Подведомственность дел арбитражным судам

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.

Содержание

Введение
1. Общие положения подведомственности арбитражным судам
1.1 Понятие подведомственности дел арбитражным суда
1.2 критерии подведомственности дел арбитражным суда
2 Виды дел подведомственные арбитражным судам
2.1 Подведомственность арбитражным судам дел, возникающих их гражданских правоотношений
2.2 Подведомственность арбитражным судам дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
2.3 Иные дела, подведомственные арбитражным судам
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

правильный план.docx

— 47.58 Кб (Скачать)

  В-третьих, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст. 2, 124 и др. ГК) или публично-правовых отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов.  

  В-четвертых, государственные органы (например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее территориальные органы), иные органы, должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов.  

  В-пятых, в случаях, установленных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с правилом специальной подведомственности (ст. 33 АПК).  

  В-шестых, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями (ч. 5 ст. 27 АПК), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Дополнительные  критерии   

 Помимо  указанных критериев — экономического  характера (предмета) спора и его  связи с предпринимательской  и иной экономической деятельностью,  а также субъектного состава  — в процессуальном законодательстве  используются иные дополнительные  критерии подведомственности: наличие  договора между сторонами спора,  спорность либо бесспорность  права, а также характер нормативного  акта (по признаку нормативности  и предмета его регулирования).    

  Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи.   

 Критерий спорность либо бесспорность права разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов.   

 Таким  же образом разграничивается  подведомственность между создаваемыми  органами по регистрации прав  на недвижимое имущество и  сделок с ним и судами. При  наличии бесспорности права такая  регистрация производится учреждением  юстиции, а при возникновении  спора — на основании решения  суда или арбитражного суда (п. 3 ст. 165 ГК) с учетом субъектного  характера спора.   

  По признаку нормативности  и предмета его  регулирования при определении подведомственности дел следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Для определения подведомственности в сфере нормоконтроля в качестве дополнительных критериев должны учитываться: 

- характер  правоотношения; 

- субъект  обращения; 

- орган,  который принял оспариваемый  нормативный акт; 

- нормативный  правовой акт, которому не соответствует  оспариваемый нормативный акт.

Виды  подведомственности дел арбитражным  судам   

 В  зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется наисключительную (специальную) и множествен-ную.    

  Специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражным судам определяется только характером отношений, послуживших причиной обращения в суд. Дела специальной подведомственности рассматриваются независимо от правового статуса лиц, участвующих в деле и других критериев.   

 Указанные  дела рассматриваются арбитражным  судом независимо от того, являются  ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или  требование, юридические лица, индивидуальные  предприниматели или иные организации  и граждане.   

 Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.    

  Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.   

  Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи: 

1) дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке; 

2) федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т. п.).   

 Претензионный  порядок установлен федеральным  законом.   

 Правовая  возможность досудебного порядка разрешения конфликтов установлена федеральными законами, в основном по спорам, связанным с уплатой налоговых и обязательных неналоговых платежей.  

  Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Такой выбор может быть между судом либо органом административной юрисдикции, в т.ч. органом местного самоуправления. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов.  

 Иногда  правила подведомственности формулируются  таким образом, что создается  впечатление о наличии правил  альтернативной подведомственности, однако это исключено действующим  законодательством.

Коллизии  подведомственности и порядок их разрешения   

 По  общему правилу подведомственность  дела определяет соответствующий  юрисдикционный орган, в том числе и арбитражный суд.   

 Поэтому  реальны случаи незаконного отказа  в судебной защите за неподведомственностью, о чем свидетельствует судебная практика, в том числе по применению новых АПК и ГПК.   

 Полностью  избежать возникновения споров  о подведомственности вряд ли  возможно в силу динамизма  развития частноправовых отношений,  сложности самой юрисдикционной системы, что определяет неизбежность таких случаев (коллизий).   

 На  практике могут встречаться случаи  пересечения компетенции различных  органов по рассмотрению одного  дела (положительная коллизия подведомственности) или когда конкретное юридическое  дело не подведомственно ни  одному из судебных органов  в связи с их отказом принять  его к своему рассмотрению (отрицательная  коллизия подведомственности).   

 Разрешение  спорных вопросов подведомственности  возможно различными способами.  Так, направления разрешения коллизий  подразделяются на нормотворческие, правоприменительные и организационные. 
 
 
 
 
 
 

2.

2.1. Подведомственность арбитражным судам дел, возникающих их гражданских правоотношений 

     В отличие от АПК 1995 г., который содержал примерный перечень экономических  споров, подведомственных арбитражному суду, новый АПК РФ 2008 г. такого перечня  не дает. Однако в нем определяются категории дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, а также определяются правила судопроизводства, по которым  эти дела должны рассматриваться  судом.

     Согласно  ст. 28 АПК арбитражные суды рассматривают  в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской  и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными  федеральными законами, другими организациями  и гражданами.

     Исходя  из сложившейся практики можно дать примерный перечень таких споров:

     1. О разногласиях по договору, заключение  которого предусмотрено законом  или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами. Для подведомственности этих споров арбитражному суду необходимо наличие одного из двух условий — соглашения сторон или прямого указания закона — иначе производство по рассмотрению такого искового заявления будет прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Такое положение имеет материально-правовую основу: оно логически вытекает из принципа свободы договора, закрепленного в гражданском законодательстве.

     В какой форме должно быть выражено соглашение сторон? На практике принята  письменная форма соглашения. Совершение ответчиком действий, свидетельствующих о том, что он не возражает против рассмотрения спора арбитражным судом, не является доказательством наличия соглашения. Вместе с тем, если истец в своем исковом заявлении указывает, что с ответчиком достигнуто устное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного суда, судья должен принять исковое заявление, однако на стадии подготовки дела истребовать от сторон соглашение в письменном виде. В случае непредставления сторонами письменного соглашения производство по делу прекращается на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

     Передача  преддоговорного спора в арбитражный  суд может также вытекать из закона, предусматривающего в определенных случаях обязательность заключения того или иного договора. Число  таких случаев в законодательстве незначительно и в основном связано  с принудительным сохранением сложившихся  хозяйственных связей (например, при  поставках в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), с поставками продукции для государственных  нужд и т.д.

     2. Об отказе коммерческой организации  от заключения публичного договора  при наличии возможности предоставить  потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие  работы.

  1. Об отказе в заключении основного договора, основанного на предварительном договоре (ст. 429 ГК РФ).
  2. Большую группу экономических споров, подведомственных арбитражным судам, составляют споры о защите права собственности. К числу таких споров относятся и споры о признании права собственности.

     Согласно  ст. 12 ГК РФ признание права —  это один из способов защиты гражданских  прав. Признание права собственности  посредством обращения в арбитражный  суд является способом судебной защиты права собственности, когда оно  оспаривается третьими лицами.

     Такой способ защиты может быть использован  собственником спорного имущества, например, в том случае, когда  возникает спор о праве собственности  на часть здания и т.п.

     5. Об истребовании собственником  или иным законным владельцем  имущества из чужого незаконного  владения (виндикационные иски).

     6. О нарушении прав собственника  или иного законного владельца,  не связанном с лишением владения (негаторные иски). 

2.2. Подведомственность арбитражным судам дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 

     Согласно  ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают  в порядке административного  судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Особенностью этих дел является то, что во всех случаях одной из сторон в споре всегда будет государство в лице его органов или муниципальное образование Дела этой категории дел рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Информация о работе Подведомственность дел арбитражным судам