заседании и двумя членами (юристом и хозяйственником); споры разбирались в порядке, близком к правилам гражданского судопроизводства, с некоторыми особенностями. Процессуальную основу своей работы комиссии получили с утверждением СТО 14 марта 1923 г. 

Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 г. и 4 марта 1931 г. были ликвидированы  соответственно ведомственные и  государственные арбитражные комиссии. Это было сделано с целью «укрепления единства судебной системы СССР, поднятия хозяйственной дисциплины и повышения ответственности хозяйственных органов за свою работу». 

Общие суды были не в состоянии справиться с  возложенной на них задачей из-за слабого знания специфики хозяйственных  споров, отсутствия возможностей оперативного разрешения заявленных требований. Это  обусловливало настоятельную потребность в отказе от судебной формы защиты нарушенных хозяйственных прав. Поэтому государственная арбитражная система была восстановлена (правда, в несколько преобразованном виде), что служит косвенным доказательством ошибочности решения о ее ликвидации. 

Постановлением  ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 утверждено Положение о Государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений. 

Государственные арбитражи в СССР создавались  в форме союзно-республиканской  системы. В соответствии с Положением органы Госарбитража не были правомочны рассматривать споры между хозорганами  одного и того же ведомства, состоящими на общегосударственном или местном  бюджете. Фактически эти споры разрешались  руководством ведомств, и, конечно, не всегда их разрешение процессуально оформлялось, что не способствовало их единообразному рассмотрению, оперативности и эффективности принятых решений. Постепенно разрешение имущественных, а затем и преддоговорных споров между хозорганами одного ведомства стали поручать специально созданным в ведомствах подразделениям — ведомственным арбитражам. 

На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил  Положение о Государственном  арбитраже 1931 г. и утвердил новое  Положение о Государственном  арбитраже при Совете Министров  СССР. 

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял Постановление  «О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств  и ведомств в народном хозяйстве», согласно которому арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях. 

До 1974 г. нижестоящие  арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т.е. система была несоподчиненной. 17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. 

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого определялся Конституцией СССР.

Организация и порядок деятельности органов  Государственного арбитража впервые  закреплялись Законом «О Государственном  арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого законодательства были приняты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В Российской Федерации Государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах Государственного арбитража, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г. 

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях».

Информация о работе Арбитражные суды в РФ