История модерна

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Модерн - cтиль в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "арт нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии и др. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - все тщательно проектировалось в едином стиле.

Работа содержит 1 файл

модерн.docx

— 17.57 Кб (Скачать)

Модерн - cтиль в европейском и американском искусстве кон. 19 - нач. 20 вв. В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "арт нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии и др.

История модерна 

 

Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального  общества. В искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного, индивидуализма, а с другой - искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца X. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса).

 

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был  бельгиец Виктор Орта (1861-1947). В своих  проектах он активно использовал  новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с  потолка, даже дверные ручки - все  тщательно проектировалось в  едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

 

Гауди Каса Мила, БарселонаЕщё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека

 

Утверждая единство стилеобразующих  принципов всего окружения человека - от архитектуры жилища до деталей  костюма, ведущую роль представители  модерна (несмотря на программный отказ  от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств.

 

Наиболее ярко модерн выразился  в архитектуре частных домов - особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Принципиально новым  в архитектуре модерна был  отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера.

 

В модерне было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания; декоративность модерна  заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, порой заставляющим забыть о её утилитарном назначении. Определяющее значение в структуре  здания имело построение внутреннего  пространства, которое отражалось в  ритмической и пластической организации  внешних форм.

 

Фасады зданий модерна  обладают в большинстве случаев  динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России); иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объёмы (постройки И. Хофмана, Й. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля).

 

Некоторые архитекторы модерна  предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру  здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера  и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции).

 

Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов  и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствии этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

 

В каждой стране возникало  свое наименование стиля: В Англии - «Модерн стайл» (новый стиль), в США - «Тиффани стайл» (по имени Луиса Комфорта Тиффани), во Франции - «Ар Нуво», в Германии - «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии - «стиль Сецессион», в Италии - «стиль Либерти», в Испании - «модернизм».

 

Распространению модерна  способствовало проведение всемирных  выставок, на которых демонстрировались  достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на всемирной  выставке в Париже (1900). После 1910 значение модерна стало угасать.

Архитектура модерна

 

Архитектура модерна - Архитектурный  стиль, получивший распространение  в Европе в 1890-1910-е годы. Архитектуру  модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более  естественных, «природных» линий, использование  новых технологий (металл, стекло).

 

Эктор Гимар Вход на станцию метро Порт-Дофин, Париж, 1899.Архитектуру модерна отличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались.

Модернизм

 

Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») - основанная на философии позитивизма парадигма искусственного и подконтрольного разуму изменения социальной среды и социальных отношений. Модернистская парадигма была одной из главных цивилизационных парадигм первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках - это термин «modern». Так как в нашей школе модерн означает стиль предшествующий модернизму, возникает небольшая путаница в терминологии.

Модернизм в архитектуре

 

«Модернизм в архитектуре» - выражение употребляющееся часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин все-таки шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временном промежутке с начала 20-х годов (в Европе) и по 70-80 годы, когда в архитектуре возникли новые тенденции.

 

Кредо модернизма заложено в самом его наименовании ("модерн" значит новый) - это созидание нового. То есть, принципиальная установка  на новизну архитектуры, - как конструктивных и планировочных идей, так и  внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых  строительных технологий. Распространенное образное выражение «модернистские призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

 

Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», - русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже. Основные принципы архитектурного модернизма - использование самых современных строительных материалов и конструкций, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то они отличались явным демократизмом, а то и левизной, - по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

 

Последующий за модернизмом  стиль - постмодернизм, для которого характерен возврат к использованию  элементов традиционных исторических стилей. А также другие направления, в которых усилились черты  иррационального подхода к архитектуре, выразившиеся, например, в более  эмоциональном подходе - в экспрессивных  деформациях форм и конструкций  зданий, в художественной стилизации или же в прямом изобразительно-ассоциативном  подходе.

 

Если для модернизма характерны тенденции декларативности, иными  словами, позиция «архитектор знает  лучше», то для деятелей постмодернизма свойственно снижение «претензий на конечную истину» и более внимательное отношение к заказчику и его  вкусам, в особенности в том, что  касается внешнего вида сооружения.

 

Модернизм в архитектуре  ассоциируется с такими понятиями (движениями), как функционализм, конструктивизм, «новое движение», «интернациональный»  стиль, техницизм (машинизм), минимализм, авангардизм.

 

Основные представители  модернизма - пионеры современной  архитектуры, им принадлежит роль первопроходцев; это - Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер  Гропиус, Рихард Нойтра, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто и некоторые другие.


Информация о работе История модерна