Основные правила проектирования городских насаждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:11, доклад

Описание работы

При проектировании всех категорий городских насаждений необходимо стремиться к тому, чтобы размещение зданий, площадок и прочих сооружений на территории данного объекта, направление и ширина дорог, характер и сочетание различных типов посадок, расположение фонтанов, скульптур и других элементов декоративного оформления, а также уровень инженерного благоустройства территории обеспечивали бы наиболее полное использование данного объекта по его целевому назначению и давали полноценное решение в архитектурно-художествен-ном отношении.

Работа содержит 1 файл

Основные правила проектирования городских насаждений.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

3) создание изолированных растительностью  спортивных площадок и площадок для игр детей;

4) применение посадок для организации  движения пешеходов и транспорта, а также для изоляции сооружений  подсобного назначения.

По  жилым районам индивидуальной застройки:

1) затенение растительностью обращенных  на юг, юго-запад и запад фасадов жилых домов (особенно важно в южных широтах);

2) использование растительности в  качестве ограждений усадьбы  индивидуального пользования;

3) соответствие типа посадок на  усадьбе со стороны улицы общему  принципу озеленения данной улицы.

По  участкам при детских садах:

1) создание плотных посадок по  всему периметру участка;

2) выделение при помощи растительности  площадок для отдельных групп  детей, а также площадок хозяйственного  назначения;

3) создание тени на площадках  для игр и сна детей;

4) исключение из ассортимента растений видов с колючками и ядовитых.

По  участкам при школах:

1) создание плотных посадок по  всему периметру участка;

2) размещение на участке площадок  для спорта и игр, опытных  и показательных посадок и  посевов огородных и плодово-ягодных культур;

3) организация при помощи растительности  затененных мест для отдыха  и прогулок;

4) использование насаждений для  организации движения по участку  и изоляции сооружений хозяйственного  назначения.

По  территориям больниц:

1) создание при помощи растительности затененных и открытых площадок и аллей, пред

назначенных для проведения лечебных процедур и  для прогулок больных и выздоравливающих;

2) применение растительности для  разграничения территории на  отдельные участки вокруг лечебных  корпусов различного профиля;

3) использование растительности для  изоляции участков хозяйственного  и подсобного назначения, а также  для организации движения по  территории больных, персонала,  специального и хозяйственного  транспорта;

4) организация плотных защитных  посадок по всему периметру территории.

По  защитным зонам:

Для защиты от ветра и шума:

1) размещение защитных зон на  высших отметках рельефа в  виде нескольких параллельных  полос;

2) создание ступенчатого по высоте  поперечного профиля посадок;

3) увеличение плотности посадок путем включения в их конструкцию кустарников.

Для защиты от снега и пыли:

1) создание посадок максимальной  высоты и плотности;

2) включение в ассортимент вечнозеленых  растений.

Для защиты от загрязнения воздуха:

1) чередование открытых пространств с плотными смешанными массивами деревьев и кустарников;

2) включение в ассортимент наиболее  стойких к аэрозолям растений.

Один  из существенных вопросов при проектировании—  это определение удельного веса различных элементов озелененной  территории, т. е. застройки, дорог, площадок, насаждений, водоемов.

В каждом отдельном случае соотношение  размеров этих элементов можно изменять в зависимости от назначения объекта, размещения его в плане города, посещаемости, природных условий  и т. д.

Однако  для ориентировки рекомендуются показатели баланса территории различных категорий городских насаждений, приведенные в табл. 9.

К числу основных вопросов проектирования относится структура собственно насаждений на озелененной территории и прежде всего, количество деревьев и кустарников на единицу площади.

В практике проектирования принимают  обычно количественные показатели, приведенные  в табл. 10.

Территория, не занятая деревьями и кустарниками, отводится под газоны и цветы. Причем по площади цветочного оформления обобщение данных практического опыта и теоретических расчетов позволяет рекомендовать нижеследующие средние нормы удельного веса цветочного оформления (в % к общей площади озелененной территории): в парках площадью более 10 га— 1%, до 10 га — 2%; в городских и микрорайонных садах — 2%; в скверах и на бульварах — 3—5%; в прочих категориях насаждений (за исключением защитных зон) — 0,5%.

Парки, скверы, бульвары, озелененные участки  при различных учреждениях и  другие зеленые насаждения должны быть благоустроены, а также приспособлены и оборудованы в зависимости от их назначения для проведения культурно-просветительных мероприятий, прогулок, отдыха, спорта, развлечений и т. д. Одновременно парки, скверы и прочие озелененные территории должны являться подлинными произведениями искусства.

В советской архитектуре, и в частности  в садово-парковой архитектуре, имеются  серьезные достижения. В нашей  стране построены прекрасные общественные здания, красивые и удобные жилые  дома, созданы замечательные парки, бульвары, скверы.

Перед советскими архитекторами, инженерами, художниками, скульпторами и другими специалистами в области садово-парковой архитектуры стоит большая благородная задача— добиться, чтобы парки, сады, бульвары, скверы и другие озелененные территории по своему художественному облику были достойны нашей великой эпохи. Для достижения этой задачи советские специалисты все успешней овладевают единственно правильным творческим методом — методом социалистического реализма. Однако, все эти специалисты должны не только добиваться высокого архитектурно-художественного качества сооружений, но и позаботиться о создании возможностей для наилучшего использования их по назначению. Поэтому каждое предложение проектировщиков должно быть подкреплено и обосновано глубоким анализом конкретной обстановки и требований эксплуатационного характера.

Наиболее  важный и ответственный момент при  проектировании различных элементов  озеленения города — выбор правильного  решения композиции зеленых насаждений. При этом необходимо искусно подобрать  и разместить на территории все элементы, в совокупности составляющие данную категорию зеленых насаждений: дороги и площадки; растения (деревья, кустарники, цветы и травы); различные сооружения (павильоны, беседки, мосты, ограды); предметы декоративного оформления (фонтаны, скульптуры, вазы).

Принятие  правильного композиционного решения  всего объекта в целом и  каждой отдельной детали требует  от специалистов высокого художественного  мастерства и разносторонних знаний, в первую очередь знаний определенных архитектурно-художественных законов, которым подчинена композиция зеленых насаждений. Должны быть учтены: объемы сооружений и растительности; их форма, цвет, фактура, изменения в зависимости от времени года и природных явлений (дождь, облачность, сильный ветер), а также от освещения (игра света и тени). Необходимо создать наиболее эффектные виды и перспективы, искусно использовать рельеф местности. Все эти вопросы надо решать не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом.

Очень важно методически правильно  организовать весь рабочий процесс проектирования: собрать исходные материалы, проанализировать их, тщательно обследовать участок.

детально  изучить комплекс требований по эксплуатации объекта.

Например, если предстоит разработать проект озеленения участка при школе, требуется выяснить следующее:

а) где удобнее разместить вход на участок  и как лучше организовать хозяйственный  въезд на него; б) какого рода занятия  с учащимися проводятся на открытом воздухе (какие виды физкультурных  занятий и с каким количеством  школьников одновременно; необходимая площадь для занятий по естествознанию); в) каких размеров площадь должна быть выделена для хозяйственного назначения (гараж, склад инвентаря, сарай для топлива и т. д.); г) где расположены входы в здание и какое количество учащихся пользуется каждым из них; д) как намечается использовать участок во время перемен, а также до и после школьных занятий.

У районного или городского архитектора, а также путем обследования проектировщик  должен выяснить, как могут влиять на пришкольную территорию участки, прилегающие к ней, например, расположенное  поблизости промышленное предприятие (источник сильного шума); какие изменения намечаются в планировке и застройке района.

При составлении схемы размещения на пришкольном участке предусмотренных  программой элементов должны быть учтены все моменты эксплуатационного  характера, а также все особенности территории. Например, мичуринский участок нельзя располагать в тени, падающей от здания школы, так как он должен быть достаточно освещен; на него придется завозить растительную землю, удобрения, поэтому надо обеспечить к нему удобный подъезд.

Проектировщик обязан учитывать нормы по размещению каждого элемента и по его размерам (например, нормы по размещению, размерам и ориентации по странам света  спортивных площадок).

Затем необходимо проверить соответствие намеченного размещения различных объектов графику движения по участку и распорядку проведения занятий (нельзя, например, расположить мичуринский участок рядом с площадкой для гимнастики, если занятия по физкультуре и ботанике будут проходить одновременно, так как одна группа учащихся будет мешать другой).

В результате такой предварительной  работы проектировщик создает ряд  вариантов размещения на участке  всех необходимых элементов и  выбирает вместе с педагогами наилучший  вариант (если же, например, предстоит  размещение объектов в жилом квартале, активными помощниками будут живущие в этом квартале граждане).

Выбрав  наилучший вариант схемы планировки участка, проектировщик решает, где  и какие будут размещены растения, учитывая при этом назначение растений на каждом участке территории, а также декоративные и биологические свойства различных видов и форм растений.

Например, в целях изоляции пришкольного участка  от прилегающих улиц и жилых кварталов  намечается создание живой изгороди по всему внешнему периметру участка. При ее •проектировании возникают следующие вопросы:

1. Выбор конструкции живой изгороди, т.е. будет ли она состоять  только из деревьев или деревьев  и кустарников (если, предположим,  школьный участок огражден решетчатой  оградой — металлической или  деревянной —, то наиболее плотная живая изгородь может быть создана при посадке параллельными рядами деревьев и кустарников; если же ограда глухая, то можно обойтись посадкой только деревьев), а также сколько рядов растений надо предусмотреть в зависимости от необходимой плотности живой изгороди и от ширины полосы, отводимой под изгородь (если пришкольный участок больших размеров и в силу различных обстоятельств — сильные ветры, соседство шумной улицы или промышленного предприятия и т. д. — желательно изолировать его живой изгородью максимальной плотности, то следует применить посадку деревьев и кустарников в два ряда и более).

2. Выбор видов и форм растений. Для создания живой изгороди  максимальной плотности наиболее  подходящими будут деревья с  густой кроной. Следует учесть  и высоту деревьев, выбор растений по 3T0viy признаку определяется несколькими факторами: если изгородь должна защищать от ветра, то чем выше она будет, тем большее пространство она защитит от ветра и тем шире будет полоса падающей от нее тени, что может иметь значение при размещении на участке таких объектов, как плодово-ягодный сад, огород, цветник. Для кустарников определяющие факторы— их высота, плотность, а также теневыносливость, так как они будут размещены под кронами деревьев. Решить этот вопрос поможет анализ конкретных условий.

3. Система размещения растений: с  какой стороны по границе участка  (внешней или внутренней) будут  посажены деревья и с какой—  кустарники; на каком расстоянии  друг от друга будут размещены  ряды растений и растения в  рядах. По этому вопросу, в зависимости от конкретных условий, может быть несколько вариантов решения (деревья и кустарники с широкими кронами придется размещать реже, чем растения с более узкими кронами; если нежелательно, чтобы кроны деревьев выступали за границы участка, то ближе к границе размещают кустарники, а затем деревья).

Информация о работе Основные правила проектирования городских насаждений