Основные правила проектирования городских насаждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:11, доклад

Описание работы

При проектировании всех категорий городских насаждений необходимо стремиться к тому, чтобы размещение зданий, площадок и прочих сооружений на территории данного объекта, направление и ширина дорог, характер и сочетание различных типов посадок, расположение фонтанов, скульптур и других элементов декоративного оформления, а также уровень инженерного благоустройства территории обеспечивали бы наиболее полное использование данного объекта по его целевому назначению и давали полноценное решение в архитектурно-художествен-ном отношении.

Работа содержит 1 файл

Основные правила проектирования городских насаждений.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

При выборе растений должны быть учтены их декоративные признаки: форма кроны, структура листвы, ее цвет в различные  времена года, характер и период цветения.

Многогранны задачи, которые приходится решать проектировщику на основе всестороннего и углубленного анализа всего комплекса требований и условий по каждому отдельному элементу озеленения, благоустройства оборудования, а также по взаимосвязи этих элементов друг с другом.

После того как определена основная идея решения, выясняется технико-экономическая сторона проекта: устанавливается необходимое количество материалов, рабочей силы и транспорта, выясняется общая стоимость работ. Все это должно быть согласовано с соответствующими организациями.

При решении плана любого участка, т. е. размещения на нем дорог, площадок, зданий, растительности и других элементов, возникает множество разнообразных  вопросов, в том числе архитектурно-художественных, именуемых композиционными. Например, открытый — «зеленый» — театр нельзя размещать далеко от входа в парк, так как вечерние спектакли кончаются поздно и зрители не должны тратить много времени на передвижение. Театр посещают тысячи людей, они приходят и уходят примерно в одно время, поэтому к театру должны вести широкие аллеи. В антрактах зрители выходят из зала в парк, следовательно, вокруг театра надо расположить площадки со скамьями, цветами, фонтанами. Чтобы во время спектакля в помещение театра не проникали посторонние звуки, театр должен быть достаточно удален от центральных и шумных аллей, от музыкальных эстрад и других объектов массового посещения. Так как открытые театры функционируют не только при искусственном освещении, но и днем, необходимо так разместить сцену и места для зрителей, чтобы лучи солнца не мешали ни актерам, ни зрителям. К театру приходится подвозить декорации, значит надо предусмотреть удобные подъезды к нему. Объемное и цветовое решение театра в парке должно быть таким, которое позволит выделить его среди окружающего ландшафта, а растительность вокруг него надо скомпоновать не только эффектно, но и с пользой — из насаждений можно создать своеобразные кулисы, ограждение зрительного зала и т. д.

Композиционное  построение любого садо-во-паркового  ансамбля определяется комплексным  решением следующих основных вопросов:

а) четким выявлением в композиции главного и подчиненного, с установлением  правильных по масштабу и гармоничных  по пропорциям соотношений отдельных  элементов и частей ансамбля между  собой и к целому;

б) увязкой композиции с рельефом местности и прочими природными особенностями, а также с окружением и архитектурно-планиро-вочной ситуацией (т. е. комплексом сложив-, шейся планировки, застройки и существующей растительности на озеленяемой территории и вокруг нее);

в) созданием гармоничных по цвету сочетаний всех элементов ансамбля.

Требование  масштабности относится как к  мелким деталям, так и к крупнейшим компонентам объекта в любых  соотношениях — горизонтальных, вертикальных, объемных. Правильно выбранные пропорциональные соотношения всех частей между собой и отдельных частей к целому создают впечатление гармонии и красоты, выявляют структуру всего сооружения, помогают найти его масштабность.

Увязывая  композицию с природными условиями  и планировочной ситуацией, проектировщик  должен максимально использовать все естественные и планировочные особенности территории, а также по возможности ликвидировать ее недостатки. Необходимо правильно использовать рельеф: колебания рельефа позволяют создать разнообразные, неожиданно сменяющие друг друга виды; эффектно выглядят расположенные на высших отметках павильоны, беседки и другие сооружения; склоны холмов можно использовать для устройства амфитеатров. Особенности рельефа могут оказать решающее влияние на определение направления главных дорог, размещение основных объектов на территории и, следовательно, повлиять на композицию ансамбля.

Композиционное  решение должно предусматривать  органическое включение в создаваемый  ансамбль всех существующих насаждений с максимальным использованием их декоративных качеств. (Например, композиция дорожной сети парка может быть построена так, что она подводит посетителя к наиболее живописным местам среди существующих насаждений. Создание взрослых, полноценных во всех отношениях растений требует многих лет, поэтому важно сохранять существующую растительность) .

Существующие  водоемы — река, пруд, озеро —  обогащают и разнообразят пейзаж и особенно ценны в сочетании  с растительностью. Задача их композиционного  использования заключается в  создании перспектив на водоем и его берега, а также включении водного зеркала в общий фон парковой композиции.

На  композиционное решение влияет существующая архитектурно-планировочная ситуация, поэтому, принимая его, необходимо учесть все особенности этой ситуации; по возможности использовать, иногда по совершенно иному назначению, существующие на озеленяемой территории здания; увязать композицию дорожной сети проектируемого объектг с подводящими к нему улицами; открыть вид на прилегающие территории, отдельные сооружения или, наоборот, изолировать данный ансамбль от окружающего. Таким образом композиция будет согласована с существующей архитектурно-планировочной ситуацией.

Огромное  значение в композиции озелененных  территорий имеет правильно выбранное  цветовое решение всей композиции в  целом и каждого конкретного объекта. Окраска листвы, цветов, стволов и побегов растений имеет бесчисленное множество расцветок, тонов и оттенков. Богатейшая, непрерывно меняющаяся палитра красок растений дополняется цветом других элементов садово-паркового ансамбля: зданий, предметов оборудования и декоративного оформления, дорог.

Все перечисленные выше принципы и требования ландшафтной архитектуры непременно должны быть учтены и согласованы  с композиционным решением при формировании архитектурно-художественного облика каждой озелененной территории.

Практическое  решение всего комплекса вопросов композиции определяется организацией плана всего ансамбля, объемными  признаками составляющих его элементов  и их цветовой характеристикой.

Архитектурная композиция плана парка, сада, сквера и любого другого озелененного участка выражается в членении территории на части и в пропорциях отдельных частей, в размещении сооружений, площадок, насаждений, в направлении дорог, в размерах всех элементов, входящих в состав данной территории. Весьма существенной стороной композиции плана является организация пространства и перспективы, т. е. вида с различных точек. В одних случаях то или иное пространство на озелененной территории может быть ограничено растительностью или зданиями, и тогда образуются замкнутые перспективы. В других случаях пространство организуется так, что перед взором открываются глубокие, открытые перспективы. Композиция плана в садово-парковом искусстве решается различными приемами.

Первый  планировочный прием называется регулярным, геометрическим (а иногда — классическим) и характеризуется следующими основными признаками: 1) четким разграничением территории на части правильного геометрического очертания, обычно симметрично расположенные; 2) преобладанием прямых и широких дорог; 3) правильной геометрической формой площадок, водоемов, цветников; 4) симметричными посадками в аллеях, на площадях и в цветниках; 5) применением формованных (стриженных) деревьев и кустарников.

Регулярная  планировка широко применяется в  практике зеленого строительства: в большинстве случаев при устройстве скверов и бульваров, в планировке озелененных участков при различного рода учреждениях, в композиционном решении многих парков. Типичный пример регулярной планировки городского сквера — планировка сквера на площади Свердлова в Москве (см. рис. 79), территория которого разделена на почти равные части одинакового планировочного рисунка, симметрично расположенные. Четкая геометрическая форма площадки с фонтаном и обсадка скверов по периметру стриженым кустарником и рядами деревьев подчеркивают общую регулярность плана.

Второй  планировочный прием называется пейзажным (иногда его именуют ландшафтным  или живописным) и характеризуется  следующими основными признаками: 1) преобладанием извилистых дорог; 2) неправильной формой водоемов и площадок; 3) свободной группировкой деревьев, кустарников, цветов.

Пейзажная планировка находит наиболее широкое  применение в композиции больших  зеленых массивов.

Третий  планировочный прием заключается  в сочетании регулярного и пейзажного приемов.

Выбор планировочного приема определяется основными  условиями, влияющими на характер планировки территории: ее природными особенностями  и назначением как всей территории, так и отдельных ее частей.

Для регулярной планировки наиболее подходит по природным условиям территория с ровным рельефом, так как на ней легко проложить прямые и широкие аллеи, создать симметричное членение частей. Значительно сложнее осуществить регулярную планировку на пересеченной местности, где требуется выровнять поверхность, создать террасы, построить лестницы, подпорные стены, т. е. провести работы значительного объема.

Территория  с неровным рельефом с наименьшими  затратами может быть освоена  приемами пейзажной планировки. Прокладывая  на такой территории дороги и размещая сооружения в соответствии с понижениями и повышениями рельефа, можно создать не менее, а иногда и более выразительную архитектурно-планировочную композицию.

При планировке территории густого зеленого массива регулярный прием может  потребовать значительных вырубок существующих насаждений, в то время как пейзажную планировку легко осуществить с минимальными порубками.

Прокладка прямых аллей вполне возможна по ровным берегам существующих водоемов и  не обоснована, если река, озеро или  пруд имеют извилистые, неровные берега.

Серьезный фактор, определяющий выбор планировочного приема, — общее целевое назначение территории, а также назначение различных  ее частей. В одних частях размещают  сооружения, рассчитанные на значительное число посетителей, а другие части предназначены для прогулок и прочих видов отдыха. Естественно, что к объектам массового посещения должны вести широкие и прямые дороги, обеспечивающие быструю и удобную связь этих объектов с входами. В местах же отдыха дороги могут быть более узкими и извилистыми.

Для многочисленных сооружений и площадок, размещаемых на озелененных территориях, пригодны различные по природным  условиям участки. Например, площадки для спортивных и массовых игр  необходимо размещать на ровных местах, а беседки для отдыха и читальни могут быть расположены на участках с пересеченным рельефом. На склоне холма нельзя строить большой павильон для выставок, но этот склон может быть использован под места для зрителей открытого театра или под трибуны стадиона.

Из  всего этого ясно, что выбор планировочного приема представляет собой комплексную творческую задачу, при решении которой должна быть учтена вся сумма местных природных и функциональных условий. Никаких норм и правил для этого нет и быть не может.

В художественном решении любой озелененной территории, как и каждого архитектурного произведения, есть главное и второстепенное. Главное — центр композиции — может иметь различное конкретное выражение: в одних случаях это площадь с фонтаном или цветник, в других — пруд и т.п. Все прочие элементы композиции как бы подчиняются композиционному центру: они выполняются более скромными приемами декоративного оформления, меньше по размерам. Главная аллея, например, может отличаться от прочих аллей и большей шириной и более богатым цветочным оформлением. Композиционный центр, в зависимости от местных условий и архитектурного замысла, с одинаковым успехом может быть размещен в геометрическом центре территории или у входа, или в глубине участка. На больших территориях сложной конфигурации может быть несколько композиционных цен* тров.

В архитектурном решении каждой озеле-няемой территории кроме центра композиции существуют композиционные оси —  направлен ния развития архитектурного построения. Су* ществуют главные и  второстепенные оси ком* позиции. Главная ось обычно совпадает с ос* новным потоком движения по территории и приводит к композиционному центру. Второстепенные оси либо пересекают главную ось под различными углами или проходят параллельно ей.

Информация о работе Основные правила проектирования городских насаждений