Конституционно-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы состоит в том, чтобы исследовать сущность и содержание конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.
Реализация данной цели потребовала решение следующих задач:
Раскрыть понятие юридической ответственности
Дать характеристику конституционно-правовой ответственности и ее особенностям
Проанализировать конституционный деликт как основание конституционной ответственности
Рассмотреть понятие конституционно-правовой санкции

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Конституционная ответственность как вид юридической ответственности.……………………………..………………………………......5
1.1. Понятие юридической ответственности ..............…………………….…. .5
1.2.Конституционно-правовая ответственность и ее особенности ………....11
1.3. Конституционный деликт как основание конституционной ответственности....................................................................................................19
Выводы по первой главе………………………………………...……………..26
Глава II. Санкции конституционно-правовой ответственности...…..……...28
2.1. Понятие конституционно-правовой санкции........................…………….28
2.2. Виды санкций в конституционном праве.........................................….......32
Выводы по второй главе……………...………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………... ……….………………………..43

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.92 Кб (Скачать)

-санкции пресечения (введение  чрезвычайного положения, приостановление  действия акта органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, вето Президента Российской  Федерации).

В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят, прежде всего, отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.

Значение указанной формы  государственного воздействия состоит  в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных правонарушений. Отмена предполагает жесткий, категоричный императив и лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия. Следует сказать, что отмена и приостановление — близкие, но не совпадающие меры ответственности. Приостановление — это та же отмена, но под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательно судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшествующий период.29

В ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» указывается, что Правительство  РФ вправе отменять акты федеральных  органов исполнительной власти или приостанавливать их действие. Следует подчеркнуть, что отмена или приостановление акта может рассматриваться в качестве конституционно-правовой санкции только в тех случаях, когда речь идет о нарушении норм конституционного права.

Другой важной мерой конституционно-правовой ответственности является досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц. Так, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 117) Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Конституция предусматривает возможность отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93). В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 129) Генеральный прокурор РФ освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Досрочное прекращение деятельности государственных органов и должностных  лиц возникает как следствие их неправомерных действий, нарушений правовых обязанностей со стороны виновных субъектов. Эта мера применяется с целью обеспечения определенного поведения соответствующего органа в целом или должностного лица и является по своей сути принуждением.

Одной из конституционно-правовых санкций, применяющихся к депутатам  представительных (законодательных) органов государственной власти, а также к членам Совета Федерации Федерального Собрания, является лишение их полномочий по решению законодательного органа.

Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О статусе члена  Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы. Решение о прекращении полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы принимается соответственно Советом Федерации и Государственной Думой и оформляется постановлением палаты. Полномочия депутатов в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким постановлением палаты.

Наряду с лишением депутатов  их полномочий по решению законодательных органов в некоторых регионах законодательством предусматривается досрочное прекращение полномочий депутатов и других выборных должностных лиц посредством их отзыва. Специфика этой санкции заключается в том, что она применяется не органами государства, а непосредственно избирателями соответствующего округа. Что же касается участия государственных органов в отзыве депутата, то оно выражается лишь в законодательном регулировании процедуры отзыва и оказании организационной помощи избирателям, возбудившим вопрос об отзыве депутата.

Одной из мер конституционно-правовой ответственности является аннулирование юридических результатов тех или иных конституционно-правовых действий. Так, согласно ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случаях, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными законами, законами субъектов федерации; если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно федеральному закону, закону субъекта Федерации право принять участие в распределении депутатских мандатов; либо если за списки кандидатов, получивших согласно соответствующему закону право принять участие в распределении указанных мандатов, было подано в сумме 50% или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов. 30

Конституционно-правовое законодательство предусматривает и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан. Она применяется в связи с определенными противоправными действиями граждан. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эта санкция является временным ограничением со стороны государства некоторых правомочий граждан Российской Федерации.

В советской юридической  литературе в качестве одного из видов  конституционно-правовых санкций рассматривалось лишение орденов, медалей и почетных званий. Действующее законодательство также предусматривает возможность лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Однако эта мера является одним из видов уголовного наказания. Однако согласно указанному Положению Президент РФ отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению государственной наградой (п. 17), что можно считать конституционно- правовой санкцией, применяемой к лицу, получившему награду на основании недостоверного или необоснованного представления.

К мерам конституционно-правовой ответственности действующее законодательство относит и отмену решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Так, приобретение гражданства незаконным путем влечет отмену решения (в течение пяти лет) о приеме в гражданство Российской Федерации в случае установления в судебном порядке факта представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов (ст. 24 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»). Если не будет доказана осведомленность членов семьи о данном конституционно-правовом правонарушении, отмена решения на них не распространяется.31

Таковы основные меры конституционно-правовой ответственности, которые применяются к субъектам конституционно-правовых отношений в случае их недолжного поведения и в целях их принуждения к должному поведению.

В заключение отметим, что  в настоящее время вопросы конституционно-правовой ответственности решаются настолько противоречиво, что перевод этой ответственности из сферы формально-юридической в сферу практическую представляется проблематичным и фактически нереальным. Убедительным свидетельством тому может служить, в частности, процедура отрешения Президента РФ от должности, которая настолько сложна и во многих отношениях неопределенна, что делает нереальным применение к нему конституционно-правовой ответственности.

В связи с признанием конституционной ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности в литературе предлагается разработка и принятие этого закона как комплексного источника «нового» вида юридической ответственности, своеобразного конституционного кодекса, который бы конкретизировал нормы Конституции РФ по аналогии с другими источниками традиционных видов юридической ответственности.

«В настоящее время, —  указывает Н.М. Колосова, предлагающая принять Федеральный конституционный  закон «О конституционной ответственности», — когда такой закон отсутствует, но встает вопрос о наступлении либо конституционной, либо иной ответственности, то наступает, как правило, последняя. Особенно трудно выделить конституционную ответственность в тех случаях, когда неблагоприятные последствия названы как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве».32

Все это говорит о том, что система санкций, используемых для защиты норм конституционного права, нуждается в совершенствовании. Думается, что этому способствовало бы принятие ряда законодательных актов, включая Федеральный закон «О конституционной ответственности».33

                                      

                                  

 

 

 

 

 

 

                                       Выводы по второй главе

Обобщая результаты  рассмотрения понятия конституционно- правовой санкции и характеристики ее видов можно отметить основные выводы.

Анализ трудов С.А. Авакьян, Е.И.Козловой, О.Е.Кутафина, позволил рассматривать конституционно-правовую санкцию как определенную нормами конституционного права меру государственного или приравненного к нему общественного воздействия в сфере конституционно-правовых отношений, которая применяется в случае несоответствия фактического поведения должному поведению, установленному диспозицией конституционно-правовой нормы, и которая содержит его итоговую оценку.

Именно санкция указывает  на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким  образом, ответственность выступает  в качестве формы реализации соответствующих  санкций, а санкция - мерой этой ответственности.

     Дальнейший анализ литературы по данной теме позволил выявить и охарактеризовать виды конституционно- правовых санкций:

-правовосстановительные  санкции (принуждение к выполнению  конституционной обязанности, отмена  незаконных правовых актов, обязанность  государства возместить причиненный  ущерб);

-предупредительные санкции  (письменное предупреждение органов  юстиции о прекращении деятельности  общественного объединения и др.);

-меры взыскания, имеющие  цель наказать правонарушителя  (отставка правительства РФ; роспуск Государственной Думы; отзыв депутата; отрешение от должности Президента РФ; отстранение от должности главы субъекта Российской Федерации; досрочное прекращение законодательного органа субъекта Российской Федерации; досрочное прекращение законодательного органа местного самоуправления; отказ в регистрации кандидатов и ряд других ограничений или лишение конституционных прав и свобод человека и гражданина, лишение гражданства и др.), т.е. карательные санкции;

-санкции пресечения (введение  чрезвычайного положения, приостановление  действия акта органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, вето Президента Российской  Федерации).

Подводя итоги второй главы, следует отметить, что основная цель конституционно-правовых санкций состоит в предупреждении отклонений от требуемой диспозицией конституционно-правовых норм модели поведения. А если это произошло, то применение конституционно-правовых санкций направлено на осуществление превенции, восстановление во всех возможных случаях нарушенного конституционного правопорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

Каждому демократическому правовому государству необходимо иметь эффективно действующий механизм ответственности власти перед народом.

Конституция РФ 1993 года провозглашает  Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления, единственным источником власти в котором является ее многонациональный народ. Эти положения должны стать базисом для формирования института конституционно-правовой ответственности - ответственности органов и должностных лиц за ненадлежащее осуществление публичной власти.

Провозгласив человека, его  права и свободы высшей  ценностью  и  закрепив  в качестве обязанности государства  признание,  соблюдение  и  защиту  прав  и свобод человека и  гражданина,  конституционное  право  России  обеспечивает гуманизацию всех  конституционно-правовых  институтов,  выражающуюся,  прежде всего в отказе от приоритета  общественных,  государственных  интересов  над личными, в построении таких  взаимоотношений  государства  и  гражданина,  в основе  которых  лежали   бы   приоритеты   интересов   личности,   взаимной ответственности государства и личности.

Информация о работе Конституционно-правовая ответственность