История права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. Возникновение права.
Тема 2. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).
Тема 3. Библия как древний источник сведений о праве и морали.
Тема 4. Наставления Ману в дхарме.
Тема 5. Устройство древнегреческих городов-государств.
Тема 6. Римское право.
Тема 7. Римское государство.

Работа содержит 1 файл

ПТК по истории гос-ва и права заруб. стран 1..doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН

 Проблемно-тематический курс

Часть 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                 Выполнил студент

                                                                                    первого курса

                                                                                    заочного отделения

                                                                                    юридического факультета

                                                                                    Хакимов Рустем Рашитович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белорецк  – 2010

 
 
 
 
 

Тема 1. Возникновение  права. 
 
 

 Существуют  следующие школы, рассматривающие проблему возникновения: 1. Теория естественного права. 2. Историческая школа права. 3. Социологический подход к праву. 4. Нормативистское направление. 5. Идеологическое восприятие права. 6. Психологическая концепция права. 7. Интегративный подход.

 1. Сущность  естественного права в том,  что есть права, которыми обладают  люди в силу факта своего  рождения (на жизнь, свободу, собственность). В развитии теории естественного права выделяют этапы: стихийный, религиозный, философский, релятивистский.

 2. Историческая  школа заявила о себе в Германии  в начале XIX в. Поводом к ее  возникновению послужил вопрос  об издании для Германии гражданского  кодекса в противовес гражданскому  кодексу Франции. Немецкие юристы (Ф. Савиньи, Г. Пухта) утверждали, что естественное право преувеличивает значение законодательной деятельности. Право нельзя заменить по рецепту Вольтера: уничтожить старые законы и создать новые. Право «не делается», а образуется примерно так, как развивается язык, национальный дух, т.е. эволюционно, самопроизвольно с учетом национальных особенностей.

 3. В  основе социологической школы  права лежит изучение «живого права», т.е. системы правоотношений людей. «Право в книгах» должно быть заменено «правом в жизни». По мнению видных представителей этой школы – С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского и других, право – это не только система официальных норм, но и фактический уклад жизни общества. Ряд американских юристов (Д. Холмс и др.) считали правом то, что создано судом.

 4. В  XIX в. нормативизм развивался в рамках юридического позитивизма, т.е. реально действующего права. Представители этой школы в России считали, что:

право и закон тождественны; право –  это те нормы поведения, которые  взяты под защиту государством; государство является источником права и право – это только функция государства; государственная власть не подвластна закону; государство исторически предшествует праву.

 5. Основной  тезис идеологического восприятия  права – право есть выражение  воли экономически господствующего  класса. Следовательно, основы возникновения права, причины его функционирования нужно искать в материальной и классовой обусловленности. Право как надстройка покоится на экономическом базисе, поэтому право является проявлением экономики. Ядро идеологического восприятия права – марксистский подход.

 6. Основные  идеи психологической концепции  заключаются в следующем: психика людей во многом определяет развитие общества, в том числе его мораль, право; понятие, сущность права обусловливаются психическими закономерностями – в основе эмоции людей, имеющие императивно-атрибутивный характер, т.е. представляющие собой чувства правомочия (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Последнее выступает подлинным регулятором поведения.

 7. Интегративный  подход к пониманию права исходит  из следующего: необходимости объединить в единое понятие признаки права, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики; при выборе признаков следует учитывать: отсутствие некоторых из них делает право несовершенным; учитывать, что содержание и форма предопределяют существенные признаки права. В соответствии с интегративным подходом право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль.

 Соответственно  у каждой школы были свои недостатки и преимущества. Но ни один представитель какой либо школы всегда мог опровергнуть, того факта что право возникло само собой. Мое мнение по данной проблеме состоит в том что право есть результат деятельности, жизни людей. Которые преследуют, созданием каких-либо законов, свободного, неограниченного производства благ для дальнейшего развития деятельности и повышения уровня жизни.

 
 
 

Тема 2. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). 
 
 

 Вавилонского  царя династии Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.) можно считать законодателем древности. Значительным произведением законодательства в те времена считают кодекс законов царя Хаммурапи. Этот законодательный памятник был найден на базальтовом столбе в 1901 г. Французской экспедицией в Сузах. Сохранились 247 из 282 статей. Позднее он был восстановлен. Данный Кодекс регулировал семейно-брачные, служебно-имущественые, коммерческие отношения, наказания, преследовали недобросовестное и небрежное выполнение заказов и услуг. В статьях кодекса четко вырисовываются черты вавилонского общества.

 Статьи  с 1 по 5 содержат положения процессуального характера;

 Ответ на вопрос 3.

 с 6 по 26 - посвящены регулированию имущественных отношений и защиты прав собственности;

 с 27 по 39 - регулируют положение воинов; с 40 по 126 - исковые и долговые обязательства; с 127 по 195 - брачные отношения и наследственное право; с 196 по 214 - защита личности и здоровья; с 215 по 282 - труд и орудия труда.

 Ответ на вопрос 1.

 Решите  юридический казус:

 После смерти Урлама, сына Луму, осталось четверо  детей – двое от жены и двое от рабыни-наложницы. При разделе наследства двое последних потребовали своей доли, однако получили отказ. Какое решение будет справедливым в суде по закону Хаммурапи?

 В соответствии с Законами Хаммурапи раздел наследства может оказаться следующим:

 Вариант А. Если при жизни отец скажет детям, которых родила рабыня: "Мои дети", причислит их к детям супруги, то такие дети будут делить наследство в равных долях, но дети супруги должны выбрать и взять свою долю первыми (§170 З.Х.).

 Вариант Б. Если при жизни отец не скажет детям, которых родила ему рабыня: "Мои дети", то после смерти, дети рабыни не могут делить с детьми супруги достояние отцовского дома. Рабыня и ее дети должны быть отпущены на свободу, дети супруги не могут предъявлять к детям рабыни претензии об обращении в рабство(§171 З.Х.).

 Ответ на вопрос 4.

 В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Государство уже к III тысячелетию до н.э.  в Египте существовало. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов.

 Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы -"вардум" составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получает за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

 Государственный строй Древне-вавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления- восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат.

 Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием  сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной  деятельности, приступил к ней  в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана  на 2-м году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерские судебники, новое законодательство.

 Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний.

 Ответ на вопрос 2.

 Уголовное право подразделяло уголовные преступления по следующим основным видам преступлений: против личности, против семейных устоев, особые воинские преступления, преступления против порядка отправления правосудия. А т.к кража и грабеж были направлены против личности, не будем забывать время которое мы рассматриваем, то наверное разделять уголовные санкции не имело смысла да и данное законодательство было ведь первоначальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 3. Библия как древний  источник сведений о праве и морали. 
 
 

Ответ на вопрос1.

 На  мой взгляд это моральные заповеди, которых нужно придерживаться в  помыслах, действиях, поступках. Потому что юридическими нормами и принципами решения споров и конфликтов они  не могут быть, т.к. противоречат хотя бы Нагорной проповеди Иисуса Христа. В законниках древних стран конечно были статьи, смысл которых был примерно: "око за око, ушиб за ушиб ..." и т.п., но со временем это исчезло из правовой культуры развитых стран.

 Ответ на вопрос 2.

 Возникновение державы опирается на какую-нибудь религию, которая впоследствии становится мировой. Хотя на сегодняшний день нельзя сказать , что религия движет обширными массами , взять любое государство мира. На мой взгляд религия сегодня - это вера во что-то, что поможет человечеству обрести новые темпы развития, не оставляя конечно же за рамками и духовное развитие как общества в целом так и индивидов.

 Ответ на вопрос 3.

 Воля  божества прописана в тех источниках которыми руководствуются непосредственно  в храмах любых религий. А право никогда не должно противоречить естественным правам человека, а естественные права человека прописаны в Библии, Коране и др. религиозных писаниях, таким образом право никогда не должно противоречить воле божества. Ведь Бог (какой бы он формации не был) создал на земле жизнь, Бог ее и отнимет, если ему это будет угодно. А человечеству необходимо жить, трудится и создавать на благо самого себя те атрибуты, которые необходимы для его жизнеспособности. 
 
 

Информация о работе История права