Судебные штрафы и расходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести анализ порядка применения судебных штрафов и расходов. А также дать понятие расходам и штрафам, и выделить признаки характеризующие их. Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:
изучить НПА;
дать понятие судебным штрафам и расходам

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 49.01 Кб (Скачать)

Введение

Проводимая  правовая реформа в РФ не могла не затронуть судебную деятельность. Основу реформы в области судопроизводства составляет усиление судебной власти и придание ей роли третьей власти в государстве наряду с законодательной и исполнительной.

    В соответствии с  Конституцией Российской Федерации человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Так же они  вправе обратиться в суд за защитой нарушенных и охраняемых законом интересов с исковым заявлением, заявлением или жалобой по делам неисковых производств.

Судебная  власть, функционируя наряду с законодательной  и исполнительной властями, должна уметь при необходимости противостоять  им.

Любое лицо, обращающееся в арбитражный  суд за защитой нарушенных прав и  интересов, сталкивается с необходимостью уплаты государственной пошлины  или подачи ходатайства об ее отсрочке, уплаты возложенных на лицо штрафов. Каждый привлекаемый или вовлекаемый в судебное разбирательство, независимо от его процессуального положения, также охватывается институтом судебных расходов. Иными словами, каждый субъект арбитражно-процессуальных правоотношений в той или иной степени реализует нормы о судебных расходах.

В арбитражном  процессе имеются как государственные  расходы, так и штрафы налагаемые на лица, которые участвуют в деле.

  Уплата  судебных расходов является обязательным  условием для заинтересованных  лиц для возбуждения и ведения  дела в арбитражном процессе. Необходимость их возмещения  участниками процесса вытекает  из принципа процессуального  равноправия сторон и отражает  необходимость самостоятельного  ведения своих дел в суде.

     Судебный штраф представляет  собой меру имущественного воздействия  (санкцию), применяемую арбитражным  судом за процессуальные правонарушения, допускаемые в связи с неисполнением  обязанностей, установленных арбитражным процессуальным кодексом.

Цель  данной работы – провести анализ порядка  применения судебных штрафов и расходов. А также дать понятие расходам и штрафам, и выделить признаки характеризующие их. Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:

  • изучить НПА;
  • дать понятие судебным штрафам и расходам;

Объект - судебные расходы и штрафы в  арбитражном процессе.

Предмет - элементы и порядок применения расходов и штрафов в арбитражном  процессе.

При написании курсовой работы использовался такой метод как анализ. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, подведены итоги проделанной работы.  

 

ГЛАВА 1 СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ 

    1. ПОНЯТИЕ И  ВИДЫ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ

    В арбитражном  процессе институт судебных расходов имеет функциональную направленность, аналогичную данному институту  в гражданском судопроизводстве. Несмотря на различия в субъектном составе участников арбитражного и  гражданского процессов, характере  рассматриваемых споров, существование  данного института обусловлено  одними и теми же причинами.

    Судебные  расходы — это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке арбитражного судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица с самостоятельными требованиями в целях их возмещения государству.

    Состав  судебных расходов:

  • государственная пошлина;
  • судебные издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.1

     Законом обязанность частично возместить расходы  на судопроизводство возлагается на лиц, в интересах которых рассматриваются  и разрешаются споры в судах. Следует подчеркнуть, что к числу  данных лиц относятся субъекты материально-правовых отношений, по поводу которых возник спор, рассматриваемый судом. Это  стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные  требования. От обязанности возмещения расходов освобождаются прокуратура, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд  с иском в защиту государственных  и общественных интересов.

     Уплата расходов возлагается на недобросовестную сторону, т.е. либо истца, обращающегося в суд с необоснованными требованиями, либо ответчика, добровольно не исполнившего свою обязанность перед другой стороной, что привело к возникновению дела в суде. Тем самым существование института судебных расходов призвано выполнить в известной мере превентивную функцию, связанную с предотвращением случаев необоснованного обращения в суд, побуждением обязанное лицо добровольно и своевременно исполнить принятые на себя обязательства, урегулировать заинтересованным лицам свой спор в соответствии с действующим законодательством без привлечения к его разрешению суда. Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбуждения и ведения дела в арбитражном процессе. Необходимость их возмещения участниками процесса вытекает как из принципа диспозитивности, так и процессуального равноправия сторон, и отражает необходимость самостоятельного ведения своих дел в суде.

     Различие  между государственной пошлиной и издержками, связанными с рассмотрением  дела арбитражным судом, заключается  в следующем. Государственная пошлина  представляет собой фиксированный  в НК сбор, уплачиваемый в доход  государства при совершении определенных процессуальных действий в арбитражном  суде. Судебные издержки носят больше компенсационный характер и уплачиваются в связи с необходимостью несения  сторонами различных расходов по ходу ведения дела. Судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде, - это денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. К суммам, подлежащим выплате экспертам, свидетелям и переводчикам, относятся расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные. Указанные расходы возмещаются при наличии совокупности условий:

  • наличие явки названных лиц в арбитражный суд;
  • подтверждение того, что расходы реально понесены;
  • только после выполнения свидетелями, экспертами, переводчиками соответствующих обязанностей.

Возмещение  расходов экспертов, свидетелей и переводчиков по проезду производится путем выплаты  им стоимости проезда к месту  нахождения арбитражного суда и обратно  к месту жительства железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным  транспортом на основании проездных  документов, однако не выше стоимости  проезда в транспортном средстве определенного класса.

       При этом и государственная  пошлина, и судебные издержки, в конечном счете, распределяются  между лицами участвующими в  деле, в зависимости от результатов  рассмотрения дела.2

    . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ 

   Правовое  регулирование судебных расходов в  арбитражном процессе преследует несколько  целей.

Во-первых, судебная система и в целом  юридическая инфраструктура современного общества достаточно затратные, в связи, с чем возникает необходимость  компенсации расходов на ее содержание. В эти расходы помимо заработной платы и материально-технического обеспечения судебной деятельности входят расходы на оплату услуг представителей, на возмещение затрат, связанных с  экспертизами, вызовом в суд свидетелей, переводчиков, и т.д.

     Однако  следует подчеркнуть, что при  этом между уплачиваемой государственной  пошлиной и расходами на финансирование судебной системы нет взаимосвязи. Поскольку арбитражные суды являются федеральными судами, то, соответственно, они финансируются из федерального бюджета в силу обязанности государства  обеспечить функционирование системы  правосудия. В отличие от государственной  пошлины судебные расходы имеют  больше компенсационные функции, поскольку  направлены на возмещение затрат лиц, участвующих в деле, на ведение  дела в суде, в том числе и  друг другу, в зависимости от результатов  рассмотрения дела.

Во-вторых, правовое регулирование института  судебных расходов позволяет в определенной степени снизить обращение в  суды с явно необоснованными требованиями, а также может стимулировать  должников в гражданском обороте  на исполнение своих обязательств под  угрозой возмещения в случае удовлетворения иска всех судебных расходов.

В-третьих, следует иметь в виду социальные функции правосудия, накладывающие  отпечаток на регулирование судебных расходов, особенно ставок государственной  пошлины и порядка ее уплаты. Размер и порядок уплаты государственной  пошлины - достаточно важный и тонкий вопрос, разрешение которого недопустимо только с фискальной точки зрения. С одной стороны, государственная пошлина является разновидностью федеральных налогов и всегда существует соблазн для повышения доходов федерального бюджета увеличить ее размер. Однако, с другой стороны, на установление размеров государственной пошлины оказывают влияние социальные функции правосудия, необходимость обеспечить доступ к правосудию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности3.

Поэтому при всем внешне "техническом" характере норм о государственной  пошлине они имеют достаточно серьезное содержательное значение, выполняя роль одного из регуляторов  обращения к суду, определяя в  совокупности с другими условиями  доступ к правосудию в арбитражном  процессе. 

 

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОШЛИНА В АРБИТРАЖНОМ  ПРОЦЕССЕ  

2.1 ПОНЯТИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

Институт  государственной пошлины всегда имел и имеет экономическое и  правовое значение. Государственная  пошлина поступает в федеральный  бюджет и частично покрывает те расходы, которые ежегодно затрачиваются  на финансирование судебной системы. Необходимость  уплаты государственной пошлины  призвана предотвращать необоснованное заявление исковых требований, подачу апелляционных и кассационных жалоб.

    Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц (организаций, физических лиц) при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями. 4

     Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они самостоятельно обращаются за совершением юридически значимых действий или выступают ответчиками в арбитражных судах и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Иными словами, НК РФ определяет два возможных случая признания лица плательщиком государственной пошлины:

  • при обращении в соответствующий орган за совершением юридически значимого действия. Применительно к арбитражным судам это истцы, заявители, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, податели апелляционной и кассационной жалобы, а также иные лица, участвующие в деле, при обращении к суду за совершением юридически значимого действия;
  • при вынесении решения не в пользу ответчика при освобождении истца от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ ответчики уплачивают указанную в судебном акте государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления акта в законную силу. В связи с этим исполнительные листы на взыскание государственной пошлины с ответчиков выдаются по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно.5

     Размер  государственной пошлины по искам  имущественного характера зависит  от цены иска. В свою очередь, цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. Под ценой иска традиционно понимается денежное выражение стоимости имущества, по поводу которого возникает спор, либо совокупность взыскиваемых или оспариваемых истцом денежных средств.

    Государственной пошлиной оплачиваются:

  • исковые заявления имущественного характера;
  • исковые заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными;
  • исковые заявления о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов;
  • иные исковые заявления неимущественного характера, в том числе с заявления о признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре;
  • заявления о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами);
  • заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора;
  • заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • апелляционные и кассационные жалобы на решения и постановления арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа;
  • выдача копий решений, определений, постановлений арбитражного суда и копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле.

Информация о работе Судебные штрафы и расходы