Модернизм в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование стиля модерн как одного из феноменов мировой культуры, анализ его эстетических принципов и культурных оснований.

Работа содержит 1 файл

Ready1v_Модернизм.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт- Петербургский государственный

 университет  гражданской авиации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА»

на тему:

 «Модернизм  в архитектуре» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Выполнила: Сидорчук А.В.

                                                                                             Проверила:Турыгина М.О. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург 2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 

Введение

 

     Актуальность исследования. Модерн (от фр. moderne, — новый, современный) — наименование стиля, который получил широкое распространение в искусстве конца XIX начала XX веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия — отсюда и название.

     В течение короткого срока, пережив  периоды становления, расцвета и  угасания, этот стиль, тем не менее, охватил искусство многих стран  и оставил заметный след в различных  национальных культурах. В каждой стране складывается свое название стиля. В Бельгии, Франции — "Ар-Нуво", в Англии - "Новый стиль", в Австрии - "Сецессион", в Италии - "стиль Либерти". Немецкий "Югендстиль" - производное от названия журнала "Юность" известного в Мюнхене. В Испании модерн называли "модернисмо", в России же - "стиль модерн".

     Наследие  стиля модерн многолико, сложно, содержит не только неоспоримые ценности, художественные открытия, но и свидетельства неразрешенных  эстетических противоречий. Это наследие нельзя оценить лишь только позитивно или негативно. Оно требует более гибкого и многогранного подхода.

     Противоречивая  природа стиля модерн послужила  причиной того, что до сих пор  отношение к нему не устоялось, не приобрело полной определенности. Некоторые культурологи и историки искусства воспринимают его лишь как проявление упадка буржуазной культуры, не делая при этом различия между модерном и модернизмом. Другие исследователи считают, что модерн не решил последовательно те задачи, которые стремились поставить художественные направления более раннего времени. В иных случаях о нем просто забывают при воссоздании общей картины эстетиче-

     ских  исканий в истории искусства  в XIX - XX веках, не принимают во внимание его вклад в культуру.

     Актуальность  работы обусловлена необходимостью/ расширить и углубить культурологические представления о природе и сущности стиля модерн. Выбор темы задан востребованностью эстетических принципов этого стиля в настоящее время, когда остро встает проблема формирования среды человека, эстетизации быта, целью которой является стремление привнести "красоту" в жизнь.

     В последние годы качество осмысления модерна поднялось на новую ступень. Всесторонний интерес к искусству  модерна, к духовной атмосфере его  эпохи, философии, принимает бурный, и в какой-то степени, всеобщий характер. На новом уровне начинается открытие, и освоение универсализма эпохи модерна, наследие которого в течение почти столетия было от нас сокрыто. Во всей полноте оно приходит к нам только сегодня.

     Степень изученности проблемы рассматривается в рамках историографического исследования. В настоящее время существует много литературы о стиле модерн. Чаще всего она посвящена стилю в целом, его общей характеристике. Исследователи касаются искусствоведческих проблем, обращаются к анализу творчества отдельных художников модерна, однако всеобъемлющего эс-тетико-культурологического исследования этой проблемы не существует. Попытка выявить культурологические основания стиля позволяет классифицировать работы, посвященные данной тематике:

     — труды философов и культурологов, задавших общее понимание терминов "стиль", "культура", их феноменов, использованных при разработке категориально-понятийного  аппарата исследования, его основных теоретических положений. Здесь  необходимо

     назвать работы: Д.С. Лихачева, О. Шпенглера., А.Ф. Лосева., В.Ф. Асмуса, Л.Н. Столовича., М. Овсянникова, Э.С. Маркаряна, Г. Вельфлина, А.В. Гулыги, М.С. Кагана., Ю.Б. Борева и др., показавших сложность и многозначность понятий «культура», «стиль», «направление», их соотношение с другими эстетическими и культурологическими категориями, процесс образования стиля в культуре;

     исследования, предпринятые самими мастерами Ар-Нуво, касающиеся разработки принципов нового стиля, путей его развития, проблем  линии, вопросов графики и иллюстрации, особенностей зрительного восприятия, его связи с художественным образом, законами цветового спектра. Среди художников модерна, оказавших значительное влияние на формирование теоретической основы стиля, важная роль принадлежит А. Ван де Вельде, У. Моррису, Э. Галле, М. Клингеру, У. Крейну, В. Орта и др.;

     первые  крупные и обобщающие работы, посвященные  стилю в целом, написаны, в основном, зарубежными учеными Э. Ми-хальски, Ф. Шмаленбахом., СИ. Мадсеном, X. Хофштеттером и др. В них намечается исторический подход к стилю, определяются географические границы Ар-Нуво, его структура, сущность, проблемы формообразования, построения композиции, пространства, иконография;

     можно отметить и исследования модерна  в различных видах искусства  в графике Д. Глейсберга, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Р. Шмутцлера, живописи М. Валисса и др.;

     в трудах отечественных авторов: А.А. Федорова-Давыдова, Л.П. Монаховой, B.C. Турчина, Е.А. Борисовой, Т.П. Каждан, Г.Ю. Стернина, Е.И. Кириченко модерн рассматривается в его национальном варианте в архитектуре и изобразительных искусст-

     вах, также исследователи обращаются и к общим проблемам стиля;

     современные исследования модерна, в основном, представлены именами таких авторов как  И. Светлов, Д.В. Сарабьянов, Я. Крастиньш, Н. Харрис, Р. Бокляр, П. Витлич, Р. Деметричи и др.;

     каталоги  к выставкам картин, которые содержат исследовательские статьи, затрагивающие  как историю, так и проблемы модерна.

     Анализ  исследовательской литературы показывает, что в основном предпринимались попытки исследовать феномен "модерн" с позиций философии и искусствоведения. Отсюда, проблема нашего исследования:

     Явление модерна было эксплицировано в широком  круге философских, литературоведческих, искусствоведческих работ, что очерчивало его контуры как художественно-эстетического явления. С позиций настоящего времени представляется, что в научных работах уделяется недостаточное внимание осмыслению его целостности как социо-культурного феномена, характерологическим чертам и структуризации модерна.

     Настоящая работа посвящена выявлению основополагающих особенностей модерна, наиболее ярко представленных в его стилевых признаках и  культурных основаниях.

     Объектом  данного исследования является культура модерна, охватывающая не только искусство, но и культуру в целом: традиции, ценности, мировоззрение, деятельность, быт, поведение, нравы.

     В качестве предмета исследования выступают  сущность, структура! стиля модерн, характерные особенности этого  стиля в культуре.

     Целью работы является исследование стиля модерн как одного из феноменов мировой культуры, анализ его эстетических принципов и культурных оснований.

     Реализация  указанной цели предполагает постановку и последовательное решение следующих  задач:

     выявить культурно-историческую специфику модерна в процессе его становления и развития;

     раскрыть  понятие «стиля» художественной культуры применительно к Ар-Нуво и рассмотреть культурные основания  стилевых особенностей модерна;

     проанализировать  содержание основных эстетических категорий  стиля модерн и его эстетику в целом;

     сформулировать  и ввести определение «стиля жизни» Ар-Нуво;

     исследовать проблему интеграции искусства и  жизни в стиле модерн.

     Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения и принципы, теоретические понятия, разработанные в культурологии,эстетике и искусствоведении.

     Исследование  опирается на диахронический, синхронический, сравнительно-исторический методы. Ведущим  принципом анализа стал - принцип  историзма. Такой подход обеспечивает корректность эстетико-культурологических обобщений, позволяет рассматривать эстетические категории не механистически, а в процессе их исторического становления, объективно оценивать тенденции развития культуры, способы взаимодействия художественных эпох, их историческую преемственность.

     Наряду  с этим особо следует выделить методологию структурно-функциональных и семантико-семиотических исследований связанных с именами/ Ч. Морриса, Ч. Пирса, Э. Кассирера, А. Уайтхеда и  др. Их положения примененные в  данной работе помогают проникновению внутрь исследуемого предмета, вычленению его структурных элементов, внутренних взаимосвязей, раскрытию смысла произведения.

     Наиболее  важными в методологическом аспекте  для данного исследования стали  работы тех авторов, внимание которых  было привлечено к анализу художественной культуры рубежа веков (Г.Ю. Стернин, B.C. Турчин, Д.В. Сарабьянов, Е.И. Кириченко и др.), а также работы, в которых исследуются принципы эстетики новейшего времени (Б. Христиансен, Н. Гартман и др.).

 

  1. История стиля модерн
 

     В русском модерне, особенно в зодчестве и в прикладных видах творчества,  можно различить несколько течений. Первое из них непосредственно связано с творчеством Абрамцевского кружка, которое во многом подготовило переход к стилевым принципам модерна, но само ими еще не обладало. Второе направление во многом опиралось на приемы стилизации, выработанные амбрамцевскими художниками. Но его важная особенность – сочетание этих приемов с объемно-пространственными, живописно-пластическими и линейно-графическими поисками общеевропейского Art Nouveau.  Подчеркнутым гипертрофированием национальных форм древнерусского зодчества и произведений народного искусства авторы обращались и к историческому наследию русских мастеров и к современному «духу эпохи».

     В архитектуре в основном это течение оказалось ведущим и определяющим.

     Но  были и  случаи, когда модерн в  России выражал явное влияние  художественных западноевропейских школ. 

     Возникает проблема, касающаяся сущности стиля  модерн, - проблема его зарождения. Нередко  истоки модерна в России связывают с идеями и воздействием западноевропейских школ модерна (что, безусловно имело место), но существует и другая точка зрения, по которой стилевые признаки будущего «нового стиля» возникли в творчестве отдельных русских мастеров стихийно, почти неосознанно, не следуя уже готовой эстетической концепции, а наоборот, создавая на практике закономерности «нового стиля». Истина, как это обычно и бывает, находится где-то посредине. Как и любая европейская художественная  школа, русская школа шла к модерну собственным (иногда явным, иногда более скрытным) путем. Существует  типологическое сходство между отдельными художественными школами, что во многом способствовало формированию тех межнациональных особенностей, которые впоследствии позволили именовать модерн международным, «космополитическим» стилем. Но формирование этих общностей модерна в каждой художественной школе опиралось первоначально на собственный опыт национального искусства.

 

  1. Общее понятие модернизма

     Многообразие  художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов - все это затруднило поиски общих определений модернизма. И все же к столь несхожим явлениям, как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм и прочее - современники применяли одно и то же название. Термин «модернизм» происходит от французского слова «modernizme» (от лат. modernus - новый, современный). Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство». Модернизм - собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, реализмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Первые модернисты - это люди, жившие в конце XIX в., взращенные всеобщим кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризисного старого мира.

Информация о работе Модернизм в архитектуре