Производство в кассационной инстанции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:03, реферат

Описание работы

Эта гарантия конкретизирована в ст.ст.46 и 47, где под одной из гарантий судебной защиты прав и свобод понимается право на обжалование в суд, а также в органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Работа содержит 1 файл

Производство в кассационной инстанции.docx

— 27.98 Кб (Скачать)

Производство  в кассационной инстанции

     В соответствии со ст.45 Конституции РФ1 каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

     Эта гарантия конкретизирована в ст.ст.46 и 47, где под одной из гарантий судебной защиты прав и свобод понимается право на обжалование в суд, а  также в органы по защите прав и  свобод человека в соответствии с  международными договорами Российской Федерации решений и действий (или бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц.

     Потребность в судах разных инстанций отмечалась в юридической литературе еще  в начале века: «..решения судов  могут быть проверены... вышестоящими судебными инстанциями... Возможность  такого контроля служит гарантией против судейского произвола»2.

     В обоснование необходимости создания двух категорий судов: низших – первой инстанции и высших – второй инстанции, Е.В.Васьковский приводит такую мотивировку: «Как бы хорошо ни были подготовлены к  своей деятельности судьи, как бы добросовестно и внимательно  ни относились они к исполнению своих  обязанностей, во всяком случае они  не могут быть вполне гарантированы  от промахов и ошибок. Не только неправильное понимание закона или случайный  недосмотр при установлении фактических  обстоятельств дела, но и субъективные взгляды, симпатии и антипатии судьи, а также влияние господствующих в данной местности воззрений  и предрассудков служат причиной постановления неправильных решений: нельзя отрицать возможности и сознательного  уклонения судей от справедливости, которое, благодаря предоставленной  судьям свободе убеждения, ускользает от самого бдительного надзора и  потому остается безнаказанным. Одним  из средств охранить тяжущихся от всех таких вольных и невольных  погрешностей судей является возможность  двукратного рассмотрения дел... Однако этого было бы недостаточно, - не только потому, что второй суд, перерешающий дела, тоже может ошибаться или  нарушать предписанные законом формы  судопроизводства, но и по другой, еще  более важной причине. Именно: в каждом законодательстве, как бы совершенно оно ни было, встречаются в большем  или меньшем количестве пробелы, неясности и противоречия. Вследствие этого неизбежны разногласия  в способах понимания и применения его постановлений не только между  гражданами, но и между судьями. Один суд толкует закон так, другой – иначе, третий – еще иначе; в  каждом судебном округе может выработаться своя собственная практика, и совершенно одинаковые дела будут разрешаться  в различных округах различно. Отсутствие же единообразия в судебной практике разрушает единство государственного правопорядка, ослабляет силу закона и подрывает принцип равенства  всех граждан перед законом. Необходимо поэтому установить наблюдение за деятельностью всех судов с целью обеспечить одинаковое толкование и применение ими законов»3.

     В связи с этим постепенно, сначала  в государственном арбитраже, а  затем и в арбитражном суде шло формирование инстанционной  системы судоустройства.

     Так, достаточно последовательно принцип  инстанционной системы судоустройства проводится в настоящее время  в нормах, закрепленных в Конституции  РФ и Федеральном конституционном  законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»4.

     Основы  судоустройства закреплены в гл.7 Конституции  РФ, в соответствии с ч.3 ст.118 которой  судебная система Российской Федерации  устанавливается Конституцией РФ и  Федеральным конституционным законом. Статьями 125-127 Конституции РФ в нее  включены: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, а также  Высший Арбитражный Суд РФ в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

     Федеральные арбитражные суды округов в соответствии с ч.3 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» наряду с Высшим Арбитражным  судом, арбитражными судами субъектов  Федерации составляют систему федеральных  арбитражных судов, являющуюся в  свою очередь составной частью системы  федеральных судов.

     В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» федеральному арбитражному суду округа посвящена отдельная ст.24, устанавливающая  две его функции, а именно: рассмотрение в пределах своей компетенции  дел в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся  обстоятельствам.

     Процессуальная  цель кассации в арбитражном процессе – это, прежде всего, проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела (что  возможно в суде апелляционной инстанции).

     К субъектам кассационного пересмотра помимо лиц, участвующих в деле, отнесены лица, не привлеченные к участию  в деле, о правах и обязанностях которых приняты обжалуемые судебные акты (ст.42 АПК).

     Объектами кассационного пересмотра являются исключительно судебные акты, вступившие в законную силу.

     Поскольку суд кассационной инстанции в  арбитражном процессе не вправе устанавливать  новые обстоятельства дела, ему предоставлено  полномочие направлять дело на новое  рассмотрение при обнаружении несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам  дела, установленным судами первой или апелляционной инстанций, и  имеющимся в деле доказательствам.

     Федеральные арбитражные суды округов созданы  и предназначены исключительно  для осуществления функции кассационного  пересмотра обжалованных судебных актов (ст.274 АПК), результатом осуществления  этой функции, помимо достижения общей  цели правосудия, защиты нарушенного  права, является установление на территории судебного округа единообразной  судебной практики, формируемой Высшим Арбитражным Судом РФ.

     В системе арбитражных судов РФ в соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»5 образовано десять судов округов, каждый из которых осуществляет свою юрисдикцию на территории соответствующего округа. Как предусмотрено ч.3 ст.24 названного Федерального конституционного закона, состав судебных округов может быть изменен федеральным законом.

     Анализ  закрепленных в законе существенных признаков позволяет сформулировать следующее определение кассационного  производства.

     Кассационное  производство – самостоятельная  стадия (правоприменительный цикл) арбитражного процесса, сущность которой  заключается в проверке федеральными арбитражными судами округов законности вступивших в законную силу решений, постановлений, определений арбитражных  судов субъектов РФ.

     Более полно сущность кассационного производства в арбитражном процессе характеризуют  следующие признаки:

     - кассационное производство –  один из способов пересмотра  судебных актов, вступивших в  законную силу;

     - кассационное производство осуществляется  специальным звеном судебной  системы – федеральными арбитражными  судами округов;

     - процессуальная задача кассационного  производства – проверка законности  судебных актов;

     - предметом кассационного производства  являются судебные акты, вступившие  в законную силу;

     - необходимое основание возбуждения  кассационного производства –  кассационная жалоба лица, наделенного  правом кассационного обжалования.

     Стадия  кассационного производства в арбитражном  процессе включает следующие этапы:

     - возбуждение кассационного производства;

     - подготовка к рассмотрению кассационной  жалобы;

     - судебное разбирательство по  кассационной жалобе.

     Правовое  положение суда кассационной инстанции  в арбитражном процессе, кроме  существенных признаков кассационного  производства, характеризуется содержанием  законодательно закрепленных полномочий суда кассационной инстанции – федерального арбитражного суда округа. В наиболее общем виде такие полномочия закреплены в ст.26 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах  в Российской Федерации».

     Содержание  полномочий тесно связано с составом участников процессуального правоотношения по кассационному пересмотру в арбитражном  процессе (к которым помимо лиц, участвующих  в деле, следует отнести суд  – соответствующие судебные инстанции, акты которых обжалованы, и собственно арбитражный суд кассационной инстанции).

     Согласно  ст.273 АПК РФ объектами кассационного  пересмотра являются:

     - решения арбитражных судов первой  инстанции и постановления арбитражных  судов апелляционной инстанции.  Исключение составляют судебные  акты, принятые Высшим Арбитражным  Судом РФ по первой инстанции  (ч.2 ст.34 АПК), которые не могут  быть предметом кассационного  пересмотра;

     - определения судов.

     Состав  субъектов права кассационного  обжалования, охарактеризованный в  ст.273 АПК кратко как «лица, участвующие  в деле, а также иные лица в  случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом», следует определять с  учетом ст.ст.40 и 42 АПК. Соответственно, правом кассационного обжалования  наделены:

     - стороны;

     - заявители и заинтересованные  лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности  (банкротстве) и в иных случаях,  предусмотренных АПК;

     - третьи лица;

     - прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления  и иные органы, обратившиеся в  арбитражный суд с иском в  защиту интересов других лиц  в случаях, предусмотренных АПК.

     К субъектам права кассационного  обжалования отнесены согласно ст.42 АПК лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых  арбитражный суд принял судебный акт. К таким субъектам могут  быть отнесены не только юридические  лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, но и физические лица.

     Норма ст.275 АПК сохраняет традиционный порядок подачи и движения кассационной жалобы – через суд субъекта РФ, принявший обжалуемый судебный акт. Такой порядок оптимизирует движение жалобы по судебным инстанциям, так как при этом жалоба поступает в суд кассационной инстанции вместе с делом, без которого рассмотрение жалобы невозможно.

     Нарушение данного правила может повлечь  серьезные негативные последствия  для заявителя: возвращение кассационной жалобы, а также невозможность  восстановления срока кассационного  обжалования, пропущенного по этой причине, которая в судебной практике часто  не признается уважительной.

     Согласно  ч.1 ст.276 АПК срок кассационного обжалования  составляет два месяца со дня вступления в законную силу обжалованного судебного  акта. Таким образом, начало срока  кассационного обжалования определяется по правилам ст.180 АПК (решение), ч.5 ст.271 АПК (постановление суда апелляционной  инстанции), ч.3 ст.188 АПК (определение), устанавливающим момент вступления решений и постановлений в  законную силу и срок обжалования  определений.

     Обращение лица, участвующего в деле, должно соответствовать  определенным требованиям, чтобы послужить  основанием для возбуждения кассационного  пересмотра обжалованного судебного  акта. Процессуальное законодательство рассматривает в качестве такого обращения кассационную жалобу, по форме и содержанию соответствующую  закону.

     Как верно указывает М.А.Гурвич, жалоба должна заключать в себе следующие  три элемента (составные части): указание на решение, которое жалобщик считает  неправильным (предмет жалобы), указание в чем заключается неправильность решения (основание жалобы); просьбу  жалобщика о полной или частичной  отмене решения (содержание жалобы)6.

     По  форме кассационная жалоба должна представлять собой письменный документ, подписанный  лицом, подающим жалобу, или его представителем, имеющим на то полномочия. Облеченная в письменную форму жалоба должна содержать необходимые сведения и реквизиты (ч.ч.2-4 ст.277 АПК).

     Важно учитывать, что несоблюдение обязательных требований к форме и содержанию кассационной жалобы в силу ч.1 ст.280 АПК влечет негативные правовые последствия  для заявителя. Поэтому заявителю  жалобы следует обеспечить присутствие  всех необходимых элементов формы  и содержания кассационной жалобы, чтобы кассационное производство было возбуждено.

Информация о работе Производство в кассационной инстанции