Система арбитражных судов РФ. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является деятельность арбитражных судов представляет как формы осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы арбитражных судов Российской Федерации, законодательства об арбитражном судопроизводстве.

Содержание

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Понятие арбитражных судов РФ. Система арбитражных
судов РФ……………………………………………………………….4
1.1. Арбитражные суды субъектов РФ…………………………….7
1.2. Арбитражные апелляционные суды ………………………….9
1.3. Федеральные арбитражные суды округов…………………...11
1.4. Высший арбитражный суд РФ………………………………..12
2. Задачи и функции арбитражных судов РФ………………………….14
3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах РФ…15
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Арбитражный процесс.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Основное отличие апелляционного порядка обжалования от кассационного заключается в том, что в апелляционном порядке может быть обжаловано решение, не вступившее в законную силу, а в кассационном порядке – решение, вступившее в законную силу.

Поэтому второй инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов могут являться и федеральные арбитражные суды округов, например, в том случае, если лицо, по делу которого арбитражным судом субъекта РФ принято решение, не согласно с этим решением, пропустило срок подачи апелляции или по иным причинам не захотело обжаловать это решение в апелляционном порядке. Тем не менее, во второй инстанции преимущественным является апелляционный порядок обжалования [7, c. 213].

Арбитражные апелляционные суды обладают следующими полномочиями:

• проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

• пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

• обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

• изучают и обобщают судебную практику;

• подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

• анализируют судебную статистику [2, статья 33.3].

 

 

 

 

1.3. Федеральные арбитражные суды округов

 

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Таким образом, в федеральных арбитражных судах округов в кассационном порядке могут быть обжалованы как решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, так и постановления арбитражных апелляционных судов.

К федеральным арбитражным судам округов относятся федеральные арбитражные суды Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа, Центрального округа [ 2, статья 24].

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные суды обладают следующими полномочиями:

• проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами;

• пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

• обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

• изучают и обобщают судебную практику;

• подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

• анализирует судебную статистику [2, статья 26].

 

 

1.4. Высший арбитражный суд РФ

 

ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС РФ занимает особое место в судебно-арбитражной системе РФ, и одновременно выполняет целый ряд полномочий:

1) рассматривает в первой инстанции:

• дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

• дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

• экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ, законов, иных нормативных актов и договоров;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

10) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами [2, статья 10].

ВАС РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов (арбитражных кассационных судов), арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

 

2. Задачи и функции арбитражных судов РФ

 

В соответствии со статьей 2 АПК РФ [4] задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства [13, c. 301].

Функции арбитражных судов можно разделить на две группы: 1) свойственные всем арбитражным судам и 2) возложенные только на Высший Арбитражный Суд России.

Арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции: а) разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры; б) предупреждают нарушения законодательства; в) ведут статистический учет и анализируют статистические данные о своей деятельности; г) осуществляют международные связи в установленном порядке.

Кроме общих, на Высший Арбитражный Суд РФ возложены функции по изучению и обобщению практики применения законодательства арбитражными судами; подготовке и осуществлению предложений по ее совершенствованию и унификации. На основе изучения и с учетом предложений арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы; ведет судебно-арбитражную статистику [9, c.62].

 

 

3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

 

Судопроизводство в арбитражных судах Российской Федерации представляет собой урегулированную арбитражным процессуальным законодательством деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, направленную на рассмотрение и разрешение споров, возникающих из гражданских, а в случаях, предусмотренных законом, из иных, в том числе публичных, отношений [7, c.20].

Порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Стоит отметить, что законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах РФ обладает таким свойством, как иерархичность. Парадигмой развития правовых норм, регулирующих статус и деятельность арбитражных судов в РФ, являются нормы Конституции РФ. Все остальные федеральные законы об арбитражном судопроизводстве должны исходить из этих норм, приниматься в соответствии с нормами Конституции РФ (в чем выражается верховенство Конституции) и им не противоречить (в чем выражается высшая юридическая сила Конституции РФ). В случае противоречия Конституции РФ федерального конституционного закона или федерального закона действуют нормы Конституции РФ [8, c. 214].

После Конституции РФ высшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, а затем следуют федеральные законы. При расхождении в правовом регулировании одного и того же вопроса нормами актов различного уровня предпочтение отдается нормативному правовому акту большей юридической силы [там же].

В соответствии со статьей 71 Конституции РФ арбитражно-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем субъекты РФ и органы местного самоуправления не могут принимать акты, содержащие нормы арбитражно-процессуального права. В противном случае принятые акты не должны применяться судами как противоречащие Конституции РФ и подлежат отмене.

Итак, важнейшим нормативным правовым актом арбитражного судопроизводства является Конституция РФ, в которой определены основные принципы судопроизводства в арбитражных судах, которые совпадают с принципами судопроизводства в судах общей юрисдикции: принцип осуществления правосудия только судом, принцип независимости судей и подчинение их только закону, принципы гласности, состязательности, процессуального равноправия сторон и др.

Арбитражный суд, принимая решения по делу, должен применять непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего те или иные положения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ [12, c. 131].

Другим важным источником арбитражного процессуального права является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [3].

Значение указанного закона для судопроизводства в арбитражных судах состоит в определении основных принципов судопроизводства, правового статуса судей. Так, статья 1 закона [3] устанавливает принцип осуществления правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также другие федеральные законы не должны противоречить названному Федеральному конституционному закону.

Информация о работе Система арбитражных судов РФ. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах