Міський інтер`єр: благоустрій площ, вулиць, редизайн фасадів. Європейський досвід

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 02:11, реферат

Описание работы

Во всем мире за сохранение и реставрацию памятников архитектуры модернизма приходится бороться. Отчасти проблема заключается в том, что люди просто не считают модернистcкие здания важной частью своего наследия. Однако осуществление нескольких показательных реставрационных проектов и включение ряда модернистских построек в Список всемирного наследия привело к тому, что гораздо больше людей стали понимать ценность архитектуры этого периода. В ходе реставрации памятников модернизма в Европе накоплено большое количество информации, которая может оказаться полезной для реставрационных проектов, готовящихся в настоящее время в России.
Пожалуй, наибольшее значение для российских специалистов имеет опыт Германии. Подходы и методы, выработанные при реставрации комплекса Баухауза в Дессау, могут быть взяты за основу при реставрации памятников русского авангарда, так как материалы и методы строительства во многих случаях были практически идентичными, и к тому же климатические условия в Германии и России не слишком сильно отличаются.

Работа содержит 1 файл

Міський інтер`єр.doc

— 110.50 Кб (Скачать)
 

Міністерство  освіти та науки, молоді та спорту України

Київський національний університет будівництва  і архітектури 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Міський інтер`єр: благоустрій площ,

вулиць, редизайн фасадів.

Європейський  досвід. 
 
 
 
 
 

Виконала: ст. Гр.. АБС-53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Київ 2011 
 
 
 
 

Опыт  реставрации

Во всем мире за сохранение и реставрацию памятников архитектуры  модернизма приходится бороться. Отчасти  проблема заключается в том, что  люди просто не считают модернистcкие  здания важной частью своего наследия. Однако осуществление нескольких показательных реставрационных проектов и включение ряда модернистских построек в Список всемирного наследия привело к тому, что гораздо больше людей стали понимать ценность архитектуры этого периода. В ходе реставрации памятников модернизма в Европе накоплено большое количество информации, которая может оказаться полезной для реставрационных проектов, готовящихся в настоящее время в России.

Пожалуй, наибольшее значение для российских специалистов имеет опыт Германии. Подходы и методы, выработанные при реставрации комплекса Баухауза в Дессау, могут быть взяты за основу при реставрации памятников русского авангарда, так как материалы и методы строительства во многих случаях были практически идентичными, и к тому же климатические условия в Германии и России не слишком сильно отличаются.

Здание Баухауса в  Дессау было спроектировано архитектором Вальтером Гропиусом как «манифест» Баухауза, первого института современного дизайна и центра мирового авангарда. Школа просуществовала недолго (с 1919 по 1932 г., когда она была закрыта нацистами), но ее влияние ощущается и по сей день. Построенное в 1925-1926 годах здание было частично разрушено в 1945 и реконструировано в 1976. В 1996 году здание Баухауса и дома мастеров (ведущих преподавателей) были включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В том же году была принята концепция всесторонней реабилитации зданий.

Перед началом реставрационных  работ было предпринято детальное  исследование истории зданий, а также  тщательный анализ их состояния к тому моменту. Оригинальной технической документации практически не сохранилось, поэтому главным источником информации стал анализ самих построек. В обсуждении концепции реставрационного проекта участвовали все стороны: эксперты, местные власти и владелец. Проект реставрации основного здания Баухауза разрабатывала команда из двух архитектурных бюро: одного местного, расположенного в окрестностях Дессау и хорошо знакомого со зданиями Баухауза, и одного швейцарского, обладающего опытом реставрации памятников модернистской архитектуры. Это сотрудничество оказалось очень плодотворным.

Архитекторы и менеджеры  проекта руководствовались в  своей работе Венецианской хартией 1964 года, в которой говорится, что  «консервация и реставрация памятников имеют целью сохранение памятников как произведений искусства и как свидетелей истории». При таком подходе здания рассматриваются как палимпсест или «историческое свидетельство». Например, реставраторы не стали полностью уничтожать следы реконструкции 1976 года, поскольку считают, что недавние дополнения допустимы, если они не начинают доминировать в общем впечатлении от памятника. Моника Маркграф, главный архитектор реставрации, пишет: «Вмешательство в подлинную материальную субстанцию здания проводились только там, где это было абсолютно необходимо, так как каждое вторжение приводит к дальнейшим утратам подлинного материала. По этой причине многие из воссозданных в 1976 году окон были сохранены, несмотря на то, что их форма проще, чем у оригинальных. Они были в хорошем техническом состоянии, и внимательному взгляду видно, что они относятся к позднему строительному периоду.

Автором цветового  решения здания Баухауза был Хиннерк  Шепер, разработавший также схему  окраски дома Наркомфина. Чтобы не повреждать первоначальный красочный слой, большую часть поверхностей покрыли тонким слоем штукатурки, близкой по составу и структуре к оригинальной известковой побелке. Таким образом, подлинная штукатурка и краска сохранены и защищены от дальнейших разрушений, а цвета первоначальной покраски воспроизведены поверх защитного слоя.

Огромное количество материала, образовавшегося в результате этого тщательного анализа здания Баухауза и Домов мастеров, теперь собрано в архиве, который может  стать основой для классификации  и оценки архитектуры модернизма.

В Великобритании самыми удачными примерами реставрации  памятников модернизма считаются здание Айзокон-билдинг в Лондоне (Уэллс  Коутс, 1933-1934) и Павильон де ла Варр в  Бексхилл-он-Си (Эрик Мендельсон и Серж Чермаефф, 1935).

Айзокон-билдинг можно рассматривать как британский аналог дома Наркомфина. Оно тоже представляет собой экспериментальный многоквартирный дом с коммунальными зонами и в нем тоже использованы экспериментальные стройматериалы (бетон для основной конструкции и фанера для внутреннего оборудования). Компания Isocon была дизайнерской фирмой, созданной в 1931 г. в Лондоне Джеком и Молли Причард. В здании должны были располагаться рассчитанные на одного жильца квартиры минимального размера под названием «изотипы», оборудованные фанерной мебелью от Isocon. Это здание считается одним из тех британских объектов, в которых с максимальной строгостью выдержаны модернистские принципы жилищного строительства с их акцентом на простоте, прогрессе и чистоте. Как и на крыше дома Наркомфина, на крыше Айзокон-билдинга имеется пентхаус. В предвоенные годы в этом доме жили такие деятели международного авангарда, как Вальтер Гропиус, Марсель Брейер и Ласло Мохой-Надь.

Айзокон-билдинг –  памятник архитектуры, но на протяжении многих лет после войны оно пребывало в небрежении. Причарды не могли выполнять необходимые ремонтные работы и продали здание в 1969 г. В 2000 г. местный совет объявил конкурс на его реставрацию. Был создан Трест Айзокон, который в 2003 г. начал реставрационные работы. Здание к тому времени уже было в плохом состоянии. Было решено сохранить его функцию как жилого дома. Чтобы привести квартиры в пригодное для жилья состояние, понадобилось восстановить бетонные конструкции, заменить асфальтовые герметизирующие покрытия и изоляционные материалы. Интерьеры были отреставрированы, и теперь в них подлинные элементы обстановки и отделки соседствуют с копиями. Поверхности были отчищены и восстановлены. Металлические оконные рамы были заменены копиями. Была создана новая система отопления. Снаружи здание было заново оштукатурено и перекрашено вновь в первоначальный цвет – очень бледно-розовый.

Павильон де ла Варр в Бексхилл-он-Си стал воплощением  мечты мэра города, социалиста графа  де ла Варра: ему хотелось, чтобы  на морском побережье стояло общественное здание, воплощающее идеалы Современного движения. Оно должно было стать первой в Великобритании крупной постройкой на сварном стальном каркасе и первым общественным зданием, спроектированным и построенным согласно принципам Интернационального стиля. К вытянутому по горизонтали павильону органично примыкает великолепная эллиптическая лестница Мендельсона. В элегантных интерьерах Чермаеффа сочеталась отделка буковой пробкой, белым линолеумом и кремовой плиткой терраццо. Здание освещалось шарообразными лампами, созданными в Баухаусе.

К 1940 г. модернизм уже  утратил свои позиции в архитектуре  приморских зданий, а под воздействием влажного климата это изящное  здание начало разрушаться. Металлические  элементы отделки павильона стали  ржаветь, а краска – осыпаться. Подобно многим другим зданиям, построенным модернистами, для сохранности этого павильона требовались идеальные погодные условия и регулярный уход, однако ни того, ни другого ему не досталось. Из-за экономических трудностей, сопровождавших начальную стадию разработки проекта, Мендельсон отказался от использования нержавеющих бронзовых оконных рам. Сталь, которая была выбрана взамен бронзы, ржавела на соленом морском воздухе.

В шестидесятые годы были сделаны пристройки к зданию, а в 1989 г. был создан Благотворительный Фонд Павильона де ла Варр, призванный обеспечить будущее этого сооружения. Из-за проникновения влаги и отсутствия температурных швов внешний слой штукатурки осыпался; стальная конструкция здания сильно проржавела; многие оригинальные элементы, включая большинство оконных рам, утрачены.

Проект реставрации  был разработан бюро Джона Макаслана  и представителем местного ведомства  охраны памятников в тесном сотрудничестве с «Обществом Двадцатого столетия». Было решено, что здание сохранит свою функцию центра искусств, но уже не местного, а регионального. Это означало, что потребуются новые помещения – большинство пристроек, появившихся за годы жизни павильона, были сделаны ради расширения административных помещений. Марк Кэнната, глава Отдела исторических зданий бюро John McAslan and partners, пишет: «Чтобы и далее использовать павильон как общественное здание, нужно было разработать меры помимо тех, что нужны были для его консервации».  Это означало, что здание могло сохраниться к том случае, если к нему будут сделаны дополнительные пристройки, а интерьеры приспособлены к новому использованию. В конце концов, власти поддержали идею нескольких отдельных павильонов, расположенных в уровне первого этажа и дополняющих, а не имитирующих главный павильон.

Была отремонтирована  значительная часть существующей конструкции  здания, включая стальной каркас, оригинальную штукатурку и кое-что из сохранившегося остекления и оригинальных внутренних отделки и оборудования. За счет изменения планировки павильона была создана новая галерея на первом этаже; были восстановлены оригинальная веранда-солярий и терраса на крыше. Выходящие в сторону океана окна были заменены копиями, а пропорции и высота потолка главных помещений павильона, измененные в 1960-х годах, были возвращены к исходным.

Наконец, один образцовый международный реставрационный  проект осуществляется и на российской почве. В течение последних 13 лет  по инициативе финского Комитета по реставрации  библиотеки Виипури тщательно восстанавливается  здание городской библиотеки в Выборге (Алвар Аалто, 1927-1935). В работе, получившей одобрение российских властей, участвуют финские специалисты. Реставрация ведется с учетом принципов управления объектами Всемирного наследия. Цель состоит в том, чтобы восстановить архитектурные достоинства здания, одновременно приспособив его к современным потребностям библиотеки.

Библиотека Виипури  – одно из самых важных творений Аалто: здесь он впервые использовал  плоские крыши со световыми люками, и смело экспериментировал со сталью как материалом для колонн, оконных и дверных рам. Построенное на финской территории, отошедшей в 1944 г. к Советскому Союзу, здание надолго было заброшено и открыто воздействию стихий, пока в 1955 г. его не восстановили, чтобы разместить в нём городскую библиотеку. Из-за отсутствия оригинальной документации и других сложностей строительные работы, проведённые в то время советскими реставраторами и архитекторами, нанесли ущерб архитектурной ценности здания (пропорции и материалы отличались от оригинальных), и большую часть сделанного тогда пришлось уничтожить в ходе недавней реставрации. Впрочем, некоторые изменения – например, советский дизайн вестибюля – были оставлены.

История проекта началась в 1991 г., когда было достигнуто согласие между российским и финляндским реставрационными комитетами. В 1992 г. было опубликовано международное воззвание с призывом поддержать ремонт библиотеки, которое подписали ICOMOS, DOCOMOMO, Международный союз архитекторов (UIA), несколько архитектурных школ и специалистов. В 1994 г. начались реставрационные работы, а в 1995 г. библиотека получила статус памятника архитектуры.

Этика консервации  превыше всего ставит аутентичность. Прекрасной иллюстрацией этого принципа является реставрация стальных входных  дверей выборгской библиотеки: даже при том, что они были в плохом состоянии и ими почти не пользовались, подлинный материал был сохранен в максимально возможной степени и только части рамы были обновлены. Утраченные дверные ручки из латуни и дерева были воссозданы по оригинальным чертежам, старым фотографиям и по образцу других ручек, спроектированных Аалто для санатория Паймио.

Затянувшиеся из-за проблем с финансированием сроки  реставрации обернулись возможностью для натурных экспериментов. Например, в 1998 году, к столетию Аалто, был установлен опытный образец волнистого деревянного потолка в лекционном зале. Этот прототип изготовлен отделом плотницких работ Института кустарных промыслов и прикладных искусств г. Хейнола в ходе научно-исследовательской работы по изучению оригинальной конструкции потолка. За последующие два года стало ясно, что гладкие швы опытного потолка не выдерживали перемен влажности в помещении. Осенью 2000 года были найдены оригинальные модели потолка, в которых использованы шпунтовые соединения, и теперь потолок планируется восстанавливать именно таким способом.

Все вышеупомянутые реставрационные проекты являются первопроходческими. Вместе с тем, все  они обнаруживают такие черты, как верность принципу аутентичности и международным хартиям реставрации и консервации; понимание того, что вмешательство в подлинную материальную ткань постройки ведет к дальнейшей ее утрате; понимание того, что реставрационный проект должен отвечать потребностям здания в современных условиях, а также того, как важно создать сильную рабочую группу из архитекторов, историков, планировщиков, инженеров, архивариусов и специалистов по охране наследия. Разумеется, каждый новый реставрационный проект ставит новые проблемы, но если реставраторы будут следовать этим принципам и изучать опыт других проектов, можно будет надеяться, что здание выиграет, а не проиграет от реставрации. 

РЕДИЗАЙН  ФАСАДА 10 HILLS PLACE В  ЛОНДОН

Информация о работе Міський інтер`єр: благоустрій площ, вулиць, редизайн фасадів. Європейський досвід