История архитектуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 22:01, реферат

Описание работы

Казахстан
№1 Казахстан в эпоху каменного века. Развитие хозяйства и совершенствование орудий труда древними охотниками на территории Казахстана
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень.

Работа содержит 1 файл

history_tickets.doc

— 748.00 Кб (Скачать)

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения.   Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - "отау".

Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер -"курке", составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты "жолама уй", состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и уыков.

Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах - "куйме". Оно покрывалось  тканью, войлоком или кожей разнообразной  окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты - "ошак" служил местом приготовления  пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - "тер" для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось "босага". Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской - "шымылдык".

В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича  и дерна. По материалу изготовления их называли "жер уй", "кирпиш уй". Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Однокамерные дома назывались "шошала" или "тошала".

Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к  полукочевому образу жизни казахов.

Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры - "теке-мет", войлочные ковры с аппликациями - "сырмак", менее -тканые ковры - "кшем". Существовало два вида ковров - безворсовые -"такыр ктем" и ворсовые - "тукт! илем". Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались "туе кюз". 

Утварь  и посуда хранились в подвесных  сумках - "аяк кап", войлочных  коробках - "шабадан", ковровых сумках - "коржын", состоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки - "сандык,". Деревянные предметы - подставки - "жук аяк", коробы для продуктов - "кебеже", вешалки украшались художественной резьбой. 

Одежда, украшения и оружие  

Мужская и женская одежда. В народном костюме  казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных  и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -"тон". Шубы из меха пушных зверей назывались "iшiк" и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - "барша тон". Учиненные шубы с воротом из шкур жеребят - "жаргак тон". Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались "кылка жаргак".

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - "кебенек" и халат из тонкого белого войлока - "каттау". К старинным видам одежды относится также "шекпен" - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - "шапан", шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект  мужской одежды состоял летом  из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного  платья - "кейлек" и безрукавки - "жециз камзол". Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный  и традиционный мужской головной убор - "калпак" из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались "ак калпак", шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - "айыр калпак". Весной и осенью казахи носили шапки - "борiк", круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались "тымак".

Борiк  девушки украшался подвесками и  перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи  шапки назывались "камшэт борiк", вышитые золотом - "алтын борiк", украшенные кораллами - "калмаржан  борiк". Летние легкие шапочки из бархата или парчи - "такия" украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

Из женских  головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - "сэукеле" - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными  монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани- "кимешек".

Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень  высоких каблуках с голенищем  выше колен назывались "шонкайма етик", мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - "6ip така", а также ичиги - "мэсi" из козлиной юфти и галоши - "кебiс" из более плотной кожи. Зимой носили "саптама етiк", бедняки -"шокай" и "шарке".

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - "кебiс". Богатые женщины  носили орнаментированные сапоги "кестелi етiк", туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - "кок сауыр", украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной  деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и  шелка - "белдио>. Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались "шее". У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки - "кур".

Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты "билезик" покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко  использовались накосные украшения - "шашбау" в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой концами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески "шолпы".

Перстни были литые и чеканные, венчики  овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные - "омырауша", "енiр жиек", "бой тумар", застежки к поясам - "iлгек", фигурные бляхи к саукеле - "шылтыр", массивные шаровидные пуговицы - "торсылдак туйме", булавки - "туйреуiш".

При изготовлении женских украшений применялась  различная техника-литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.

Оружие. Разнообразным было и казахское  оружие. Из особой стали делали кривые сабли - "кылыш", палаши - "селебе", мечи - "семсер". Широко использовались шпаги - "сапы", кинжалы - "канжар", длинные ножи с изогнутым клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "бунда пышак". Наиболее распространенным оружием были лук - "садак," и стрелы. Наконечники стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - "найза" имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - "айбалта".

Оборонительное  вооружение состояло из кожаных и  металлических доспех - "сауыт", стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней  Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром - "бiлтелш мылтык", без насечки - "кара мылтык", с коротким стволом - "самкал". Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались "козы кэш", Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины "сойыл" и "шокпар" из березовых жердей, однако во время войны они реже употреблялись. 
 

Пища, посуда и домашняя утварь

Пища - первейшая и основная жизненная  потребность человека. Кроме своей  основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры.

Пища  казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс - "кымыз", из верблюжьего - "шубат". Молоко коров, коз и  овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.

Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - "айран". Смесь  айрана с водой называлась "шалап". Из молока сбивали масло - "сары май". Для длительного хранения масла  его промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок - "карын".

Важное  место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог назывался "курт" и употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне. Изготовлялись другие виды сыров: "сары иримшик", "ак иримшик" и др.

Мучные  продукты использовались преимущественно  зимой. Основной продовольственной  культурой было просо, реже -пшеница  и рожь. Из проса казахи готовили пшено "тары", шедшее на приготовление  пшенной похлебки "тары коже". Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив из него толокно - "талкан". Из пшена мололась мука, готовились пресные просяные лепешки "тары таба нан". Из пшена готовилось также праздничное блюдо "жент".

Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Из него готовили похлебку "бидай  коже", талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек - "таба нан", лапши - "кеспе", обжаренного в сале теста - "бауырсак". Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов - "палау" и кашу "ботка".

Основной  пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась  конина, из которой приготавливали различные блюда - подкожный жир  верхней части шеи - "жал", мясо и жир области крупа - "жая". Из прямой кишки изготовляли "карта", из реберного мяса с под позвоночным жиром - "казы". Колбаса из мяса, других частей туши называлась "шужык".

Баранина  употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо - "ет" - основное блюдо казахов - подавалось как с  гарниром (кеспе, нан), так и без  него. Бульон - "сорпа" употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне, назывались "куырдак,". Говядина в пищу редко употреблялась. 

№31 Борьба казахского народа против джунгарской  агрессии в 17- первой трети 18 вв.   Усиление жонгарской агрессии. В 80-х годах XVII в. походы жонгарских хунтайши на казахские земли возобновились, они стремились овладеть Южным Казахстаном и торговыми городами на Сырдарье, а также территорией, по которой проходили важные караванные пути. Хунтайши Галдан (1671-1699) в 1681-1685 гг. совершил несколько набегов на Южный Казахстан, в результате которых был разрушен город Сайрам.     Его преемник Цеван-Рабтан (1699-1729) продолжал захватнические войны. В начале XVIII в. многочисленные отряды захватчиков продвинулись до р.Сары-Су, часть их войск вторглась в северо-восточные районы Среднего жуза.   Хан Тауке в 1710 г. в районе Кара-Кумов собрал представителей всех казахских жузов для того, чтобы обсудить, как лучше организовать сопротивление. Было создано войско, которое сумело отбросить жонгар на восток.      После реформ начала XVII в. межобщинные и межсословные разногласия редко выходили за рамки судебных разбирательств и никогда не доходили до вооруженной борьбы. Однако в начале XVIII в. резко изменилась внешнеполитическя ситуация.     Особенно ярко это проявилось после смерти хана Тауке в 1715г. Чувствуя, что в связи с растущей жонгарской опасностью роль хана должна вырасти, султанские группировки начали ожесточенную борьбу за место верховного правителя. После долгих споров ханом был избран Каип(1715-1718). 
     Вскоре жоигары возобновили свои походы. В 1716 г. главная часть их войска начала свой поход от реки Или по направлению к Аягузу. Происшедшее весной 1718 г. трехдневное кровопролитие между казахским и жонгарским войсками на р. Аягуз, несмотря на некоторые успехи в первые дни боя, закончилось поражением казахов. Сражение было жестоким, однако несогласованность действий казахских военачальников Абулхаира и Каипа, враждовавших между собой, а также внезапный удар жонгар с тыла разрешил исход боя.     В 1718 г. хан Каип умер, и борьба султанов за верховную власть возобновилась. Наиболее подходящей кандидатурой был молодой энергичный Абулхаир, но бийская верхушка, не желавшая усиления чингизидов, выбрала слабого и безвольного Болата (1718-1729). Однако ставка на общинную демократию в условиях войны не оправдала себя, и Болат перестал контролировать ситуацию в ханстве. В условиях слабой центральной власти часть общин Младшего и Среднего жузов пошла на ограничение своего суверенитета и выбрала ханом Абулхаира (1718-1748). Так начался процесс распада Казахского ханства.     Раскол единого антижонгарского фронта отрицательно сказался на обороноспособности казахского ополчения. Раздоры среди султанской верхушки позволили жонгарским хунтайши нанести казахам целый ряд крупных поражений.     Весной 1723 г. многочисленное войско через горы Каратау вторглось в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападений, они готовились к откочевке с зимних пастбищ. Почти все казахское население здесь было перебито, а оставшиеся в живых вынуждены были бежать, бросив скот и имущество. Актабан шубырыеды.      

Информация о работе История архитектуры