Деревянное зодчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

Деревянное строительство в России имеет богатые традиции, которые зависят не только от специфических условий сурового климата, но и от уклада жизни, и от умения рубить добротное и красивое жилище. Архитектура таких домов всегда отличалась своеобразием и красотой. Особое искусство работы с деревом позволило русским мастерам создать великолепные памятники зодчества в Кижах, Каргополье и других местах Севера, Западной и Восточной Сибири, многие из которых сохранились до сих пор, демонстрируя высокое мастерство и культуру умения работы топором. В Кировской области, например, известны строения из дерева, построенные в 1805-1810 годах без малейших следов гнили. Применение современных защитных средств древесины еще больше увеличивает срок службы бревенчатых домов и оправдывает затраты на строительство дома.

Содержание

I. БЫТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО
1.1. Материалы………………………………………………………………….2
1.2. Инструменты………………………………………………………………3
1.3. Основа. Скрепление………………………………………………………...3
1.4. Кровля………………………………………………………………………..4
1.5. Храмы. Церкви………………………………………………………………5
1.6. Типы организации построек………………………………………………5
1.7. Типы городских поселений, их архитектурные особенности…………7
1.8. Хоромы……………………………………………………………………….8
1.9. Монастыри………………………………………………………………….9
II. НОВГОРОДЧИНА………………………………………………………….10
2.1. Материалы………………………………………………………………….10
2.2. Архитектурно-конструктивные схемы…………………………………12
2.3. Технология строительства……………………………………………….13
2.4. Инструменты………………………………………………………………13
III. ОБОРОННОЕ ЗОДЧЕСТВО……………………………………………..15
3.1. Оборонительные стены…………………………………………………..15
3.2. Крепостные башни………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Деревянное зодчество.doc

— 611.50 Кб (Скачать)

   В жилых  постройках каркасными частями могут  быть галереи-прикрольки, балконы, крыльца, мезонины и другие, менее объемные формы. В хозяйственных (амбары или житницы) - галереи-навесы. Невозможно перечислить все варианты.

   Разумеется, названные три основные архитектурно-конструктивные схемы в деревянном строительстве  Руси не могут отражать все возможные  и практиковавшиеся варианты. К примеру, жердевые, частокольные, плетнёвые и острожные изгороди, мостовые и собственно мосты, различные конструкции водяных и ветряных мельниц и многое другое.

2.3. Технология строительства

 

   

   Бытовали  два основных принципа.  
     Один заключался в том, что постройка рубилась в лесу, на лесосеке. Бревна размечались зарубками, выполнявшимися топором. Постройка разбиралась, бревна перевозились на нужное место, где сруб собирался.  
     Другой принцип: постройка рубится на том месте, где ей предназначено стоять, рубится из заранее завезенных бревен.  
     В обоих случаях могли прибегать к такому приему: вначале возводятся несколько венцов на высоту, удобную для работы, не прибегая к каким-либо подмостям. Затем плотники снимали верхний венец, раскладывали его на подкладках на земле и продолжали рубку. В зависимости от высоты здания операция могла иметь несколько подобных позиций. После готовности венцы снимались, бревна перевозились на место "стоянки" и собирались в готовый "скелет".  
     Чаще такой прием использовался при строительстве жилых, хозяйственных, реже складских (сараи) и производственных (гумна с овинами или ригами) построек. Церкви часовни возводились сразу на том месте, где им предназначено быть.

   В отличие  от каменных построек, наружные леса при возведении деревянных никогда не делались. Пользовались только внутренними подмостями. Пол и потолок, которые укладывались сразу, служили хорошими дополнительными площадками. При потолках с частыми балками, когда забирка досками могла выполняться на этапе отделочных работ, на балки временно набрасывали несколько досок.

   Наружные  леса мешали бы подъему материала. Подъем бревен велся по наклонным слегам (тонким бревнам), приставленным к  стенам, по мере "роста" постройки  слеги переставлялись верхними концами к верхнему венцу. Подъем велся с помощью пары веревок, называемых ранее канатами. Один конец их привязывался к какой-то жесткой опоре внутри помещения, второй был свободен и использовался плотниками. На землю опускалась обыкновенная петля. Не крупный по толщине (20-26 см) и длине (3 саж - 6,5 м) лес тянули вручную два сильных рабочих. Для более крупных использовали блоки, называемые векшами. (Вспомните белку - векшу, вертящуюся в колесе).

   При необходимости (тяжелый подъем) дополнительно  устанавливали ворот. Ворот - короткое, вертикально поставленное, проворачиваемое  бревно. В основании его и вверху должны быть твердые опоры, например, толстая балка и пара бревен у верхнего конца ворота. На нижней опоре вырубалось не очень глубокое круглое отверстие, соответствующее диаметру стойки. В верхних бревнах такое же, но сквозное. В подвижную стойку врезались крестообразно четыре рукоятки. К стойке крепился конец каната. Петля веревки (точнее двух веревок) подводилась внизу под бревно. Вращая ворот вокруг его оси, рабочие наматывали на стойку веревки, уменьшая их длину и таким образом поднимали бревно наверх. Процесс медленный, зато усилия облегчались более, чем в два раза.

   Разумеется, были и другие приспособления и приемы, о которых мы не знаем. Они предлагались и применялись смекалистыми плотниками.

   2.4. Инструменты.

 

      

   Основным, главным инструментом лесоруба и  плотника, да вообще-то каждого крестьянина и рабочего-горожанина был топор. Он претерпевал со временем изменения в формах размерах. 
     Старые топоры (металлическая главная часть) были невелики: узкое (по длине) лезвие, почти прямые (без вогнутостей) боковые плоскости, небольшое, почти круглое отверстие для рукояти (топорища). Топорище делалось прямым, почти круглым в сечении, с небольшим постепенным утолщением к внешнему концу, длинным (примерно до пояса, если топор поставить на землю). Подобный топор реконструировал и изготовил архитектор-реставратор и одновременно плотник А.В. Попов. Насколько это близко к подлиннику - не берусь судить. Но работать им очень удобно: "Современные, как говориться, ему в подметки не годятся". Коэффициент отдачи заметно выше, нежели у современного. Человек менее устает, поскольку работает, не "изгибаясь в три погибели". Разумеется, такой топор, вернее топор с таким топорищем для других не плотницких работ непригоден.  
     Следующий инструмент - пила. Изобретена давно, что подтверждается находками Новгородской археологической экспедиции. Но это короткие режущие инструменты, годные лишь для столярных работ. Когда же появились инструменты, близкие к современным, - сказать затрудняюсь. Есть, например, документальные свидетельства о том, что при строительстве Валдайского Иверского монастыря бревна на доски пилами "ростирали". Это вторая половина XVII в. Значит двуручные поперечные появились гораздо раньше. 
      Строительство же Иверского монастыря можно считать государственным мероприятием, поскольку инициатива принадлежала патриарху Никону, практически заменявшему царя в отсутствии его по военной надобности. В широких же масштабах, даже в конце XVIII столетия, доски получали путем раскалывания, несмотря на запрещающие указы Екатерины II и штрафы, правда, незначительные. Причем способ этот вряд ли был медленнее. 
      Итак, пилы были поперечные одноручные (для одного человека), называемые ножовками, двуручные (для двух работающих совместно) и продольные всегда двуручные.

    Близким к топорам стоит тесло, предназначавшееся для вырубки желобов, например, потоков к кровлям. Изобретение старое. У тесла основа стоит поперек топорища, слегка изогнута. Изогнуто также и лезвие.

   Скобель. Обязательно двуручный. Бывает двух видов: с прямым лезвием и с  изогнутым. С помощью первого  начисто отделывали (отскабливали) протесанные стены и многие другие части и детали. Второй служил для зачистки вогнутых элементов.

   Черта. Небольшой инструмент, с помощью  которого подчерчивались два элемента (прежде всего бревна) для точной подгонки друг к другу. Один элемент, уже обработанный, служил основой, и на него опирали черту. На втором процарапывали бороздку, проводя инструмент по всей длине предметов.

   Молоток служил для забивки гвоздей. Долото предназначалось для выдалбливания  глухих и сквозных отверстий прямоугольной формы. Использовался иногда и рубанок для получения гладких поверхностей на деталях постройки. Но это преимущественно столярный, а не плотничий инструмент.

     Отвес - тонкая бечевка с привязанным  к ее концу грузом. Служил для  выверки частей сооружения по вертикали. Мог использоваться как причалка, от которой отсчитывались необходимые расстояния по горизонтали и шнуром для отбивки прямой линии на доске, брусе и проч. В последнем случае бечевку натирали головней, обожженной ольховой или березовой палкой. Бечевку закрепляли по концам доски, предварительно туго натянув, поднимали в средней части и, разжав пальцы, резко опускали. Оставалась четкая черная линия, служившая ориентиром плотнику для оттески. Но этим пользовались в редких случаях. Для отбивки линий служил специальный шнур.

   Иногда  применялся угольник (в простонародии - наугольник) - большой прибор, предназначавшийся  для получения или выверки  прямого угла - угла в 90°. Изготовлялся самими мастерами по принципу построения египетского треугольника. Суть его в соотношении трех частей: 3 : 4 : 5. При этом стороны 3 и 4 образовывали прямой угол. Этот прием плотникам был известен очень давно.  
      Для промеров ранее использовалась мерная рейка, равная одной сажени (213 см). На нее наносились деления, равные 3 аршинам (71 см) и вершкам (4,4 см).  

   Редко, но использовались драч и клинья. 
     Драч - широкий, длинный (до 20-30 см) и толстый нож с насаженной на его одном конце под углом длинной рукоятью. Служил для откалывания от бревна драниц, - не обработанных начисто досок. 
     Тому же служил и деревянный чаще сухой березовый клин. Его обычно вытесывали на месте, на строительной площадке или в лесу.

   Это почти  все основное, что представлялось мне необходимым изложить на заданную тему. 

   III. ОБОРОННОЕ ЗОДЧЕСТВО 

   «... Он стоит на угловой вершине высокого берега, подобно высокой горе, над  рекою... Город на горе представляет собой крепость, укрепленную, однако, против набегов только стакетой из еловых деревьев, которые растут наверху  палисадами густо одно к другому, без травы и земляного валу; но на верхушке горы, прямо над рекою, находится острог, сделанный только из дерева; он имеет вокруг себя красивую деревянную стену, в которой бревно лежит на бревне, как строят избы; она достаточно высока, наверху ее находится крытая галерея, в которой вырублены бойницы; внизу такой же системы построена стена с камерами, в которой теперь хранится казна; но если бы пришел неприятель - там могли бы помещаться солдаты; она также имеет 9 красивых деревянных башен о восьми углах, крепко построенных, двое ворот, обращенных к городу, и одни к воде».

   Это образное описание устройства деревянной Тобольской крепости оставил нам неизвестный иностранец-путешественник, посетивший Тобольск в 1666 году. И таких описаний немало. Архитектурный облик русских крепостей, начавших складываться еще в XIII-XIV веках, наивысшего расцвета достиг к XVI-XVII векам. Силуэт деревянного города определялся главным образом его стенами, башнями, культовыми постройками и ландшафтным окружением с которым он был, как правило, органично связан. Сам факт, что город как поселение и город как крепостное сооружение были неотделимы друг от друга, свидетельствует о первостепенном значении в общей композиции города-крепости его стен и башен.

   3.1. Оборонительные стены

   

   Стены не только выполняли защитные функции, они определяли и параметры города, служили своеобразным фоном для  гражданских и культовых зданий. Лишенные декоративных элементов, крепостные стены благодаря четкой и строгой  ритмике членений (тын, городни и тарасы) достигали большой архитектурно-художественной выразительности. Эмоциональное звучание всей композиции усиливали башни. Они еще сильнее подчеркивали ритмическое построение протяженной деревянной стены. Вплоть до XIII века в летописных источниках любая конструкция ограждения имела одно и то же название - город. Эту характерную особенность подметил Сигизмунд Герберштейн: «... ибо все то, что окружено стеною, укреплено тыном или огорожено другим способом, они называют городом». В таком же значении этот термин употреблялся и на протяжении последующего времени, почти до начала XVIII века. Вместе с тем в письменных источниках XVII века распространены и другие термины: «тын», «городни», «тарасы», «острог», означающие конкретный и определенный тип конструкции стены. Термин же «город» в значении крепостной стены употребляется как обобщенное понятие, под ним подразумевается и заплот (лежачий город), и тыновая стена (стоячий город), а не только срубная конструкция.

    Тын - простейший тип деревянной крепостной стены и, пожалуй, наиболее древний. Тыновые стены окружали город, тын устраивался во рву и на валах. В зависимости от постановки тына изменялась и его высота. Естественно, что наиболее высокой стена была в том случае, если ставилась она на ровной местности, и наименьшей высоты был тын, поставленный на высоком, с крутыми откосами, земляном валу. Здесь он скорее играл роль бруствера, нежели стены в значении ограждения крепости. Стрельба при таком устройстве стены производилась поверх тына.

   Высокий тын требовал дополнительных креплений, так как находившаяся в земле нижняя часть бревен быстро загнивала и стена разрушалась. Так, верхотурский воевода в 1641 году сообщал, что острог в Верхотурье был «поставлен тыном, а Тарасов и обламов и никаких крепостей нет, и тот острог весь погнил и во многих местах повалился, а которые прясла и стоят, и те с обоих сторон на подпорах». Надо полагать, что подпорки в виде наклонных бревен ставились сразу же при возведении стен. Часто они острым концом выступали наружу и назывались «иглами». Делалось это с целью воспрепятствовать противнику в преодолении крепостной стены. По-видимому, именно такая стена была сделана в 1684 году в Тюмени. Здесь взамен рубленой поставили стену иной конструкции - «на брусяных иглах с отноги и выпуски». Нечто подобное можно видеть и на плане Тобольска конца XVII века. О существовании специальных подпорок свидетельствует также описание 1703 года Илимского острога, стены которого были длиной 333 сажени, и кругом всего острога стояла 2961 тынина «с столбами и переклады».

   Функции подпорок выполняли и «полати», устраиваемые вдоль стен внутри крепости. Одновременно они использовались для организации обороны с «верхнего боя». Такие полати были простыми по конструкции, удобными и потому - довольно распространенными. Упоминания о них встречаются в росписных списках городов на северных, южных границах и в Сибири. Гораздо более прочной была стена, в которой тын сочетался с элементами срубной конструкции в разных вариациях: тын и поперечные рубленые стенки, поверх которых устраивался настил; срубная сплошная стена небольшой высоты, засыпанная землей и камнями, а поверх нее - тын небольшой высоты; срубная стена небольшой высоты и вплотную к ней - тын обычной высоты; срубные клетки, засыпанные землей с камнями и поставленные вплотную к стене, а поверх клеток - настил.

   Большое разнообразие сочетаний тына и срубных  элементов подчеркивает широкое  распространение тыновых стен в  русских крепостях, чему способствовала также быстрота и простота устройства тына. Среди разновидностей тыновых стен представляет интерес «косой острог», у которого заостренные сверху бревна имели наклонное положение. Такая стена поддерживалась небольшой насыпью изнутри крепости, специальными «козлами» или же пристроенным к стене помостом. Известно, что стенами такой конструкции был огражден Охотский острог, так и называемый вначале - Косым острогом.

Информация о работе Деревянное зодчество