Авангардная мода в современном понимании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть эстетику образа стиля «авангард».
Задачи:
Рассмотреть эпоху стиля «авангард»;
Изучить эстетические теории этой эпохи;
Проанализировать Современные авангардные прически в стиле 50-х -70-х годов

Работа содержит 1 файл

светлана_парикмахерское искусство - копия.doc

— 178.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

Развитие и совершенствование  парикмахерского искусства тесно связано с эволюцией человеческого общества, ростом уровня культуры. Парикмахерское искусство объединяет несколько основных приемов работы с волосами: мытье, сушка, стрижка, завивка, окрашивание.

Во все времена парикмахерское искусство было направлено на то, чтобы украсить внешность, сделать ее более привлекательной.

Так как парикмахерское искусство  совершенствовалось на фоне общественной жизни, оно всегда находилось в прямой зависимости от общего состояния  экономики и культуры.

В эпоху древнего мира в Ассирии, Вавилоне и Египте обученные рабы выполняли различные виды работ, которые в парикмахерском деле выполняют и сегодня. Например - обесцвечивание волос, изготовление париков, стрижка.

Переворот в моде и видах причесок происходило с эпохи в эпоху. Чем выше становилась культура народа, чем богаче его вкус и разнообразные потребности, тем выше уровень парикмахерского искусства.

И на сегодняшний день стиль и  мода является актуальной темой. Очень  трудно определиться, что модно и  какой стиль преобладает.

Стиль - это конкурентная, стенка, сложная мода эпохи, в которой мода выражает экономическое положение, политические взгляды, развитие культуры, отношения к внешнему миру. На формирование индивидуального стиля человека могут влиять литературные образы, произведения живописи, образы киногероев, понятия из мира музыки, особенно танцевальной, что в наше время часто порождают целые стилевые направления. Характерные особенности этих направлений оказываются в индивидуальных стилях разных людей.

В своей работе мастер это учитывает, причем в большинстве случаев при индивидуальном моделировании берет эти стили за основу.

На сегодняшний день существует много различных направлений  моды, но не нужно забывать, что каждый человек индивидуален, и тем самым  она отличается своей неповторимостью в стиле и модными тенденциями от других.

Можно в  одной прическе сопоставить длинные  и короткие волосы, авангардный и  романтический стили, прямые и волнистые  пряди? Можно и нужно экспериментировать не только с цветом, а и с формой стрижки. И тогда данная прическа будет считаться самой модной.

Стиль сегодня абсолютно естественной, плюс идеальная функциональность. Никаких причесок, закованных в лаковый панцирь, волосы свободно развеваются на ветру, напоминая одновременно оттопыренные перья и лепестки только что расцветши цветка.

Объект: прическа в стиле «авангард».

Предмет: образ  в стиле «авангард».

Методы  исследования: теоретический анализ литературы по данной теме, также анализ продуктов стиля «авангард».

Цель работы: рассмотреть эстетику образа стиля «авангард».

Задачи:

  1. Рассмотреть эпоху стиля «авангард»;
  2. Изучить эстетические теории этой эпохи;
  3. Проанализировать Современные авангардные прически в стиле 50-х -70-х годов

 

1. Исторические предпосылки образа (стиля, направления)

1.1. Исторические предпосылки авангарда

Термин исторический стиль означает общность средств и приемов художественной выразительности, обусловленную материальной и духовной культурой времени. Основополагающие черты стиля сказываются в  архитектуре, изобразительном и  прикладном искусстве, литературе, музыке и костюме. Стиль медленно зарождается и медленно умирает, так как отражают прекрасное (в понимании эпохи) в выкристаллизованном, завершенном виде Истоки исторического стиля уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать себя. Проходили века, постепенно человек носил в создаваемые им предметы, что то новое более интересное, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретному стилю

В основе авангардного стиля, лежит  исторический стиль модерн, из которого и были выведены формы причесок авангардного стиля, их элементы.

Эпоху модерна можно соотнести  в историческом, культурном и социальном смыслах. В культурологической литературе традиционно начало модерна исторически отождествляется с индустриальной революцией, возникновением буржуазно-демократического государства, с буржуазным Просвещением и началом экспериментальных наук, характерных для Нового времени. Поэтому по словам П.Велинга с исторической точки зрения модерн - это еще одно, и также весьма неопределенное, понятие для обозначения как "европейского Нового времени", так и индустриального капитализма.

Из трудов классика западной социологии М.Вебера можно вычленить, что культурный смысл модерна характеризуется тем, что выраженный в религиозных и метафизических образах мира субстанциональный разум разделился на три момента, которые только формально (путем аргументированного обоснования) могут быть удержаны вместе. Поскольку образы мира распались и традиционные проблемы могли теперь трактоваться лишь под специфическим углом зрения истинности, нормативной правильности, аутентичности (или красоты), то есть могли обсуждаться как вопросы познания, справедливости и вкуса. Новое время пришло к вычленению ценностных сфер науки, морали, искусства. 1

Как этап развития культуры модернизм  пришел на смену ранебуржуазному, способствовал  преодолению традиционных типов  буржуазности. Развитие индустриализма отразилось во всех сферах общества: в экономике - буржуа, в области культуры - в независимом художнике. Для них обоих характерен был поиск нового, стремление к преобразованию природы и сознания, но со временем они стали противопоставляться друг другу. Необходимость максимума энергии и времени в производстве порождала стремление буржуазии к самоограничению. А культурный интерес породил ненависть к буржуазным ценностям, к реалиям жизни.

Лучше всего это показывает именно искусство - модернистское искусство  во всем многообразии его жанров, школ и авторов. Оно представляет нам человека XX века как измученного, жалкого, психически ущербного и всем недовольного существа, для которого его бытие потеряло всякий смысл, стало абсурдным. Основным модусом этого бытия стал бунт, бунт против всего, бунт как таковой.

1.2.Эстетические теории

В период начала XX века развивалась  основная линия модернизма - переход  от понимания человека как существа, к пониманию его как единственного  и неповторимого "я". Это становится источником этических и эстетических суждений, соответствует переходу от религии к светской жизни, от самоограничения к свободе. Обожествление "я" - становится источником модернизма. Сама жизнь рассматривается им как произведение искусства, выражающего "я". Модернизм как социокультурная парадигма изменил повседневную жизнь человека. Вырабатываются новые способы чувственного восприятия и новые стили поведения. Высшей ценностью провозглашается эстетический эксперимент, поиск самовыражения.

Модернизм, как явление культуры имел еще одну особенность - элитарный характер, сочетающийся со стремлением переделать общество. Модернисты считали, что культура с ее культом разумного начала и моральной дисциплины ведет в неправильном направлении. Опираясь на новейшую философию и литературу, они утверждали, что неразумные, абсурдные импульсы не только выведут искусство из тупика, но и сделают насыщенной и живой саму жизнь, которая умирает под тяжестью условностей, норм и запретов цивилизации2.

Чтобы понять искусство модерна  нужно понять его философско-эстетические корни. В начале XX века получили распространение новые философско-эстетические направления, каждая из новых школ предлагала свои пути интеллектуального подхода к искусству. Так возникли школы интуитивизма, фрейдизма, экзистенциализма и др. направления. Однако за всем многообразием эстетических направлений просматривались общие тенденции. Это - отказ от разумного, от рассудочного восприятия явлений действительности и абсолютизирование области чувственного, бессознательного познания, стремление доказать, что только художественное творчество может быть абсолютной свободой. "Художника не подгоняет никакая обязанность, на нем не лежит никакая ответственность. Для этого ему открыто безграничное царство возможного, которое не связано никакими реальными условиями".

Модернисты создавали картины  и рисунки, освобожденные от контроля сознания, разрабатывали оригинальные приемы психотехники, извлекая образы из сферы бессознательного. В модернизме господствовал дух философии  абсурда, культ бреда, безумия, который выводился из работ Ницше, Фрейда, Юнга и др. Например, как это практиковали сюрреалисты. Их интересовали те случайные неподвластные контролю разума смысловые сочетания, которые получаются в ходе игр типа "буриме": они по очереди составляли фразы, не зная ничего о тех словах, которые пишут другие участники. Однажды играющие получили в итоге фразу "Изысканный труп будет пить молодое вино". Эта фраза поразила их воображение, ибо она намекала на связи между тремя большими неизвестными: эстетикой, смертью и жизнью. С тех пор сами сеансы автоматического письма стали именоваться в их среде этим абсурдным термином: "Изысканный труп". Практиковаться в "изысканных трупах" означало трансформировать психику и воображение таким образом, чтобы логические связи и моральные запреты цивилизованного человека были сведены к минимуму либо вообще были нейтрализованы. Глубинные, подсознательные, дочеловеческие силы и энергии вызывались из бездны, чтобы оживить мир, задушенный просвещением, религиями, наукой и государством.

Модернизм жестоко ломал старые реалистические понятия, старые разграничительные  линии, многовековую основу искусства3.

Модернизм знаменует собой конец реализма. Он прекрасно понимает, что так  называемая "реальность" есть не больше, чем фантазии реализма: желание реальности и одновременно (или тем самым) ускользание от вопроса о том, каковы условия возможности реальности. Одно из возможных определений модернизма состоит в том, что модернизм - это настойчивый, одержимый, параноидальный подрыв, дестабилизация реальности. На смену солидному, положительному, твердому "опыту" как основе искусства приходит эксперимент и зондаж. Из мира, утратившего реальность, нельзя "извлечь опыт", с ним можно только экспериментировать, его можно только зондировать. Все модернистское искусство является экспериментаторством. Но как любое новое искусство оно было обречено на неуспех. Западные интеллектуалы и артистическая среда отказывалась понимать его. Оно было слишком непонятным, абсурдным, отходила от реальности, от жизни. Это было искусство для немногих, понятное только избранным, в основном художнику. Это было искусство для искусства. 4

Ортега-и-Гассет разделял на понимающих и непонимающих это искусство: "На мой взгляд, с социологической  точки зрения новое искусство характеризуется тем, что делит людей на тех, кто его понимает, и тех, кто не понимает. Иными словами, у одних есть специальный орган для понимания, а у других нет - это две разные породы людей. Новое искусство, по-видимому, не предназначено для всех, как романтизм. Оно изначально обращается к избранному меньшинству - отсюда и раздражение, которое оно вызывает у масс. Когда человеку не нравится произведение искусства, но он его понимает, он чувствует свое превосходство; но когда произведение искусства непонятно, человек раздражается, чувствует себя униженным, у него возникает смутное ощущение своей неполноценности, и он возмущенно стремиться утвердиться перед лицом этого произведения искусства". 5

Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Главное различие между модернизмом и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы, говоря в терминах семиотики, в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики. Авангард затрагивает все три области, делая особенный упор на последней. Авангард невозможен без активного "художественного антиповедения", без скандала, эпатажа6.

Модернизму  это все не нужно. В сфере прагматики модернист ведет себя, как обычный художник или ученый: он пишет свои замечательные картины, романы или симфонии и обычно не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты. Наоборот, для модерниста скорее характерен замкнутый образ жизни, а если модернисты объединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительно тихо и даже академично. 7

Вообще  понятие модернизм тесно связано  не только с искусством, но и с наукой и философией. Недаром многие ранние модернисты (особенно русские) были учеными и философами - Валерий Брюсов, Андрей Белый, Вячеслав Иванов.

Нельзя  не считать проявлениями модернизма в культуре ХХ в. такие ключевые явления, как психоанализ, теорию относительности, квантовую механику, аналитическую  философию, структурную лингвистику, кибернетику и нельзя не считать модернистами Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Альберта Эйнштейна, Германа Минковского, Курта Геделя, Нильса Бора, Вернера, Гейзенберга, Фердинанда де Соссюра, Людвига Витгенштейна, Норберта Винера, Клода Шеннона. 8

Модернизм, если его рассматривать как такое комплексное движение в культуре ХХ в., отталкивался прежде всего от "реалистического", позитивистского мировосприятия ХIХ в. Основные различия между ними в следующем:

1. Позитивизм  стремился к описанию существующей реальности, модернизм стремился моделировать свою реальность (в этом смысле эволюционная теория Дарвина является скорее модернистской, чем позитивистской, во всяком случае находится на границе). 9

2. У позитивизма  ХIХ в была отчетливо заостренная  материалистическая установка - реальность первична.

Для модернизма скорее характерна противоположная  установка: идеалистическая - первичным  является сознание или агностическая - мы не знаем, что первично и что  вторично, и нам это не важно.

3. Для позитивистов  ХIХ в. наиболее фундаментальным было понятие реальности.

Для модернизма понятие реальности растворялось в аллюзиях, реминисценциях, в зеркальных отображениях одного в другом - и фундаментальным становилось понятие текста, который, обрастая цитатами, аллюзиями и реминисценциями, превращался в интертекст, а потом уже, в эпоху постмодернизма, в гипертекст.

4. Для позитивистского  "реалистического" понимания  литературы был, тем не менее,  характерен чисто романтический  конфликт героя и толпы (ср., например, Базарова, Рахметова, Растиньяка и Валентена в произведениях Тургенева, Чернышевского и Бальзака, которые считаются реалистами).

В модернизме этот конфликт рассасывается и вообще идея изображения личности с ее сложными душевными переживаниями уходит на второй план либо возводится в ранг сверхценности красота редуцированного  сознания, как у Фолкнера в "Шуме и ярости" (Бенджи Компсон), или сознание расщепляется, как в "Школе для дураков" Саши Соколова. Если же в произведении все же есть конфликт героя и толпы, как, например, в "Докторе Фаустусе" Томаса Манна, то он проведен нарочито пародийно, как и вся сюжетная канва этого произведения (см. также принципы прозы ХХ века).

Информация о работе Авангардная мода в современном понимании