Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:43, доклад
В середине 70-х  гг. в США распространились дискотеки. Здесь парила музыка диско. Ориентированная  на так называемый средний класс, она идеально подходила для отдыха в конце рабочей недели. Танцевальный ритм, незатейливые мелодии и простые  тексты обеспечили диско коммерческий успех. Пластинки продавались огромными тиражами, сотнями открывались ночные клубы (подчас довольно дорогие).  
Однако некоторым  слоям населения такой отдых  был не по карману. И поэтому вполне закономерно, что появилась новая танцевальная музыка, доступная всем – независимо от материального положения. Постепенно она завоевала свою аудиторию. Назвали эту музыку «рэп». Родина рэпа – бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. Именно здесь в начале 70-х гг., преимущественно в латино-американских и афро-американских кварталах, возникло явление, которое позднее стали именовать культурой хип-хоп.
История рэпа
В середине 70-х 
гг. в США распространились дискотеки. 
Здесь парила музыка диско. Ориентированная 
на так называемый средний класс, 
она идеально подходила для отдыха 
в конце рабочей недели. Танцевальный 
ритм, незатейливые мелодии и простые 
тексты обеспечили диско коммерческий 
успех. Пластинки продавались огромными 
тиражами, сотнями открывались ночные 
клубы (подчас довольно дорогие).  
Однако некоторым 
слоям населения такой отдых 
был не по карману. И поэтому вполне 
закономерно, что появилась новая 
танцевальная музыка, доступная всем – 
независимо от материального положения. 
Постепенно она завоевала свою аудиторию. 
Назвали эту музыку «рэп». Родина рэпа 
– бедный район Нью-Йорка – Южный Бронкс. 
Именно здесь в начале 70-х гг., преимущественно 
в латино-американских и афро-американских 
кварталах, возникло явление, которое 
позднее стали именовать культурой хип-хоп. 
Термины «рэп» 
и «хип-хоп» часто употребляют 
как синонимы, что не совсем верно. 
Хип-хоп (hip hop) включает в себя настенные 
росписи – граффити (um. Graffity – «нацарапанные»), 
уникальный по своей пластичности танец 
брейк-данс (break dance), манеру спортивно одеваться 
и, наконец, музыкальное направление рэп 
(rap). 
Ключевая фигура 
в истории рэпа – Кул Ди-Джей 
Херк (Kool DJ Herc). Этот диск-жокей ямайского 
происхождения появился в Южном Бронксе 
в 1967 г. Именно он одним из первых начал 
использовать лупинг (looping, от loop – «петля») 
– циклическое воспроизведение определенного 
звукового фрагмента или сэмпла (sample – 
“образец”). В качестве сэмплов Херк использовал 
брейки (break – «разрыв», «перерыв», «передышка») 
– места в музыкальной композиции, где 
основные инструменты временно умолкают 
и слышны только басы и ударные или одни 
ударные. Из-под рук диск-жокея выходил 
сплошной ритм, под который было удобно 
танцевать брейк-данс, чем с удовольствием 
и пользовались слушатели. 
«Крестным отцом» 
рэпа считают Грэндмастера Флэша (Grandmaster 
Flash, настоящие имя и фамилия 
Джозеф Сэддлер, Joseph Saddler, родился в 
1958 г.). Он перенял технику Херка 
и усовершенствовал ее. Флэп ставил 
рядом с собой два проигрывателя с одинаковой 
записью и попеременно включал их. Пока 
нужный отрывок воспроизводился с первой 
пластинки, диск-жокей имел достаточно 
времени, чтобы отыскать начало данного 
фрагмента на второй. Кроме того, во время 
воспроизведения первого диска Флэш производил 
различные манипуляции со вторым и добивался 
очень интересных звуковых эффектов. Данная 
техника получила название скрэтчинг 
(scratching, от scratch – «царапать», «скрести»). 
В 1976 г. Грэндмастер Флэш решил, что ему 
не помешает напарник-вокалист. (Вокал 
в рэпе под стать музыке – не пение, а быстрый 
ритмичный речитатив.) Опыт удался, и в 
результате Грэндмастер сформировал собственную 
групп «Фьюриос Файв» ( The Furious Five – «Неистовая 
пятерка»). Вскоре вышел ее первый сингл 
«Суперрэпинг» (Super Rappin’). Начало новому 
направлению было положено. 
Рэп действительно 
доступен каждому. Для его исполнения 
не обязательно использовать дорогостоящие 
музыкальные инструменты – 
В 1979 г. Группа «Шугархилл 
Гэнг» (The Sugarhill Gang – «Банда с Сахарного 
холма») выпустила сингл «Восторг 
рэпера» (Rapper’s Delight). Пластинка разошлась 
двухмиллионным тиражом в США 
и заняла почетные места в хит-парадах 
многих стран. С нее начался переход 
рэпа с улиц и дискотек в студии звукозаписи. 
В 1980 г. лучшим диск-жокеем 
Нью-Йорка был признан Африка 
Бамбаатаа (Afrika Bambaataa, настоящие имя 
и фамилия Кевин Донован, Kevin Donovan, 
родился в 1960 г.) Через два года 
вышли его первые синглы «Сенсация 
джаззи» (Jazzy Sensation) и «Планета Рок» (Planet 
Rock). В этих и последующих студийных работах 
Бамбаатаа заложил основы многих танцевальных 
течений конца 80-х гг. 
Рэп-индустрия 
набирала обороты. Брейк-данс вошел 
в моду в Европе. Граффити можно 
было встретить не только в США, Германии 
или Италии, но и в Японии. Хип-хоп стал 
частью массовой културы. Во многом это 
произошло благодаря американскому продюсеру 
Расселу Симмонзу (Russell Simmons). Начиная с 
1983 г. он вывел в свет таких исполнителей, 
как Эл Эл Кул Джей (L L Cool J), группы «Бисти 
Бойз» (The Beastie Boys), «Ран Ди-Эм-Си» (Run DMC), 
«Паблик Энеми» (Public Enemy) и др. 
«Ран Ди-Эм-Си» 
по праву считаются «королями 
рэпа» 80-х гг. Дебютный альбом группы 
появился в 1984 г. и сразу заработал 
«золото». Затем были концертные туры, 
киносъемки, участие в престижных фестивалях. 
Но настоящая известность пришла к музыкантам 
после выхода сингла «Иди туда» (Walk This 
Way, 1986 г.), записанного совместно с группой 
«Аэросмит». Альбом «Ад поднимается» (Raising’ 
Hell, 1987 г.) был распродан в США в количестве 
трех миллионов экземпляров. Он стал первым 
«платиновым» рэп-альбомом и первым диском, 
занявшим верхние позиции в хит-парадах 
рок-музыки. «Ран Ди-Эм-Си» оказались и 
первой рэп-группой, показанной по кабельному 
музыкальному телевидению Эм-ти-ви (MTV); 
музыкантов сфотографировали для обложки 
престижного журнала «Биллборд» (Billboard). 
Еще одна знаковая 
фигура на рэп-сцене – Эм Си Хэммер 
(MC Hammer, настоящие имя и фамилия 
Стэнли Керк Баррелл, Stanley Kerk Burrell, родился 
в 1962 г.). Выросший в глубоко религиозной 
семье, он в действительности не изведал 
той «уличной жизни», о которой пел. Однако 
Хэммер был талантливым певцом и не менее 
одаренным танцором. Его второй диск «Пожалуйста, 
Хэммер, не причиняй им вреда» (Please, Hammer 
Don’t Hurt ‘Em, 1990 г.) разошелся десятимиллионным 
тиражом и оказался наиболее раскупаемым 
альбомом в истории рэпа. А песня с этой 
пластинки – «Это нельзя потрогать» (U 
Can’t Touch This) – завоевала премию «Грэмми» 
в двух номинациях. Эм Си Хэммер доказал, 
что рэп может быть по-настоящему коммерчески 
успешным. 
В противовес коммерческому 
рэпу в начале 90-х гг. появился гангста-рэп 
(gangsta rap – «гангстерский рэп»). Для 
этого течения характерно более 
агрессивное звучание и обилие ненормативной 
лексики в текстах, которые в основном 
посвящены криминальной тематике и нередко 
автобиографичны. Возникновение данного 
течения в первую очередь связано с группой 
«H.B.A.» (N.W.A.). Она сразу привлекла внимание 
не только слушателей, но и правоохранительных 
органов. Песни, главной темой которых 
был секс, насилие и преступный образ жизни, 
оказались предметом официального расследования. 
Вскоре после своего образования группа 
распалась из-за финансовых недоразумений 
с менеджером. 
В 90-х гг. рэп-музыку 
начали классифицировать по региональному 
признаку. Появились термины ист-коуст-рэп 
(East Coast rep – «рэп Восточного побережья») 
и уэст-коуст-рэп (West Coast rap – «рэп Западного 
побережья»). Если в 80-х гг. тон всему рэп-движению 
задавал Нью-Йорк, то к началу 90-х гг. музыканты 
Лос-Анджелеса отказались от следования 
образцам Восточного побережья. Пока восточные 
рэперы оттачивали речевое мастерство, 
западные обратились к экспериментам 
с музыкой. В результате возник особый 
стиль Западного побережья, в котором 
важны и музыка, и текст. К середине 90-х 
гг. центр рэп-движения переместился в 
Калифорнию. 
Программный альбом 
для рэп-сцены Западного 
После смерти Тупака 
Шакура Доктор Дри объявил, что гангстерский 
рэп исчерпал себя, и покинул «Дэт 
Роу». Дри продолжает различные новые 
начинания. Один из его последних подопечных 
– Эминем – самый заметный исполнитель 
на сегодняшней рэп-сцене. 
На Восточном 
побережье большую роль в развитии 
рэп-движения играет Пафф Дэдди (Puff Daddy, 
настоящие имя и фамилия Шон Кумбз, Sean 
Combs, родился в 1970 г.) – владелец фирмы звукозаписи 
«Бэд Бой Энтертейнмент» (Bad Boy Entertainment). 
Главным музыкантом этой фирмы, да и всего 
нью-йоркского рэпа в целом, был Ноториус 
Би Ай Джи (Notorious B.I.G., настоящие имя и фамилия 
Кристофер Уоллис, Christopher Wallce, 1972-1996). Но 
он был убит через шесть месяцев после 
Шакура при схожих обстоятельствах. Второй 
альбом Би Ай Джи, выпущенный уже после 
его смерти, стал шестикратно «платиновым». 
На Восточном 
побережье работают и много независимых 
музыкантов, которые не сотрудничают с 
«Бэд Бой Энтертейнмент». Особенно интересна 
группа «Фьюджиз» (The Fugees). Музыку, которую 
исполняет этот коллектив, критики не 
случайно окрестили «рэп-эклектикой». 
Она представляет собой смесь рэпа с джазом, 
рэггеем и др. 
Рэп стал не только 
голосом нескольких поколений городской 
молодежи, но и колыбелью современной 
клубной культуры. Именно на рэп-вечеринках 
зародилась техника игры, которая 
сейчас повсеместно используется в 
танцевальных клубах; именно на таких 
вечеринках начал формироваться образ 
современного диск-жокея. Можно без преувеличения 
сказать, что культура хип-хоп дала толчок 
развитию всей электронной танцевальной 
музыки 90-х гг. В начале нового твсячелетия 
рэп переживает очередной подъем и, вероятно, 
в будущем подарит своим поклонникам еще 
немало интересных исполнителей. 
Теперь о направлениях 
рэпа. 
Направления рэпа
Hip-Hop
В терминологии 
rap музыки, Hip-Hop обычно относят к культуре 
— рисующей на стенах домов, танцующей 
breakdance и крутящей «винил» в дополнение 
к рэповым рифмовкам — окружающей музыку. 
Как музыкальный стиль, однако, hip-hop относится 
к типу музыки, которая создается, принимая 
во нимание все эти атрибуты. Так как направление 
вращалось на музыкальной сцене достаточно 
давно, чтобы иметь историю своего развития, 
то hip-hop команды стали оглядываться на 
творчество таких old-school мастеров, как 
MCs Kurtis Blow и Whodini, а также DJs Grandmaster Flash и Afrika 
Bambaataa. На самом деле последний всплеск 
популярности (Zulu Nation) произошел в конце 
80-х годов вокруг двух самых известных 
hip-hop исполнителей - De La Soul и A Tribe Called Quest. 
В 90-е годы, когда произошел настоящий 
прорыв в rap музыке, десятки hip-hop музыкантов 
стали возвращаться к истокам old school («старой 
школы»), включая таких андерграунд рэперов 
как Mos Def и Pharoahe Monch.  
Alternative Raр
Alternative Rap относится 
к hip-hop командам, которые отказываются 
следовать любым традиционным 
стереотипам rap, таким как gangsta, 
funk, bass, hardcore и party rap. Вместо этого они 
смешивают различные жанры, добавляя равные 
элементы funk и pop/rock, а также jazz, soul, reggae 
и даже folk. Хотя командам Arrested Development и 
Fugees удалось добиться успеха и заявить 
о себе, большинство alternative rap групп остаются 
в основном музыкантами для alternative rock фэнов, 
а не для hip-hop или pop аудитории.  
 
British Rap
Хотя British Rap можно 
очень редко услышать за пределами 
Великобритании и Европы, этот стиль 
имеет свои собственные традиции 
и стилистику. Хотя в нем нельзя 
найти большого наследия American hip-hop, но 
многие британские рэперы выросли на богатых 
карибских ragga традициях, а затем ввели 
местные наречия в hip-hop стили. Британский 
rap зародился в конце 80-х годов, и в качестве 
трамплина использовал звуковые комбинации 
от Public Enemy. Вскоре многие британские рэперы 
стали подмешивать в свою музыку элементы 
acid-house, - в результате появился музыкальный 
стиль из более «тяжелой» категории, чем 
его американский собрат. Хотя там присутствовали 
блеклые копии, снятые с американских 
рэперов, но лучшие английские hip-hop музыканты 
разделились на три лагеря. Существовали 
такие группы, как Prodigy, смешивавшие hip-hop 
и rave. Были команды, как Leftfield, которые работали 
в клубном стиле hip. А также присутствовали 
такие исполнители, как Massive Attack, которые 
замедляли ритм hip-hop, добавляя acid-jazz, что 
в сумме давало trip-hop. Даже в то время как 
эти три команды продолжали завоевывать 
новые территории, на музыкальной сцене 
было заметно преобладание британских 
рэперов, которые просто копировали американцев. 
 
East Coast Rap
В самом начале 
hip-hop эры, весь rap принадлежал направлению 
East Coast Rap. Все популярные rap исполнители 
раннего периода берут начало 
в районе New York City — легенды «старой 
школы», такие как DJ Kool Herc, Grandmaster Flash, 
Afrika Bambaataa, the Sugarhill Gang, Kurtis Blow и Run-D.M.C. По 
мере развития и продвижения rap стиля, 
он становился более разнообразным и многоликим 
в течение 80-х годов, поэтому музыкальные 
центры стали появляться по всей стране. 
Но, тем не менее, направление East Coast rap 
оставалось доминирующим на протяжении 
80-х годов. Хотя звучание East Coast rap не было 
полностью однородным, но, начиная с середины 
и до конца 80-х годов, этот стиль тяготел 
к более агрессивным битам и комбинациям 
сэмплов, а многие рэперы гордились своим 
техническим профессионализмом в отношении 
текстового наполнения. Другими словами, 
за редким исключением, East Coast rap стал музыкальным 
стилем, предназначенным больше для напряженного 
слушателя, чем для танцпола, что помогло 
превратить этот жанр в уважаемую художественную 
форму, более продуманную и комплексную. 
Типичными представителями этой «золотой 
эры» East Coast были такие исполнители, как 
Eric B. & Rakim, Boogie Down Productions и Slick Rick, все из 
которых отличались лирическим направлением, 
присущим old-school стилю, а также тяжелым 
звучанием EPMD и Public Enemy. На основе East Coast 
начинала свое творчество позитивная 
команда музыкантов Центральной Африки 
«Native Tongues», собранная Afrika Bambaataa. Такие 
группы, как De La Soul, A Tribe Called Quest, the Jungle Brothers 
большинство других нью-йоркских команд 
оказали основное влияние на hip-hop в конце 
80-х годов, так как их можно было без труда 
отличить скорее по музыкальной эклектике, 
чем по географическому расположению. 
В 1989 г. команда N.W.A. выпустила альбом Straight 
Outta Compton, ставший свидетельством тому, 
что West Coast (район западного побережья) 
«ужесточил» свой звук и продолжал работать 
с резкими, уличными темами, а в сочетании 
с возможностью West Coast rap сохранять основную 
функцию этого звука, как party music, - помогло 
сделать это направление доминирующей 
силой в hip-hop в 90-е годы. Дальнейший подъем 
Southern rap показал, что направление East Coast 
rap не могло больше оставаться главенствующим, 
но 90-е годы были ознаменованы успехом 
в этом регионе. В дополнение к Bad Boy, звукозаписывающей 
компании, принадлежащей Puff Daddy и приносящей 
огромные доходы, восточное побережье 
(East Coast) выпустило на сцену целый ряд непохожих 
друг на друга, но очень популярных музыкантов, 
включая виртуозного лирика Nas, электронных 
Fugees and Roots, а также команду Wu-Tang Clan, на которую 
большое влияние оказал hardcore.  
Dirty Rap
Dirty Rap («Грязный 
рэп») - это hip-hop, посвященный исключительно 
теме секса. Отцами основателями этого 
жанра стали музыканты из команды 2 Live 
Crew, которая была одним из лидеров в области 
тяжелого Miami bass. Поэтому именно этот басовый 
стиль лежит в основе dirty rap. Большинство 
композиций dirty rap были просто предназначены 
для вечеринок и «завода» публики, но они 
редко содержали что-то интересное в смысле 
музыки или лиричности.