Политические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:17, реферат

Описание работы

Целью моей работы является исследование политических процессов в жизни общества. Этим обусловлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и особенности политических процессов;
составить классификацию политических процессов;
рассмотреть специфику моделей электорального выбора;
изучить свойства и структуру политических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………………4
1.1 Различные подходы к определению политического процесса……………………..4
1.2 Движущие силы политического процесса………………………………………….7
1.3 Специфические черты политического процесса……………………………………7
ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА……………………...9
2.1 Сущности политического процесса………………………………………………….9
2.2 Содержание политического процесса………………………………………………..9
2.3 Этапы формирования и развития политического процесса………………………10
2.4 Режимы протекания политического процесса……………………………………..11
ГЛАВА III. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………..13
3.1 Технократический, идеократический и харизматический типы………………….13
3.2 Демократический и недемократический типы…………………………………….17
3.3 Открытый и теневой политические процессы……………………………………..17
3.4 Стабильный и нестабильный политические процессы……………………………18
3.5 Контролируемые и неконтролируемые процессы……………………………….18
3.6 Сложные и простые процессы………………………………………………………19
3.7 Обратимые и необратимые процессы……………………………………………20
3.8 Инерционные и направленные процессы………………………………………...20
3.9 Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные процессы……………………20
3.10 Модель электорального выбора…………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат (Политические процессы).doc

— 127.50 Кб (Скачать)
"justify">    Преобладание  идеократического типа политического процесса характерно для традиционных стран либо для государств, переживающих начальную стадию модернизации. Если в технократическом политическом процессе основной характеристикой служит приоритет процедуры, технологии политического изменения, то в данном случае таковым выступает идея (идеология), в отношении которой имеется (достигается) общенациональный консенсус.

    Идеократический политический процесс очень трудно описать в виде некой модели, реализуемой  в конкретных социальных общностях. Дело в том, что многое зависит  от содержания тех идеологий, которые  выступают в количестве базовых  принципов политического устройства государства. Принцип формирования идеократического политического процесса, свойственный в большей степени восточно-славянской политической традиции, условно можно разделить на четыре стадии. Первый этап утверждения идеократического типа политического процесса связан с появлением доминирующей политической идеологии, зарождением общенационального консенсуса вокруг базовых принципов государственного и социально-экономического устройства. На данном этапе идеология имеет вариантный характер, открытый для корректировки и аккумуляции новых концепций и программ.

    Следующий этап связан с приобретением такой  идеологии статуса государственной. На этом этапе либо происходит эволюция политической идеологии в симбиоз  социополитического опыта, особенностей национального характера и императивов мировой цивилизации, либо элита, подверженная этой политической идеологии, вытесняя оппозиционные политико-идеологические концепции, обеспечивает своей доктрине монопольный статус в политической жизни общества.

    Третий  этап характеризуется постепенной, по мере исчерпания созидательного ресурса, утратой идеократической системы былого общественного статуса и последующая неминуемая деградация.

    Четвертый этап развертывания идеократического политического процесса характеризуется  общесистемным кризисом политической власти, диффузией и распадом правящей элиты, появлением и ростом центра (или множества центров) силы с новыми политическими субъектами, резко обозначающими свое притязание на власть. В этом случае происходит насильственное замещение прежней правящей элиты новыми элитными группировками.

    Таким образом, идеократический политический процесс оптимален на самом начальном  этапе своего развития, когда недостаток легитимности новых политических институтов компенсируется их приверженностью  идеи, разделяемой большинством населения. Не случайно, что данный тип политического процесса был характерен для многих стран мира в периоды социальных и политических революций. Но идеократия опасна своим тяготением к фундаментализму.

    Если  при идеократическом типе политического процесса осевым принципом выступала идея, то харизматический политический процесс характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические идеи которого подверстываются идеологические доктрины и институты общества. Данный тип свойственен в большей мере культурной традиции стран Востока, но не избежали этого типа политического процесса и государства Европы, пережившие в своей многовековой истории не одну политическую деспотию. Традиционно велик удельный вес харизматической составляющей и в политическом процессе России, восточно-славянского социокультурного ареала в целом.

    Особенности развертывания харизматического типа политического процесса можно адекватно  раскрыть, описав три существенно  различные его варианта: вариант  диктатуры лидера - харизмы, патерналистский вариант и вариант внеинституционального лидерства.

    Первый  из выделенных вариантов предполагает жесткую включенность лидера-харизмы  в качестве основного элемента в  политическую систему. Вся полнота  власти сосредоточена в его руках. Решение, монополистом принятие которого является вышестоящее должностное лицо, должно в виде приказа доводиться подчиненному и замыкаться на нем. Попытка несанкционированного выхода за пределы своих полномочий чревата для должностного лица репрессиями. В приведенном варианте функционирования политических институтов отсутствует механизм «обратной связи», так как подразумевается, что лидер-харизма обладает провидением, даром, который позволяет ему иметь готовые решения, применимые в любой ситуации. Политическая элита в данном случае имеет статус номенклатуры, а массы населения выведены из политического процесса, являются объектом власти лидера харизмы. Примерами подобного варианта харизматического политического процесса могут служить политические режимы Гитлера, Муссолини, раннего Франко и Сталина.

    Второй  вариант, вариант патерналистского лидерства, реализуется в совершенно ином идеологическом и политико-психологическом  контексте. Лидер-харизма входит в  политические институты, занимает легитимную должность в государственной иерархии. Он имеет потенциальную возможность перейти к авторитарным методам руководства, но сознательно не делает этого.

    Понятно, что популизм такого лидера носит  относительно кратковременный характер, он завершается формированием политической элиты, призванной обеспечить политический курс лидера.

    Третий  вариант харизматического политического  процесса связан с функционированием  лидера-харизмы вне рамок действующей  политической системы. В этом случае лидер намеренно становится высшим арбитром функционирования политических институтов и субъектов.

    Завершая  рассмотрение социокультурного основания  классификации политических процессов, следует отметить, что реальная политическая жизнь дает яркие примеры сложного, многоуровнего сочетания рассмотренных типов. Поэтому «социокультурное основание классификации политических процессов имеет серьезный шанс быть востребованным для анализа совместимости политических структур, для исследования комплекса проблем, связанных с интенсификацией коммуникативной деятельности в мировом сообществе».

 

3.2 Демократический и недемократический типы политического процесса

    С точки зрения системных качеств  организации политической власти различаются  два крупных класса политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется тем, находятся ли у власти теократические или военные группировки, авторитарные лидеры или монархи, партии того или иного типа.

3.3 Открытый и теневой политические процессы

    С точки зрения публичности осуществления  элитой и электоратом своих функций, явного или неявного отправления  государством своих полномочий и  прерогатив можно выделить открытый и скрытый (теневой) процессы. Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и других формах публичных притязаний людей к государственной власти. При демократии это выражается в непрерывных контактах между группами, гражданами и институтами власти, корректировке политического курса, осуществляемой под воздействием общественного мнения.

    В условиях же тоталитарных режимов, как  правило, обнажены другие черты политического взаимодействия субъектов и институтов власти: административный беспредел центра, всепроникающее влияние государства на рядовых граждан.

    В противоположность открытому теневой  процесс базируется на публично неоформленных  политических институтах власти, а также на таких властных притязаниях групп и граждан, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и непризнанные обществом структуры (например, мафиозные кланы, действующие на той или иной территории).

    Теневой политический процесс может выступать  как в альтернативной официальной  политике (например, в форме паразитирования  мафиозных структур в государственных институтах власти, как это имеет место в странах с высоким уровнем коррумпированности правящих слоев), так и в неальтернативной форме, когда высшая власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.

3.4 Стабильные и нестабильные политические процессы.

    С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и  взаимоотношений субъектов власти можно говорить о стабильном и  нестабильном политических процессах. Стабильный процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политической мобилизации и поведения граждан. Как правило, он основывается на сформированной социальной структуре, легитимном режиме правления и высокой эффективности господствующих в обществе культурных норм и прежде всего доверия, взаимоуважения прав участниками политического процесса.

    Нестабильный  политический процесс обычно возникает  в условиях кризиса власти как  проявление необходимости изменения  политического курса, когда политический режим не способен отреагировать на новые потребности общества адекватным изменением механизмов политического участия и управленческих стратегий.

    Таким образом, мы рассмотрели обособление  различных типов политических процессов  по основным критериям. Из вышеописанного следует, что выделение оснований типологии политического процесса играет огромную роль в более глубоком понимании структуры и механизма действия политического процесса.

3.5 Контролируемые и  неконтролируемые  процессы

    Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в зависимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.

    Контролируемость  процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Контролируемость социальных процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуаций и пр. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления обществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса. К примеру, экономическая либерализация, развернутая в российском обществе в начале 1990-х г., значительно усилила роль банковского сектора и способствовала расширению сферы кредитно-финансовых операций, что потребовало концентрации контрольных функций в руках Центрального Банка РФ, реализованных через институт выдачи лицензий коммерческим банкам и разработку системы их финансовой и бухгалтерской отчетности. Другим примером может служить предписываемая законом обязанность соискателей государственных должностей подавать сведения о составе собственности и декларации о доходах, что позволяет сохранить прозрачность и публичность в политической деятельности этих лиц, обеспечивая легитимность в выборе органов власти.

    Неконтролируемые  процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников.

3.6 Сложные и простые  процессы

    С точки зрения восприятия наблюдателя  процессы следует подразделять на простые  и сложные. Простыми следует именовать  такие процессы, объяснение которых  укладывается в известную наблюдателю  и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход. Сложными же можно назвать такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно располагаемых наблюдателем и научным сообществом методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов.

    Разумеется, что жестких границ между сложными и простыми процессами нет: они определяются, главным образом, местом и квалификацией наблюдателя, целью исследования, а также масштабом стоящих перед научным сообществом проблем.

3.7 Обратимые и необратимые  процессы

     Важнейшей характеристикой социальных процессов  является обратимость. Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), разделяющими точку зрения о том, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процесса задается кумулятивным накоплением включаемых в него свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени.

3.8 Инерционные и  направленные процессы

    Свойство  социальных процессов подпадать  под воздействие внешних или  внутренних факторов обусловливает  их деление на инерционные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого процесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его участников, неспособных или незаинтересованных в изменении его вектора.

Информация о работе Политические процессы