Политические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:17, реферат

Описание работы

Целью моей работы является исследование политических процессов в жизни общества. Этим обусловлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и особенности политических процессов;
составить классификацию политических процессов;
рассмотреть специфику моделей электорального выбора;
изучить свойства и структуру политических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………………4
1.1 Различные подходы к определению политического процесса……………………..4
1.2 Движущие силы политического процесса………………………………………….7
1.3 Специфические черты политического процесса……………………………………7
ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……………………...9
2.1 Сущности политического процесса………………………………………………….9
2.2 Содержание политического процесса………………………………………………..9
2.3 Этапы формирования и развития политического процесса………………………10
2.4 Режимы протекания политического процесса……………………………………..11
ГЛАВА III. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………..13
3.1 Технократический, идеократический и харизматический типы………………….13
3.2 Демократический и недемократический типы…………………………………….17
3.3 Открытый и теневой политические процессы……………………………………..17
3.4 Стабильный и нестабильный политические процессы……………………………18
3.5 Контролируемые и неконтролируемые процессы……………………………….18
3.6 Сложные и простые процессы………………………………………………………19
3.7 Обратимые и необратимые процессы……………………………………………20
3.8 Инерционные и направленные процессы………………………………………...20
3.9 Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные процессы……………………20
3.10 Модель электорального выбора…………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат (Политические процессы).doc

— 127.50 Кб (Скачать)
 
 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИЛИНЕ

«Исследование социально-экономических  и

  политических процессов» 

по  теме

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………………4

1.1 Различные подходы к определению политического процесса……………………..4

1.2 Движущие силы политического процесса………………………………………….7

1.3 Специфические черты политического процесса……………………………………7

ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……………………...9

2.1 Сущности  политического процесса………………………………………………….9

2.2 Содержание политического процесса………………………………………………..9

2.3 Этапы формирования и развития политического процесса………………………10

2.4 Режимы протекания политического процесса……………………………………..11

ГЛАВА III. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………..13

3.1 Технократический, идеократический и харизматический типы………………….13

3.2 Демократический и недемократический типы…………………………………….17

3.3 Открытый и теневой политические процессы……………………………………..17

3.4 Стабильный и нестабильный политические процессы……………………………18

3.5 Контролируемые  и неконтролируемые процессы……………………………….18

3.6 Сложные  и простые процессы………………………………………………………19

3.7 Обратимые  и необратимые процессы……………………………………………20

3.8 Инерционные  и направленные процессы………………………………………...20

3.9 Краткосрочные,  среднесрочные и долгосрочные  процессы……………………20

3.10 Модель электорального выбора…………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….25

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………….27

 

ВВЕДЕНИЕ

    Политика  неотделима от человеческого общества, его прошлого, настоящего и будущего. Особенно возрастает роль политики в переломные периоды развития человеческой цивилизации, для которых характерно нарастание активности людей в общественно-политической жизни.

    Смена устоявшихся политических структур и отношений, изменение экономических форм и связей, возрастание социальной напряженности, кризис духовных ценностей выдвигают перед обществом необходимость в новом направлении развития. Вопрос о смене тенденции общественного развития не только актуален теоретически, но и чрезвычайно важен, поскольку любые политические решения должны иметь в качестве своей основы четкие предпосылки.

    Долгое  время важнейшим компонентом была концепция постоянного и неуклонного прогресса общественного и политического развития. Однако концепция не давала ответа на ряд принципиальных вопросов, не учитывала ограниченности возможностей человечества для реализации идеи о бесконечном росте потребностей и связанного с этим бесконечного развития.

    Поэтому особую роль сегодня приобретает необходимость осмысления социальных процессов и, прежде всего, политического процесса. Анализ природы политического процесса обогащает и конкретизирует сущность и содержание, движущие силы и тенденции политического и социально-экономического развития, культурных и идеологических отношений, позволяет прогнозировать их. Этим и обусловлена актуальность данной темы.

    Целью моей работы является исследование политических процессов в жизни общества. Этим обусловлены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие и особенности политических процессов;
  2. составить классификацию политических процессов;
  3. рассмотреть специфику моделей электорального выбора;
  4. изучить свойства и структуру политических процессов.

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1.1 Различные подходы к определению политического процесса

    Перед тем, как приступить к анализу  политического процесса, я считаю необходимым дать определение понятию  «процесс». Термин «процесс» в переводе с латинского означает «продвижение». Им обычно характеризуется определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательная смена состояний, стадий, эволюций; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Отталкиваясь от данной характеристики, политический процесс, в широком плане, можно определить, как «совокупную деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели». Также политический процесс характеризуется «как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; как один из общественных процессов определенного масштаба, имеющий конкретный результат».

    Политический  процесс являет собой единство двух взаимосвязанных сторон: а) действия и движения по артикуляции, формированию, представлению и защите интересов социально-политических сил посредством принятия законов, конституирования политических институтов и политической системы в целом; б) совокупность определенных видов деятельности, посредством которых осуществляются функции политической системы. В этом аспекте он предстает как многообразная деятельность включенных в определенную структуру политических институтов и движений, направленная на достижение ими своих целей путем реализации свойственных им функций и применения существующих методов, принципов и процедур.

    В рамках структурно-функционального  подхода (Т.Парсонс, Р.Мертон) под политическим процессом понимается результат  совокупного функционирования как  всей политической системы, так и  отдельных ее элементов. Функциональные процессы переводят политическую систему из одного состояния в другое. Дисфункция политической системы и невозможность ее устранить вызывают политический процесс, который приводит или к устранению дисфункции и перестройке системы, или к ее разрушению.

    В рамках конфликтного подхода к пониманию  политического процесса (Р.Дарендорф, Л.Козер) последний выступает прежде всего как процесс борьбы, соперничества  и соглашения относительно материальных ресурсов и социальных статусов в  обществе. При этом политические процессы раскрываются с точки зрения участвующих в них субъектов. Поэтому при описании политического процесса необходимо знать какие субъекты в нем участвуют, их статус, цели, ресурсы и стратегию поведения. В данной трактовке политического процесса он раскрывается через содержание таких процессов, как консолидация политических сил, монополизация и концентрация власти, завоевание влияния и формирование социальной базы поддержки, мобилизация социальных ресурсов и т.п.

    В рамках поведенческой модели (Ч.Мерриам, Г.Лассуэл, Дж.Кетлин) политические процессы предстают как поведение и деятельность людей, направленные на овладение и использование власти в личных и общественных целях.

    В.Пугачев и А.Соловьев определяют понятие политический процесс как «совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и, в конечном счете, ведущих к развитию или упадку политической системы общества» Авторы выделяют базовые и периферийные политические процессы, критерием различения которых выступает степень вовлеченности населения в процессы принятия политически значимых решений, тогда как «периферийные раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций, развитие местного самоуправления, другие связи и отношения, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти».

    Г. Тавадов определяет политический процесс, как сумму «последовательно сменяющих  друг друга взаимосвязанных явлений и событий, происходящих в политической жизни общества».

    Таким образом, сущность политического процесса заключена в перечне событий, оказывающих влияние на состояние  и перспективы политической системы  общества, складывающейся в качестве институциализированной основы существования государства, его базовых подсистем. Г. Тавадов выделяет следующие стадии политического процесса:

    ♦ конституирование, образование политической системы;

    ♦ воспроизведение компонентов и признаков данной системы;

    ♦ принятие и исполнение политико-управленческих решений;

    ♦ контроль за функционированием и развитием политической системы.

    Среди наиболее характерных политических процессов, в основе которых лежит  цель, закладываемая одним из основных его участников, обычно выделяют: избирательный процесс, процесс формирования власти, политический кризис, двоевластие, безвластие и др. С точки зрения характера протекающих в рамках политического процесса изменений: революционные и эволюционные, стабильные и нестабильные процессы. С точки зрения их направленности — внутриполитические и внешнеполитические. С точки зрения способа стимулирования таких процессов выделяются естественные и санкционированные процессы.

    Непременными  участниками политических процессов  выступают носители власти в лице правительственных чиновников, представителей силовых ведомств, глав крупных муниципальных образований и оппозиция, стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить определенную часть представителей этой власти и, по возможности, заменить ее собственными представителями.

    Наблюдение  за состоянием и формами этой борьбы весьма затруднено, поскольку стороны  используют в ходе своей полемики политическую риторику, искусно ретуширующую реальную картину происходящих в  обществе изменений. Абстрагирование наблюдателя от этой риторики и сосредоточение главного внимания на сути происходящих в обществе изменений и причастности к ним участвующих в этих процессах сторон не всегда дает возможность составить объективное представление о результатах этих изменений. Лежащая в основе политического процесса ось «власть-оппозиция» обусловливает асимметричность пронизывающих эти процессы коммуникаций, поскольку власть является одним из главных источников формирования политической системы и, как следствие, политического процесса, тогда как оппозиция по своему определению является убежденным критиком действий власти, противопоставляя им собственную идеальную модель поведения.

1.2 Движущие силы политического процесса

    В основе развертывания политического  процесса лежат противоречия, возникающие в ходе взаимодействия социально-политических сил. В этом взаимодействии индивидуальные, партикулярные интересы всегда будут иметь различие и расхождение с общественными. В диалектике социального развития эти отношения могут приобретать характер противоречий. Данные противоречия могут иметь двойственную природу. С одной стороны, они возникают из отношений людей, выражающих их зависимость от общественного процесса производства и общественной необходимости власти. Эти противоречия, неизменно присущие любому политическому процессу в его социально историческом измерении, проявляются в виде бинарных оппозиций и определяют его историческую «пульсацию». К таким противоречиям относятся, например, бинарные оппозиции «господства-подчинения», «руководства-управления», «властвования-политического участия», «реформаторства-консерватизма», «равенства-неравенства» и т.д. С другой стороны, противоречия возникают из отношения конкретных социально-политических сил к конкретному процессу общественного производства и конкретной власти. Через эти конкретные противоречия специфическим образом проявляются общеисторические бинарные оппозиции.

Информация о работе Политические процессы