Оскар Нимейер

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:10, доклад

Описание работы

Соединив принципы архитектуры Ле Корбюзье и культурную реальность Бразилии, буйную чувственность тропиков и своего родного города – Рио-де-Жанейро, Оскар Нимейер (род. 15 декабря 1907 г.) создал оригинальный архитектурный стиль, основанный на пластической свободе и пышности формы, полностью используя потенциал железобетона как основного строительного материала.

Работа содержит 1 файл

Оскар Нимейер.docx

— 16.29 Кб (Скачать)

Соединив принципы архитектуры Ле Корбюзье и культурную реальность Бразилии, буйную чувственность тропиков и своего родного города – Рио-де-Жанейро, Оскар Нимейер (род. 15 декабря 1907 г.) создал оригинальный архитектурный стиль, основанный на пластической свободе и пышности формы, полностью используя потенциал железобетона как основного строительного материала.

Уже в 1940-е годы, в  своем проекте спортивно-развлекательного комплекса в Пампулье, Нимейер поразил мировое архитектурное сообщество, отказавшись от господствовавшего в то время формально-рационалистического направления модернизма и обратившись к архитектуре, полной фантазии и неожиданных решений.

В 1960-е архитектор занялся проектированием главных  общественных зданий новой бразильской  столицы, Бразилиа, на сегодняшний день – самого сложного и завершенного ансамбля модернизма в мире, имеющего статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. С того момента и до сегодняшнего дня Нимейер создал множество  замечательных проектов – как  для Бразилии, так и для других стран; все они принадлежат к  более лиричному направлению  модернизма, основанного на пластической чувственности.

В формальном отношении  Нимейер адаптировал основы «интернационального  стиля» к экзотической и исконно  барочной реальности тропиков, разработав ряд решений, основанных, главным  образом, на широком использовании  криволинейных форм. Самый важный вклад Оскара Нимейера в современную  архитектуру заключается в его  приверженности идеям творческой свободы, высокой оценке индивидуального  таланта и понимании того, что  архитектура, прежде всего, является главным  способом художественного выражения  превосходства Человека. Красота  для Нимейера – инструмент эстетического  воздействия, утверждающий себя, как  политическая воля. Этот профессиональный выбор находит отзвук и в его  личной идеологии, долгое время определявшей его общественную и частную жизнь  в сложный период политической истории  Бразилии.

Нимейер постоянно  выступает за сглаживание экономических  и социальных противоречий, характерных  для капиталистического общества и  особенно ярко проявляющихся в развивающихся  странах. Поэтому вся жизнь Нимейера-архитектора  тесно связана с жизнью Нимейера-интеллектуала, выступающего в защиту интересов  не только Бразилии, но и всей Латинской  Америки, что сближает его с политическими  лидерами, как Фидель Кастро и, в последнее время, Уго Чавес.

XX век, несмотря  на всю его неоднозначность  и трагичность, подарил человечеству  немало гениев искусства. Пожалуй,  последним из гениев, кто видел  практически всё прошлое столетие, остался великий бразильский  архитектор Оскар Нимейер. Правда, есть определённое количество  скептиков, не считающих архитектуру  искусством – но их мнение  меняется, как только они видят  творения бразильского маэстро  железа и бетона.

Нимейер уже в  молодости определился с тем, в чём же состоит его призвание  – в 27 лет он закончил Национальную художественную школу по специальности инженер-архитектор. Двумя годами ранее он стал сотрудничать с известным бразильским архитектором Лусио Костой. Именно под его руководством Оскар сделал первые шаги на архитектурном поприще. Нимейер стал одним из основных проектировщиков здания министерства образования и здравоохранения, явившегося после окончания строительства в 1943 году одним из первых в мире зданий нового индустриального стиля. Первой же по-настоящему самостоятельной работой мастера стал бразильский павильон на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

В середине 1950-х годов  архитектор начал разработку своего, пожалуй, самого знаменитого проекта, целого комплекса правительственных  и общественных зданий в столице  государства, городе Бразилиа. Во многом благодаря архитектурным находкам Нимейера (а также оригинальной планировке города) Бразилиа до сих пор считается  своеобразным городом-музеем или городом-галереей под открытым небом.

Оскар Нимейер никогда  не скрывал своих левых политических взглядов и в 1945 году открыто вступил  в Коммунистическую партию Бразилии. Из-за этого в 1960-е годы он был  вынужден покинуть страну и переехать  во Францию, так как ко власти в Бразилии пришли праворадикальные силы. Однако к 70-м годам политическая обстановка изменилась и Оскар вернулся на родину. На протяжении последних десятилетий и до настоящего времени Нимейер не оставлял работу и спроектировал множество зданий по всему миру. Начиная с 1970-х годов профессиональные и общекультурные круги всего мира признали несомненный талант бразильского архитектора, что выразилось во множестве присуждённых ему премий и наград. В 2005 году, в возрасте 98 лет, Нимейер снова женился, на этот раз на своей секретарше, которая моложе его на 38 лет.

Список зданий, построенных  Оскаром Нимейером, огромен. При  столь большом количестве творений уместно не называть отдельные здания, а выделить этапы творчества великого мастера, благо более чем 70-летний срок его рабочей активности позволяет  это сделать. Итак, специалисты выделяют несколько этапов в развитии архитектурной  концепции Оскара Нимейера.

Первый этап – 1940-1943 годы. В это время Оскар участвует  в создании ряда правительственных  зданий, в которых сочетаются как  собственно бразильские, так и универсальные  элементы, им свойственны, по словам самого мастера, неожиданная игра прямых и  изогнутых линий. Уже тогда Нимейер  смог решить непосильную для многих современных архитекторов задачу по успешному совмещению формальных элементов  и функциональных композиционных принципов  в объединённых конструкциях.

Второй этап – 1943-1953 годы. Для этого времени для  творчества Нимейера характерен поиск  новых художественных возможностей, что привело к определённому  органичному формализму. Намечается отчётливая тенденция к привнесению  в архитектуру поэтических мотивов, соединению архитектуры со скульптурой  и сочетание зданий с природным  ландшафтом. Помимо этого, большое внимании мастер уделял развитию своих инженерно-технических возможностей, изучению возможностей использования в строительстве новых материалов, прежде всего железобетона.

Третий этап – 1953-1965 годы. Этот этап охватывает время работы Оскара над архитектурным ансамблем  города Бразилиа. После периода «затишья»  и поисков собственной манеры Нимейер резко уходит от традиционной архитектурной культуры первой половины XX столетия и становится своеобразным экспрессионистом в строительстве. Ряд зданий в Бразилиа (кафедральный собор, здание Национального конгресса, дворец правосудия, здание прокуратуры  и так далее) явились словно отражением параллельной реальности, глубин человеческого подсознания, некоего магического ритуала. Абстрактность и символизм построенных менее полувека назад зданий Бразилиа поставили их в один ряд с архитектурными памятниками, имеющими тысячелетнюю историю.

Четвёртый этап – 1965-1989 годы. После вынужденного переезда в Европу Нимейер более пристально знакомится с архитектурным наследием  античности, что приводит к новой  ступени в его творчестве. Оригинальность идей и неординарность формы не исчезают, но теперь они не просто акт самовыражения  художника. Теперь архитектурные новшества  Нимейера приобретают более строгие  технические тона и более ярко выраженную гражданскую позицию  творца – он создаёт не просто красивые здания, он создаёт здания для общества, для народа. Это совершенно очевидно при ознакомлении со штаб-квартирой  французской компартии в Париже или с домом культуры в Гавре.

Пятый этап – с 1989 года по наши дни. Теперь мастер оттачивает свой творческий почерк, продолжая  соединять в проектируемых зданиях  индивидуальный символизм и подчёркнуто общественный характер сооружений. Оскар несколько охладел к общественно-политическим зданиям, обратив основное внимание на культурные и мемориальные постройки (к примеру, здание Музея современного искусства в Нитерое или мемориал «Латинская Америка» в Сан-Паулу). Новыми чертами стали возвращение к использованию национальных элементов и расширение масштабов строительства, создание крупных объектов, включающих в себя комплексы зданий.

Информация о работе Оскар Нимейер