Демократические принципы правосудия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.

Задачами курсовой работы являются:
Изучение общей характеристики принципов правосудия.
Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Демократические принципы правосудия.______________________4
1.1.Законность ___________________________________________________6
1.2.Осуществление правосудия только судом_________________________8
1.3.Обеспечение прав и свобод гражданина при
осуществлении правосудия.________________________________________10
1.4.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда__13
1.5. Открытое разбирательство дел во всех судах._____________________19
1.6.Осуществление правосудия на началах равенства всех
перед законом и судом.___________________________________________21
1.7.Участие граждан в осуществлении правосудия.____________________25
1.8.Обеспечение подсудимому права на защиту_______________________28
1.9.Презумпция невиновности._____________________________________29
1.10. Национальный язык судопроизводства._________________________30
Заключение.______________________________________________________32
Список используемой литературы.___________________________________34

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные.docx

— 63.23 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Демократические  принципы правосудия.______________________4

1.1.Законность  ___________________________________________________6

1.2.Осуществление  правосудия только судом_________________________8

1.3.Обеспечение  прав и свобод гражданина при 

осуществлении правосудия.________________________________________10

1.4.Обеспечение  законности, компетентности и беспристрастности  суда__13

1.5. Открытое  разбирательство дел во всех  судах._____________________19

1.6.Осуществление  правосудия на началах равенства  всех 

перед законом  и судом.___________________________________________21

1.7.Участие граждан  в осуществлении правосудия.____________________25

1.8.Обеспечение  подсудимому права на защиту_______________________28

1.9.Презумпция  невиновности._____________________________________29

1.10. Национальный  язык судопроизводства._________________________30 

Заключение.______________________________________________________32

Список используемой литературы.___________________________________34

 

Введение.

     Темой моей курсовой работы, являются демократические  принципы правосудия.

     Целью данной курсовой работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, а главное анализ его демократических принципов.

     Актуальность  выбранной темы очевидна, так как  известно, что правосудие представляет собой один из важнейших видов правоохранительной деятельности, осуществляемой специально создаваемыми на то государственными органами , а принципы, на которых основана данная деятельность, должны знать не только квалифицированные юристы, но и каждый гражданин РФ.

     Задачами  курсовой работы являются:

  • Изучение  общей характеристики принципов правосудия.
  • Детальное рассмотрение всех принципов правосудия.
  • Определить нормативные акты, в которых закреплены демократические принципы правосудия

            Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы-принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона. 

Глава 1. Демократические  принципы правосудия.

Демократические принципы правосудия – основные правовые положения, выражающие природу и  сущность организации и деятельности судов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, а также дел подсудных Конституционному Суду Российской Федерации.

К демократическим  принципам правосудия относятся:

  • Законность
  • Осуществление правосудия только судом                                                                                                
  • Обеспечение прав и свобод гражданина при осуществлении правосудия.
  • Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей и подчинение их только закону.
  • Открытое разбирательство дел во всех судах.
  • состязательность и равноправие сторон.
  • Участие граждан в осуществлении правосудия.
  • Обеспечение подсудимому права на защиту
  • Презумпция невиновности.
  • Национальный язык судопроизводства.

Демократические принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, т.е. в федеральных законах о судебной системе, о судах, о судьях. Частично это сделано в рамках принятых за последние годы федеральных конституционных  законов о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о судебной системе. Учтены указанные положения  Конституции при принятии новой  редакции федеральных законов о  прокуратуре и о статусе судей, а также привнесении изменений  и дополнений в законодательство о судоустройстве и судопроизводстве.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы.

Заметное содействие этому процессу призвано оказать  стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать  наше государство в правовое и  по-настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что  судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как  и другие ветви государственной  власти — исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать  стимулом для благоприятной корректировки  содержания принципов правосудия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.Законность.

     Законностью принято считать соблюдение и  исполнение предписаний Конституции  Российской Федерации, законов и  соответствующих им иных правовых актов  всеми государственными  и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими  и должностными лицами, гражданами.

     Законность  – универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное  воплощение в многочисленных статьях  действующей Конституции РФ.  Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»

      Особенностью  современного понимания принципа законности является то, что оно допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также законов, в том числе федеральных. И такое отношение к закону вытекает непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.

      Оно также получило поддержку Пленума Верховного Суда РФ, который в

постановлении "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"1 разъяснил:

     «Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

      Суд, разрешая дело, применяет непосредственно  Конституцию, в частности:

      а) когда закрепленные нормой Конституции  положения, исходя из ее смысла, не требуют  дополнительной регламентации и  не содержат указания на возможность  ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего  права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

      б) когда суд придет к выводу, что  федеральный закон, действовавший  на территории Российской Федерации  до вступления в силу Конституции  Российской Федерации, противоречит ей;

      в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции  Российской Федерации, находится в  противоречии с соответствующими положениями  Конституции;

     г) когда закон либо иной нормативный  правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который  должен регулировать рассматриваемые  судом правоотношения, отсутствует…

     Нормативные указы Президента Российской Федерации  как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации  и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции  Российской Федерации)».

     Другими словами , в соответствии с данными  разъяснениями суды не всегда обязаны  безоговорочно следовать предписаниям законов и указов. Прежде чем применять  акты даже столь высокого уровня они  должны проверять, насколько они  соответствуют Конституции РФ2.

1.2.Осуществление правосудия только судом.

     В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ, правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 ФКЗ о судебной системе, где сказано: “Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается”.3  

     Применительно к разбирательству уголовных  дел рассматриваемый принцип  детализируется в ст. 49 Конституции  РФ и ст. 13 УПК 4. В последней по данному поводу сказано следующее: “Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом”. Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде Других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.  

     Круг  органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами.

     К ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые  судьи, военные суды, а также федеральные  арбитражные суды округов и арбитражные  суды субъектов Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим. Государство доверяет отправление  правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих  полномочий.

     Требование, чтобы данный вид государственной  деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права  и законные интересы граждан, а равно  правомерные интересы общества и  государства.5  
 
 
 
 

1.3.Обеспечение  прав и свобод  гражданина при  осуществлении правосудия.

     В любом государстве, претендующем на то, чтобы его считали демократическим, данный принцип тоже следует относить, как и принцип законности, к  числу универсальных. Жизнь и  здоровье, честь и достоинство, права  и свободы человека и гражданина — ценности, которые подлежат первоочередной защите во всех сферах государственной  и общественной жизни, в том числе, разумеется, и при осуществлении  правосудия.6 Юридической базой для такого подхода в наши дни является уже давно пользующаяся широким признанием идея, положенная в основу ст. 2 Конституции РФ. “Человек, его права и свободы,— говорится в этой статье, — являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.7

     Эта основополагающая идея развита и  конкретизирована во многих предписаниях Конституции РФ и других законодательных  актах, включая те, которые имеют  непосредственное отношение к правосудию и в целом ко всем направлениям правоохранительной деятельности. О  ряде предписаний такого рода речь уже шла выше и пойдет в последующих  параграфах данной главы и других главах учебника. Это предписания  о равенстве всех перед законом  и судом, презумпции невиновности, праве  на защиту от обвинения в преступлении, состязательности и равноправии  сторон, праве на судебную защиту прав и свобод от каких бы то ни было посягательств, а также о национальном языке  судопроизводства, открытом разбирательстве  судебных дел и т. д.

     Многие  из них имеют существенное значение для создания надлежащих условий, необходимых  для подлинного правосудия как по уголовным, так и гражданским, в  том числе арбитражным делам.

     В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый обладает правом на жизнь. Для  правосудия имеет принципиальное значение тот факт, что в этой же статье подчеркивается исключительный характер смертной казни.

Информация о работе Демократические принципы правосудия