Храмы Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:01, доклад

Описание работы

Индийская архитектура охватывает множество выражений пространства и времени, постоянно сохраняя в себе новые идеи. Результатом всего этого стало развитая архитектура, которая сохраняет преемственность на протяжении всей истории. Некоторые ранние архитектурные произведения найдены у Индской цивилизации (2600—1900 годы до н. э.), которая характеризуется великолепной планировкой городов и домов. Храмы и дворцы Индии отличаются разнообразием размеров и формы - от больших и роскошных до скромных и интимных.

Работа содержит 1 файл

Индийская архитектура охватывает множество выражений пространства и времени.docx

— 18.77 Кб (Скачать)

     Индийская архитектура  охватывает множество выражений  пространства и времени, постоянно  сохраняя в себе новые идеи. Результатом всего этого стало  развитая архитектура, которая  сохраняет преемственность на  протяжении всей истории. Некоторые  ранние архитектурные произведения  найдены у Индской цивилизации (2600—1900 годы до н. э.), которая характеризуется великолепной планировкой городов и домов. Храмы и дворцы Индии отличаются разнообразием размеров и формы - от больших и роскошных до скромных и интимных. Самые древние образцы индийской архитектуры и скульптуры, которые дошли до наших дней – это индуистские, джайнистские и буддистские храмы и ступы. Самые древние архитектурные свидетельства – развалины городов Хараппа и Мохенджо-даро в долине реки Инд на территории современного Пакистана (3 тысячелетие до н.э.). Самые древние каменные культовые сооружения относятся к 3 в. до н.э. (буддистская ступа в Санчи).

      К середине первого тысячелетия нашей эры в Индии стал формироваться характерный стиль индийской храмовой архитектуры. Развитие технологий строительства башен, куполов, арок и сводов привело к появлению монументальных произведений зодчества, многие из которых сохранились по сей день. В разных частях Индии стали строиться храмы с высокими и острыми куполами (шикхара), богато украшенные барельефами и скульптурами с изображениями богов, демонов и других мифических существ (см. храмы в Кхаджурахо с эротическим скульптурами, штат Мадхья-прадеш). Чуть позже свой уникальный архитектурный стиль сложился в Южной Индии – там стали строить индуистские храмы с огромными башнями-воротами (гопура), также богато украшенные скульптурными композициями (см. храм Минакши в г. Мадураи и храмы в г. Канчипурам в штате Тамил-наду).

      С приходом в Индию мусульманских завоевателей в начале 2-го тысячелетия н.э., в страну были принесены традиции персидской и других восточных архитектур. По всей стране стали строить мечети, зачастую из материалов разрушенных индуистских и джайнистских храмов. Эпоха войн и завоеваний простимулировала строительство грандиозных крепостей, внутри которых воздвигались роскошные дворцы. К эпохе правления Великих Моголов относится жемчужина индийской и мировой архитектуры – мавзолей Тадж-Махал в г. Агра.

     Вслед за мусульманскими завоевателями в Индию двинулись европейские колонизаторы, которые принесли с собой европейские архитектурные традиции. На захваченных ими территориях стали строиться католические храмы (в Гоа и др. местах) и жилые кварталы, напоминающие кварталы их родных городов в Португалии, Франции, Англии (в Кочине, Пондичерри, Калькутте и др. местах).

     Современная архитектура Индии также заслуживает упоминания. В стране воздвигаются величественные проекты в смешанном традиционно-современном стиле (например, храмовый комплекс Акшардхам в Дели), а также целые города, в планировке которых иногда принимают участие видные западные архитекторы (например, архитектор Ле Корбюзье, построивший г. Чандигарх).

СИМВОЛИКА ИНДИЙСКОГО ХРАМА


План храма также очень  символичен. Горизонтально гарбхагриха  представляет голову и гопурам ноги божества. Другие части комплекса здания идентифицируются с другими частями тела. Например, ardhamantapa (маленькое помещение перед garbhagrha) - нос; antarala (проход рядом с предыдущим, приводящий в главную мандапу) - шея; различные mantapas - тело; prkaras (окружающий стены) - руки и так далее. Вертикально, garbhagrha представляет шею, башня sikhara  - голова, kalasa (украшение) пучок волос (sikha) и так далее. Храм также представляет Бога в космической форме, с различными мирами, расположенными на различных частях Его тела. Bhuloka (земля) формирует Hisfeet, и Satyaloka (также названный Brahmaloka) формирует Его sikha, и т.д Короче говоря, индуистский  храм представляет этот мир во всех его аспектах, фактическом и тонком. Входной гопурам создает ощущение и символизирует   великолепие внешнего мира. Бордюры и скульптуры на внешних стенах храма, изображающие мир животных и мирскую жизнь обычных людей, сопровождаются сценами от эпической и мифологической литературы, а также религиозными символами и изображениями богов и богинь, должны напомнить зрителям о истинной цели существования, и большом культурном и религиозном наследии.

Внутренне убранство на примере  Кхаджурахо — небольшая туристическая деревня вокруг храмов в Индии (шт. Мадхья-Прадеш). Сохранилось около 20 храмов, крупнейший из которых Кандарья-Махадева.

Внешний вид храмов

В больших храмах боковые  трансепты украшены окном с балконом для вентиляции. Над балконами  размещены роскошные скульптурные группы, которые показывают сцены  из жизни богов. Свет из окон освещает внутренний центральный зал.

Храм с двумя парами трансептов вдоль оси похож на латинский крест. Некоторые из больших  храмов имеют дополнительные святилища  по четырём углам платформы.

У храмов подчёркнуто высокое  основание - платформа-терраса. По её периметру  размещены серии восхитительных орнаментов. Великолепные рельефы сменяют  друг друга, как кадры из фильма о  жизни династии Чандела.

Стены храмов покрыты двумя  и более рядами изысканной скульптуры. Совершенная красота проявляется  в каждой статуе с ее утонченностью, культом изящества и совершенства. Храмовая скульптура – самая притягательная особенность Кхаджурахо.

Над стенами возвышаются  своды, которые состоят из серии  пиков. Древние описания сравнивают их с горной грядой горы Кайлаш или Меру. Высота сводов постепенно увеличивается от самого низкого уровня (располагается над входом портиком) до самого высокого – сикхары (размещается над святилищем). Своды выстроены по одной оси, каждый из них имеет пирамидальную форму.

 

Внутреннее устройство храмов

Элемент стены центрального зала

Вход-портик – продолговатый  проход в вестибюль (мандапу). Он богато украшен круговой гирляндой из камня. Орнамент состоит из любовных пар, красивых цветов и мифических животных. В мандапе пространство расширяется. Вестибюль украшен балюстрадой (какшасаной), резным потолком, колоннами и пилястрами.

Центральный зал (маха - мандапа) – закрытое помещение внутри боковых трансептов. В больших храмах в центре зала размещено квадратное возвышение с колоннами по углам, которое преграждает прямой путь к святилищу. Вход в святилище всегда богато украшен. Внутри святилища находится статуя или лингам бога, которому посвящён храм.

Интерьер храмов поразительно богато декорирован деталями, изобилует  скульптурой. Потолок украшен искусным геометрическим рисунком. Самый знаменитый элемент внутреннего убранства  – поддерживающие фигуры апсар – восхитительных нимф. Апсары, являющиеся шедеврами средневековой скульптуры, изображены в чувственных позах и идеально отполированы. На фасаде святилища чаще всего помещают две или три группы статуй – точные копии с внешнего фасада храма.

 

Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший  вклад в мировую культуру. Прежде всего, необходимо отметить, что вся  Юго-Восточная Азия восприняла большую  часть своей культуры из Индии. В  этом регионе сложились могущественные державы с великими культурами, оставившие такие замечательные памятники  своего величия, как буддийская ступа  Боро-бодур на Яве или шиваитские храмы Ангкора в Камбодже. Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета.

 

Сильное влияние культура Индии оказала на Запад: Гете и  многие другие писатели начала XIX в. читали все переведенные к тому времени  произведения древнеиндийской литературы. Начиная с Гете, большинство великих  немецких философов были осведомлены  в какой-то мере об учениях индийской  философии. Шопенгауэр, оказавший большое  влияние на литературу и психологию, открыто признавался, что находится  под влиянием индийской мысли, и  придерживался истинно буддийских воззрений, монистические учения Фихте  и Гегеля никогда не приняли бы своей формы, если бы не существовало перевода Упани-шад. В англоязычном мире самое сильное влияние Индии испытала Америка, где Эмерсон, Торо и другие писатели "Новой Англии" жадно изучали индийскую религиозную литературу; они оказали огромное воздействие на своих современников и последователей, особенно на Уолта Уитмена. Через посредство Карлейля и других мыслителей немецкие философы оказали воздействие на Англию так же, как американцы — через посредство многих писателей конца XIX в., таких, как Ричард Джефрис и Эдуард Карпентер.


Информация о работе Храмы Индии