Политический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

В политологии распространены три основные точки зрения на определение политического процесса: во-первых, под политическим процессом понимают все, что происходит в политике, во- вторых, отождествление этой категории с категорией «политика», в- третьих, трактовка понятия «политический процесс» как смены состояний политической системы общества. Таким образом, политический процесс,- в широ

Работа содержит 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_5.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

   С точки зрения публичности  осуществления властных функций  выделяют открытый и скрытый  (теневой) политические процессы:

   - открытый политический  процесс характеризуется при: демократическом режиме - систематическим выявлением политических интересов групп и граждан, что выражается в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, обсуждении и корректировке политического курса; тоталитарном режиме - административным беспределом центральных органов власти, всеохватывающим силовым влиянием государства на рядовых граждан, недоступностью для них механизмов управления и выработки политических решений;

   - скрытый политический процесс  может выступать в двух формах: альтернативной официальной политике форме, основанной на публично неоформленных политических институтах и центрах власти (нелегальные структуры мафиозные кланы), и неальтернативной, когда власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.

   По характеру преобразования  власти можно выделить: революционный  и эволюционный политический  процесс:

   - революционный политический  процесс характеризуется быстротечностью,  обвальным характером преобразований; допустимостью использования насильственных средств; стихийностью массовых политических движений; незаконными способами воздействия на органы власти; резким изменением функций и статуса политических субъектов; распространением нестандартных форм политического поведения и нарастанием конфликтности;

   - эволюционный политический  процесс характеризуется постепенным  разрешением накапливаемых противоречий  и рационализацией конфликтов; разведением  функций и ролей различных  политических субъектов; устойчивостью  сформированных механизмов принятия решений; легитимностью органов власти.

   По устойчивости взаимосвязей  между политическими субъектами  выделяют стабильный и нестабильный  политический процесс:

   - стабильный политический  процесс характеризуется устойчивыми  институализированными формами политического поведения граждан; функционально отработанными механизмами принятия политических решений; легитимностью режима и высокой эффективностью господствующих в обществе социально-политических и культурных норм;

   - нестабильный политический процесс характеризуется определенными, возникающими с разной частотой отклонениями от заранее выработанной стратегии и тактики реализации политического решения и обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса.

   По способам достижения  динамического равновесия политической  системы можно выделить три  типа политических процессов:  технократический, идеократический  и харизматический:

   - технократический тип отличается  наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков;

   - идеократический тип отличается  господством одной идеологии,  в отношении которой имеется  общенациональный консенсус;

   - харизматический тип характеризуется  всевластием лидера- харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты.

   По характеру осуществления  власти политические процессы  делятся на: демократические и  недемократические:

   - демократический тип характеризуется следующими основными принцами: конституционность и легитимность политического процесса; приоритет интересов большинства социальных групп населения; правовая защита интересов социального меньшинства; корректность взаимоотношений между правящей властью и оппозицией; гражданский контроль деятельности органов государственной власти; правовое обеспечение невозможности концентрации и централизации власти в обществе; приоритетность прав человека и гражданина;

   - недемократический тип  характеризуется следующими основными принципами: тоталитарный политический режим; верховенство интересов малой группы лиц; отсутствие гражданского общества; нарушение прав человека и гражданина.

   По характеру  демократии можно выделить следующие  разновидности политических процессов:  прямая демократия, представительная  демократия, плюралистическая демократия. Прямая демократия - население непосредственно  влияет на властные структуры  и определяет содержание законодательного процесса. Схема такого взаимодействия имеет следующий вид: народ - законодательный процесс.

   Представительная  демократия - люди не только сами  влияют на власть, но и выдвигают  из своей среды представителей, выполняющих функции принятия законодательных актов и повседневного управления государством. Представительную демократию отражает следующая схема: народ - законодатель - законодательный процесс.

   Плюралистическая  демократия - с развитием политического  строя возникают различные политические объединения, усиливающие способности вступающих в них граждан влиять на содержание управленческих решений. Схема такого политического процесса следующая:: народ - группы давления (партии) - законодатель - законодательный процесс.

   Таким образом, в природе существуют различные типы политических процессов. Предложенная типология не может быть признана исчерпывающей. Кроме рассмотренных подходов типологию политических процессов можно проводить и по другим основаниям.

 

 

 

  1. Концептуальные подходы к интерпретации политического процесса.

Корни традиции анализа  политического процесса и динамики политической жизни уходят в отдаленное прошлое. Важной вехой в разработке концепции политического процесса, с которой западная политическая мысль вплотную подошла к рубежу XX века, были, например, классические работы К. Маркса и Ф. Энгельса 'Классовая борьба во Франции', 'Революция и контрреволюция в Германии', 'Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта' и 'Гражданская война во Франции'. Но, пожалуй, лишь в XX веке возникли первые попытки построения развернутой и специализированной теории политического процесса.

 

Направление развития концептуальных взглядов на политический процесс можно  связать с разработкой двух основных парадигмальных оппозиций: микро- и  макроуровневой, то есть группового плюрализма и системного холизма.

 

Если оценивать приоритет  этих подходов с позиции их исторического  появления, то дедуктивный способ макроанализа возник, вероятно, несколько раньше индуктивного микроподхода. Еще в  своей 'Всемирной истории' в 40 книгах Полибий (II в. до н. э.) формулирует концепцию целостного круговорота политической жизни, предполагающего закономерный переход государства от становления к расцвету, а затем и упадку и определяющего шесть фаз единого цикла развития государства: монархию, тиранию, аристократию, олигархию, демократию и охлократию. Современный же этап развития концепций политического процесса открывается в XX веке микротеориями, связанными с именами А. Бентли и В. Парето. Именно концепция циркуляции и круговорота элит, разработанная в 'Трактате по общей социологии' В. Парето, дала основание Й. Шумпетеру назвать последнего основоположником современной 'социологии политического процесса'. В. Парето берет в качестве базового конструкта для своей теории понятие 'элиты' как субъекта и движущей силы политического процесса, которой противодействуют контрэлиты, и, наконец, народ, играющий здесь роль скорее пассивную, чем активную.

 

Но настоящую революцию  в развитии теории политического  процесса произвела книга А. Бентли 'Процесс управления' (1908 год), в которой впервые была подробно разработана концепция 'групп интересов' (или 'заинтересованных групп'). Именно ему, одному из первых принадлежала немарксистская трактовка динамики социального процесса и интерпретация политического процесса как взаимного давления социальных групп в борьбе за государственную власть.

 

Начиная с А. Бентли, категория 'политический процесс' охватывает два  типа отношений: во-первых, неформальные, реальные и групповые, поскольку 'группа интересов' является его первичным субъектом, и во-вторых, производные, официально-институциональные, представляющие собой лишь проекцию групповых интересов, в силу чего государственные институты выступают лишь как один из многих видов 'групп интересов'. Правительство представляется А. Бентли в роли специфической официальной группы-арбитра, регулирующей конфликты. Им вводится в процессуальную теорию понятия артикуляции и идентификации групповых интересов как исходный пункт анализа любого политического процесса. Сообразно основным субъектам государственной власти, А. Бентли выделяет три основных субпроцесса в структуре процесса государственного управления: законодательный, исполнительный и судебный.

 

Преемником А. Бентли в разработке групповой концепции  политического процесса стал Д. Трумэн, выпустивший в 1951 году работу 'Управленческий процесс', которая выводит теорию групповых интересов на новые рубежи. Так же, как и его предшественник, под политическим процессом Д. Трумэн понимает борьбу социальных групп за власть и контроль над распределением ресурсов. Однако им более обстоятельно разрабатывается идея смены равновесия и неустойчивости, а в качестве основного понятия предлагается категория 'стабильность', определяемая им как устойчивый тип группового взаимодействия. Таким образом, политический процесс приобретает, по Трумэну, пространственно-временное очертание, поскольку групповая динамика предстает как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия между группами, к восстановлению старой модели стабильности или созданию новой. Такой подход позволял в известной мере оценить уровень групповой динамики политического процесса, однако, это далеко не всегда давало возможность обеспечить равновесие между отдельными социальными группами и равновесие государственной системы в целом. В послевоенный период в США было накоплено большое количество эмпирических исследований индивидуального и группового политического поведения, но после кризиса нормативно-институциональной концепции практически отсутствовала какая-либо общая теория, которая могла бы претендовать на универсальное значение.

 

Как ответ на эту потребность  в начале 50-х годов возникает  процессуальная теория воспроизводства  политических систем Д. Истона, разработанная им на базе общей теории систем, анализ которой уже был сделан в главе VIII. В соответствии с этим подходом политический процесс выступает одновременно и как воспроизводство целостной структуры, и как цикличное функционирование политической системы во взаимодействии с социальной и внесоциальной средой, включающее влияние на процессы политики экономических, экологических, культурных и прочих факторов, Процессы функционирования отдельных государственных, партийных и других институтов включаются в качестве элементов в политический процесс на уровне макросистемы. В ходе политического процесса институциональная система адаптируется и приспосабливается в целом и в отдельных ее элементах, обеспечивая воспроизводство и сохранение как ее системных качеств, так и составляющих ее компонентов.

 

Если в модели политического  процесса Бентли - Трумэна объектом давления низовых 'групп интересов' выступает правительство и его  официальные институты, то в концепции  Д. Истона макророль государства  заменяется интегрирующими функциями политической системы. Политические системы разграничиваются Д. Истоном на два блока: внутренних, национальных систем и международной, наднациональной мегасистемы, в результате чего им выводятся особые международные факторы внутриполитических процессов.

 

Чтобы избежать излишней абстрактности, которой страдала его  концепция, Д. Истон обратил внимание на внутренние содержательные компоненты политического процесса, интерпретируя  их как взаимодействие формальных и  неформальных структур власти с так  называемым 'политическим сообществом' ('political community') стратифицированных групп и индивидов. Однако, несмотря на эту попытку, практически за скобками концепции Д. Истона осталась проблема включения отдельных субъектов и субпроцессов в целостный макропроцесс.

 

 

Таким образом, если суммировать  различные концептуальные подходы, то можно понимать политический процесс  как, во-первых, динамическое, интегральное измерение макрополитической жизни, заключающее в себе функциональное воспроизводство и изменение компонентов политической системы; во-вторых, как совокупную политическую активность социальных субъектов и, в-третьих, как борьбу за контроль над рычагами властвования и управления обществом, характеризующуюся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил.

 

  1. Динамика политического процесса: политическое функционирование

Динамику политического  процесса можно с известной долей  условности сравнить с циркуляцией  воздушных масс в атмосфере, «делающих» погоду на нашей планете. «Политическая погода» также складывается из взаимодействия возмущающих, вихревых и относительно ровных, постоянных потоков политической активности, в итоге рождающих из общего хаоса разнонаправленных действий некий политический порядок. Стабильность и прочность такого порядка относительны; как на всякий устойчивый антициклон в атмосфере всегда находится вытесняющий его подвижный циклон, так и в политике существующие структуры периодически взрываются реформами, революциями, конфликтами, кризисами и т.д. В связи с этим целесообразно выделить два основных режима протекания политических процессов: а) режим функционирования и б) режим изменения, развития. Внутри обычного цикла политического процесса можно выделить несколько фаз, или стадий, осуществления в нем основных функций политики. Каждой процессуальной функции можно поставить в соответствие определенную стадию в развертывании целостного политического процесса. На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные «группы интересов» (профсоюзы, объединения предпринимателей, ассоциации потребителей и пр.) Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», т.е. процессом укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов в некий обобщенный политический интерес, выразителем которого выступают уже крупные политические партии, объединения, движения и т.д. На третьей стадии политического процесса тем или иным способом достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка определенной политики, что является результатом деятельности главным образом представительных (законодательных) органов власти. И наконец, четвертая стадия обычного цикла политического процесса заключается в осуществлении коллективных политических решений, их «переводе» на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.п. Поскольку политический процесс в режиме функционирования отличается рутинностью, т.е. обычностью и повторяемостью решаемых задач, то по отношению к стереотипным способам их решения в последнее время стал применяться термин «политические технологии». Профессиональный политики должен прежде всего уметь: а) анализировать массу разнообразной информации; б) добиваться поддержки избирателей; в) организовывать взаимодействие политическим персон, групп, фракций; г) «продавливать» представляющиеся ему нужными решения через стену сопротивления оппозиционеров, чиновников, равнодушных и т.д. Все эти направления деятельности политика достаточно технологичны, т.е. допускают известную стандартизацию и выработку четких правил и порядка действий. Совокупности таких правил, способов и приемов достижения конкретных политических целей и называются политическими технологиями. К наиболее разработанным из них относят следующие: • избирательные; • информационно-аналитические; • рекламно-имиджевые; • политический маркетинг; • лоббирование; • политическое консультирование и т.д. * лоббизм – особый механизм воздействия на властные структуры, целью которого является принятие того или иного законопроекта, выгодного определенным социальным группам.

Информация о работе Политический процесс