Модернизм в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование стиля модерн как одного из феноменов мировой культуры, анализ его эстетических принципов и культурных оснований.

Работа содержит 1 файл

Ready1v_Модернизм.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Большую роль в  формировании интерьеров стиля модерн сыграло появление электричества  в 1900 году. Искусственное электрическое  освещение оказало влияние на цветовидение интерьеров. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам - выразительность.

Несомненное завоевание модерна - целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к  ансамблевому их решению. Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных проемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы - ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической, характерной для модерна прорисовке.  
         Модерн трактует стену не только как конструктивный и статичный по определению элемент. В эпоху модерна были заложены тенденции приближающегося к скульптуре выражения пластики стены в архитектурном объеме. Окна стали органичным выражением стиля. Впервые оконные и арочные проемы, их заполнения и декор становятся одинаково важной составляющей стиля как для фасада, так и в интерьере зданий.

Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора  Виктора Орта. Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна как стиля, - универсальный  магазин - наиболее интересен. Он требовал применения больших остекленных поверхностей. Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин "Инновассион", построенный Орта в Брюсселе в 1901 году. Сплошь остекленный, с металлическими переплетами, фасад этого здания освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей и объединяющую лестницу.

Знаменитый дом  Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского  университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. В этом же стиле были построены еще два особняка - Эйтвельд и Сольвейг. Современников, которые совершали специальное паломничество в Брюссель для знакомства с творчеством Орта, поражали безордерность фасада особняка Тасселя, металлические переплеты больших окон эркера, как бы слившиеся с фасадом.   

В особняке Тассель Орта впервые применил линию, названную "удар бича". Она явилась образным выражением напряжения металла, воплощением нервного, напряженного духа эпохи, его эмблемой. Изящество ее изгиба стало образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.

В Германии новый  стиль распространился несколько  позже, чем в других странах Европы. Он получил название "югендстиль" ("Югенд" - художественный журнал, вокруг которого группировались сторонники этого течения). Программной постройкой немецкого модерна можно по праву считать фотоателье "Эльвира" (1897-1898) архитектора Августа Энделя.

Как и в других странах, с появлением железобетона получило развитие строительство крытых рынков, выставочных павильонов, залов  для празднеств. Были созданы оригинальные пространственные решения фасадов и интерьеров с широким применением стекла и металла.

Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). Его "Железный дом" - выставочный павильон -был  сооружен на строительной выставке в Лейпциге в 1913 году, в виде поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся объемов, увенчанных куполом. Каждая грань павильона отделена широкой полосой металла и со стороны воспринималась, как гигантская остекленная клетка. Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название "Стеклянный дом", представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы.

В творчестве архитектора Ганса Пельцига (1869-1936) заметна подчеркнутая экспрессивность. Это вертикали больших окон в построенном им конторском здании (1911) в Бреслау, ритмически разнообразные по размеру и очертаниямокна промышленной химической фабрики в Леобане, близ Познани.

Архитектурное течение ар-нуво внесло в архитектуру  Франции свежую струю поиска и, что  было особенно существенным, оказалось  первым стилистическим течением, порвавшим  с подражательскими стилями. Первый салон под название "Ар-нуво" открылся в Париже в 1895 г. Здесь соседствовали живопись и скульптура (Роден), прикладное искусство, стекло Галле и Тиффани, ювелирные изделия Лолика, графика Бодслея, Брэдли, Макинтоша.

Главным представителем модерна в архитектуре Франции  был Гектор Гимар. В 1899 году он получил заказ на строительство станций парижского метрополитена. В этих необыкновенно легких, повторяющих органические формы павильонах из стекла и металла, сочетание конструктивных и декоративных элементов было особенно удачным.

Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена. Отто Вагнер, выразитель идей "сецессиона", руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств, стремился к созданию нового стиля, который избавился бы от повторений прошлого и был созвучен времени. Станции метро, спроектированные и построенные Вагнером, отличаются простотой и чистотой линий модерна, изящно очерченными линиями оконных и дверных проемов, большими плоскостями остекления, использованием металла.

 

 

3.2. Модернизм и мастера модерна в Петербурге

     В архитектуре Петербурга появился новый  стиль - модерн, когда капитализм на рубеже XIX-XX вв. перешел на завершающую  стадию - империализм.

     Новый стиль в Петербурге развивался с  конца 1890-х и до 1910-х годов.

     Для раннего периода модерна свойственно криволинейность очертаний, стилизованный рисунок, текучесть форм. В отделке широко использовались мозаика, скульптурный рельеф, художественный металл, майолика и витражи.

     Зрелый  модерн связан с рационалистичностью, строгостью, изысканной сдержанностью.

     Выдающимися мастерами петербургского модерна  были В. В. Шауб, К. К. Шмидт, Р. Ф. Мельцер, Г. В. Барановский.

     Группа  зодчих - Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубарь, И. А. Претро - примыкала к "северному" модерну - своеобразному  варианту стиля, в котором функциональная логика сочетались с мощной пластикой объёмов, романтичной трактовкой образа, живописным силуэтом, богатой палитрой естественных и искусственных материалов.

     В формах нового стиля было создано  одно из оригинальных произведений монументальной скульптуры - памятник "Стерегущему" (автор К.В.Изенберг).

     Сторонники  модерна стремились к всеобщему  обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных средств  выразительности, к органической целостности  сооружений, то есть к внутреннему единству функций и образа. Поиски новизны переплетались с романтической стилизацией средневекового зодчества.

     Василий Васильевич Шауб (нем. Wilhelm Schaub) родился 1 января 1861 года в Санкт-Петербурге в семье академика архитектуры, Василия Ивановича Шауба (1834—1905). Отец был его первым наставником, который сумел воспитать у юноши любовь к архитектуре. В 1879 году Ш. окончил школу Святого Петра (реальное отделение) и поступил в Императорскую Академию художеств на отделение архитектуры.

     После окончания Академии художеств в 1885 году Ш. поступил на службу архитектором в страховое общество «Саламандра» где благодаря отцу сразу же начал получать заказы и часто работал вместе с ним.

     Первая  работа Ш. в Петербурге — перестройка  корпуса мебельной фабрики Ф. А. Мельцера (наб. р. Карповки, 27).

     Среди других ранних работ Ш. решенных в  формах эклектики можно отметить:

     1888—1889 — Особняк К. К. Шредера,  Петроградская набережная, 32

     1893—1894 — Церковь Святого апостола  Петра в Лахте (совместно с  В. И. Шаубом)

     1898 — Особняк М. Э. Бонштедта, 5-я  линия Васильевского острова, 32

     1890—1891 — Доходный дом на 5-й линии  Васильевского острова, 20

     1895 — Доходный дом на Стремянной  улице, 13

     Шауб  — один из первых проводников стиля  модерн в Санкт-Петербурге, ориентировавшийся на немецкий «югендстиль». К работам в этом направлении можно отнести:

     1898—1900 — Особняк А. Л. Франка, 21-я  линия Васильевского острова, 8а

     1899 — Особняк И. Е. Ритинга,  Кронверкский проспект, 79/1

     1901 — Доходный дом М. М. Горбова,  Каменноостровский проспект, 20/10

     1901—1902 завершение строительства доходного  дома А. М. Васильева, Гатчинская  улица, 11 (начат В. В. Корвиным-Круковским)

     1903—1904 — Лавка И. А. Алферова, Садовая  улица, 23

     1901—1906 — Каменоостровский проспект, 13, 16, 20 — ансамбль жилых домов на пересечении Каменноостровского проспекта и Ружейной улицы (улицы Мира) (нынешняя Австрийская площадь).

     1904—1912 — Доходные дома на Большом  проспекте Васильевского острова, 46; улице Рылеева, 21 и 23; Гангутской  улице, 16; улице Кропоткина, 19/8.

     Позднее использовал приемы неоклассики, примерами  чего могут служить:

       «Дом Антоновой» — Большой проспект Петроградской стороны, дом № 74. 1912—1913 год, неоклассицизм, арх. В. В. Шауб.

     1912—1913 — Доходный дом на Большом  проспекте Петроградской стороны, 74

     1912—1913 — Доходный дом на Малом  проспекте Петроградской стороны, 85 (Ординарная ул., 11)

     1913 — Доходный дом в переулке  Талалихина, 3

     1913—1914 — Доходный дом на набережной  реки Фонтанки, 121

     Два наиболее характерных московских памятника  работы Шауба:

     1902 — Доходный дом персидского  подданного Аджи-Мамед Усейн Ага  Аминезарба, Старая Басманная улица, 15 корп. 1 (копия петербургского проекта  архитектора К. Э. Макензена)

     1899—1901 — гостиница «Петергоф» на  углу Воздвиженки и Моховой

     Кроме того, архитектором были созданы и перестроены следующие дома в Санкт-Петербурге:

     1897 год — Зверинская улица, 6 —  перестройка (расширение) здания.

     1909-1910 год — четырёхэтажный доходный  дом Изотовых на 7-ой линия Васильевского  острова, 32.

     После октября 1917 Ш. работал архитектором ряда промышленных предприятий.

     До  настоящего времени в городе сохранилось  около 70 спроектированных и построенных  им зданий. Умер Василий Васильевич Шауб 25 сентября 1934 года и похоронен  в им же спроектированном семейном склепе на Смоленском лютеранском кладбище.

     Шмидт К.К., (1866-1945), арх.

     ШМИДТ Карл Карлович (1866, СПб. - 1945), архитектор, акад. архитектуры (1906). Окончил АХ (1893). С 1896 служил при Мин-ве юстиции. В "кирпичном  стиле" построил особняк В. В. Тисса (Съезжинская ул., 3, 1897-98) и здание жен. Александринского приюта (Большой просп. В. О., 49/15-51/17), в формах протомодерна - здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже (Б. Морская ул., 24, 1899-1900), в стилистике раннего модерна - особняк и контору П. П. Форостовского (4-я линия В. О., 9, 1900-01), собств. доходный дом (Херсонская ул., 13/12, 1901-02), дома Г. А. Шульце (ул. Куйбышева, 22, 1901-02) и С. С. Ленца (13-я линия В. О., 16, 1902). Предельной строгостью и лаконизмом отличается фасад здания жен. гимназии Э. П. Шаффе (5-я линия В. О., 16, 1907) - одно из лучших произведений рациональной ветви модерна. По проекту Ш. начато стр-во Половцова дачи. Влияние неоклассики прослеживается в доходном доме Л. Л. Кенига (Кронверкский просп., 77/2, 1911-12). Ш. - автор производств. зданий чугунолитейного и механич. з-да "Г. А. Лесснер" (Выборгская наб., 23-25, 1897-99), механич. з-да "Новый Лесснер" (Выборгская наб., 47, во дворе), зданий т-ва Невской ниточной мануфактуры (Выборгская наб., 19, 1898-99; Лифляндская ул., 3, 1900, во дворе), комплекса зданий телефонного з-да "Л. М. Эриксон и Ко" (Б. Сампсониевский просп. 60 / Гельсингфорская ул., 2, 1899, 1910-13). В Павловске Ш. выстроил собств. дом, б-цу и электростанцию, в Царском Селе - дворец княгини О. В. Палей. С 1920-х гг. жил и работал в Германии.

     Роберт-Фридрих  Мельцер (1860—1943) — русский архитектор-художник, архитектор двора.

Информация о работе Модернизм в архитектуре