Компетенция арбитражных судов: подведомственность и подсудность. Подготовка дела к судебному разбирательству

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......
1. Компетенция арбитражных судов: подведомственность и
подсудность………………………………………………………….............
1.1 Понятие, виды и основные критерии подведомственности….
1.2 Подведомственность и категории дел подведомственных арбитражным судам……………………………………………………………
1.3 Подсудность дел арбитражным судам………………………..
2. Подготовка дела к судебному разбирательству…………………….
2.1 Цель, задачи, значение стадии подготовки гражданских дел к судебному разбирательству………………………………………………….
2.2 Действия судьи и сторон при подготовке дела к судебному разбирательству………………………………………………………………
2.3 Действия судьи при подготовке дела к судебному
разбирательству………………………………………………………………
2.4 Представление необходимых доказательств сторонами и другими лицами, участвующими в деле……………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

к.р. Арбитражный процесс.docx

— 83.17 Кб (Скачать)

Также подведомствен арбитражному суду экономический спор или иное дело, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в котором участвуют:

1) Российская Федерация,  субъекты РФ, муниципальные образования.

Арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам между  Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, между субъектами Российской Федерации, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, между муниципальными образованиями.

В части 1 статьи 125 ГК РФ определено, что от имени Российской Федерации и субъектов РФ в суде могут выступать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В части 2 статьи 125 ГК говориться о том, что от имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут лишь своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, однако об их праве выступать в суде ничего не сказано.

2) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы.

3) должностные лица.

4)образования, не являющиеся  юридическими лицами, граждане, не  имеющие статуса индивидуального  предпринимателя.

С иском об обжаловании  отказа в государственной регистрации  в качестве юридического лица может обратиться организация,  которая этого статуса ещё не имеет (статья 49, 51 ГК РФ). Соответственно и граждане, ещё не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут обратиться с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации.

Кроме того, арбитражному суду подведомственны споры по заявлениям кредиторов, в качестве которых могут выступать и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, о признании юридических лиц или индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами), что предусмотрено статьёй 6 Закона о банкротстве и АПК.

В части 5 этой статьи установлено, что все подведомственные арбитражному суду споры, независимо от того, являются ли их участниками организации и граждане РФ или иностранные лица, рассматриваются арбитражным судом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. При этом иностранными лицами,  с участием которых могут рассматриваться дела в арбитражном суде, подразумеваются иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую или иную экономическую деятельность на территории РФ (часть 1 статьи 247 АПК).

2) Статья 28. Подведомственность  экономических споров и иных  дел, возникающих из гражданских  правоотношений

Арбитражные суды рассматривают  в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Экономические споры, возникающие  из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и  самую распространённую категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. В данном случае имеются в виду отношения, регулируемые гражданским законодательством.

Круг этих отношений определён  в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК, в числе  которых особо выделяются отношения  между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или когда указанные  лица являются одной из сторон этих отношений. Нормы материального права предусматривают право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав (часть 1 статьи 11 ГК РФ). Статья 8 ГК РФ даёт исчерпывающий перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с ней гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Наиболее распространёнными основаниями являются различные виды сделок.

3) Статья 29. Подведомственность  экономических споров и других  дел, возникающих из административных  и иных публичных правоотношений

Арбитражные суды рассматривают  в порядке административного  судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных  правовых актов, затрагивающих  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) об оспаривании ненормативных  правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных  правонарушениях, если федеральным  законом их рассмотрение отнесено  к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие  из административных и иных  публичных правоотношений, если  федеральным законом их рассмотрение  отнесено к компетенции арбитражного  суда.

Согласно  АПК, арбитражные суды в РФ, созданные  в соответствии с Конституцией и  федеральным законом, осуществляют судебную власть, помимо гражданского судопроизводства, также посредством административного судопроизводства. Под административными правоотношениями юридическая доктрина понимает урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Характерные особенности:

    1. властеотношение, построенное на началах власть-подчинение (отсутствие юридического равенства сторон);
    2. особый субъект;
    3. публично-правовой характер;
    4. особый объект и некоторые другие.

Экономические споры, возникающие из административных правоотношений, то есть основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, являются одной из важнейших категорий подведомственных   арбитражным судам дел. Участниками администра-тивных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или основанные на ином властном подчинении функции.  В подобных отношениях  могут также находиться непосредственно государственный орган, с одной стороны, и орган местного самоуправления – с другой.

Под «иными публично-правовыми отношениями», из которых может возникнуть экономический  спор, подведомственный арбитражному суду, следует понимать, например, земельные, налоговые и другие отношения, которые не ограничиваются собственно гражданской и административной сферами.

К спорам из административных правовых отношений  АПК относит:

1. Споры  об оспаривании нормативных правовых  актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, причём федеральный закон должен прямо относить их рассмотрение к компетенции арбитражного суда;

2. Споры  об оспаривании ненормативных  правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Черты, характеризующие  ненормативные правовые акты:

  1. содержание обязательных предписаний (правил поведения), влекущих юридические последствия;
  2. содержание в себе не норм права, а лишь предписаний индивидуального характера;
  3. обращение к строго определённым лицам или кругу лиц и издание по вполне определённому поводу;
  4. расчёт на строго определённый вид общественных отношений;
  5. прекращение действия ненормативного акта с прекращением существования конкретных общественных отношений.

Возможность признания недействительным нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления предусмотрена статьёй 13 ГК РФ, что является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

При рассмотрении данной категории дал, нужно отметить следующее:

  1. оспариваемый акт должен носить ненормативный характер;
  2. обжалуемый акт должен порождать юридические последствия;
  3. круг органов, чьи ненормативные акты могут быть признаны недействительными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается – обжаловаться могут ненормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств и т.д.

Перечень  органов, правомочных принимать  ненормативные акты, носит примерный характер. ВАС РФ определил, что понимается под «иными органами» - это органы различных объединений граждан, например, исполнительные органы общественных организаций, решение которых могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции РФ), органы других юридических лиц, в том числе коммерческих организаций (статьи 53, 103 ГК). Норма Конституции, указанная в части 2 статьи 120, исходит из того, что не только государственные, но и любые органы могут издавать акты. И в случаях, если эти акты нарушают права и охраняемые законом интересы граждан или организаций, должна быть предусмотрена возможность их судебной защиты. Такое понимание «иных органов», тем не менее, не делает их участниками административных правоотношений, поскольку между ними и лицами, чьи права и интересы могут нарушать издаваемые этими органами акты, не существует административного или иного властного подчинения, свойственного системе государственных органов. Поэтому можно сказать, что экономические споры с участием «иных органов» возможны, но возникают они из гражданских, а не из административных правоотношений. Это отмечается в совместном постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8. Данное разъяснение следует иметь в виду при решении вопроса о подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам, учитывая при этом субъективный состав участников конкретного спора.

Понятие должностного лица в настоящее время  определяется двумя норма-тивными  актами РФ:

  1. Примечание № 1 к статье 285 УК РФ определяет должностное лицо как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распределительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ;
  2. Примечание к статье 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ говорит о том, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном  законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ;

Как видно, два данных определения должностного лица в большей части совпадают.

3.Споры  об административных правонарушениях,  если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции  арбитражного суда.

4. Споры  о взыскании с организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций.

АПК относит  и «другие дела», вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, к подведомственности арбитражных  судов. К ним, например, могут быть отнесены следующие споры, ранее прямо обозначенные в АПК (часть 2 статьи 22):

- о взыскании  с организаций и граждан штрафов  государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

- о возврате  из бюджета денежных средств,  списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Однако  в любом случае отнесение таких  дел к компетенции арбитражных судов должно предусматриваться федеральным законом.

Информация о работе Компетенция арбитражных судов: подведомственность и подсудность. Подготовка дела к судебному разбирательству