Протестантская архитектура, как отрицание формальной пышности католицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:19, реферат

Описание работы

Суть протестантизма о спасении души человека только его верой, которая даруется БРогом без посредничества церкви была воспринята обществом чрезвычайно остро. Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем равенстве всех верующих перед Богом. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие, отвергают авторитет папских декретов и посланий, не подчиняются Папе. Протестанты отвергают монахов, прелатов, крестное знамение, священные облачения, иконы, требуют упразднения обособленного сословия священников, не признают культ Богородицы, чистилище. В отличие от догматики католицизма богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Единственным авторитетом в вопросах веры признано Священное писание.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………...................3
II. История возникновения протестантизма……………………………………5
-Антагонизм идей
католической и протестантской церквей..............................................................7
III. Протестантское зодчество…………………………………………………..9
- Немецкая кирха
- Символизм архитектурных приёмов и элементов
- Протестантская архитектура в наши дни
IV. Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Протестантская архитектура,.docx

— 288.32 Кб (Скачать)

В Писании сказано: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим., 2:5).


 

 

 


 

Этой же доктриной объясняется  и то, что объем кирхи не производит разделения верующих – протестанты традиционно отрицают посредничество Девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой "всеобщее священство" и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом. Поэтому большинство лютеранских церквей, например в Скандинавии, являют собой простой объем-"дом" с одной башней.

  С XVII в. в русле развития рационализма и желания научно обосновать, объяснить божественную природу и в связи с популяризацией просвещения и натурфилософии образ храма также обращается к неким естественным мотивам. Одним из них является спираль как математический элемент и природно-космогоническая конструкция. И если крест – символ распятия, то символ воскрешения – это проросший крест либо крест и роза (в эмблеме розенкрейцеров, в окнах готических храмов). Роза, растущая на кресте Древа Жизни, есть символ возрождения и воскрешения – символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преобразующую материю. Неразрывно связанная с крестом, она имеет иное значение. Крест образован прямыми линиями, роза – спиралью или кругом (гармония). Крест – ощущение времени, спираль – ощущение вечности. Так на стыке культур один символ превращается в другой, крест – в розу.(рис.1).

Появляется новая графема –  спираль как символ бесконечного развития. Она образована кругами, символизирующими цикличность, но каждый жизненный цикл неповторим, каждый виток спирали  – это круг на новом уровне. Спираль  – это форма круга (гармония) и импульс движения.  Спираль – Семаргл – змей, обвивший Мировое Древо. Спираль – символ бесконечности в математике. Спиральный завиток в окладах икон – символ вечности. В орнаментах различных народов можно проследить, как крест превращается в спираль, т.е. конечное восприятие мира заменяется бесконечным. Можно проследить и обратное движение. Потенциально Вселенная содержится в точке. В результате взрыва точка превращается в пространство, обозначаемое кругом. Точка в круге – потенциальное пространство внутри отвлеченного пространства. Некая протяженность внутри пространства – девственная Матерь-Природа. Крест в круге – символ чистого пантеизма, зарождение человека.

 

Рис. 2                                                                                        Рис.3

 

В "спиральном" образе храма напрямую видна эволюция "космического" образа – человек уже представляет Вселенную не просто как средоточие четырех стихий, но как сложную структуру, которая развивается по определенной закономерности. Развитие образа храма-"спирали" можно видеть в часовне в Биллингсе (Англия) (рис.2) и церкви Санкт-Людвиг в Людвигсвинкель-Фишбахе (Германия)( рис.1,б), где спираль являет собой направляющую от входа к проповеднику – символизирует вечный путь верующего к Богу.

В Бонхёффенкирхе в Дюссельдорфе и  в церкви Даль-Фридрихшталь (Германия) (рис.1,г) спиральный мотив имеет уже основной объем молельного зала. А в Ливерпульском кафедральном соборе Господа Иисуса Христа (Рис.3) план молельного зала решен в образе круга с точкой-центром, что дает понимание о равенстве всех постоянно существующих в безграничной Вселенной.

Также для протестантского храма всегда был актуален вышеупомянутый образ "дома" – места, где собираются молящиеся, где нет дифференциации людей согласно их статусу, где ничего не скрывается от взора верующего. Этот тип храма появился еще во времена первых протестантских храмов в Скандинавии и Англии. И поныне молельный дом остается типичным для данной ветви христианства – достаточно вспомнить куб мюнхенской церкви Сердца Христова швейцарского архитектора Петера Цумтора (Рис.4) или шатрообразную конструкцию Арктического собора в норвежском Тромсё (Рис.5).

                                        Рис.4                                                                     Рис.5

Сегодня протестантские храмы являются результатом поиска новых форм, новой  образной сущности, возрождая хорошо забытую особенность сакральной строительной культуры – определять архитектурный стиль эпохи, а  не быть разделом его "типологического  многообразия". По крайней мере так  было до формирования и развития архитектурных  теорий после эпохи барокко, продолжается это и сейчас. Встречаются храмы и в стиле постмодерна – Юбилейная церковь (Италия, архит. Ричард Мейер)(Рис.6), и минимализма – часовня Брата Клауса (Германия, архит. Петер Цумтор)(Рис.7), и брутализма – капелла Нотр-Дам-дю-О (Франция, архит. Ле Корбюзье)(Рис.8) и т.д.

Стоит только посмотреть на откровение Антонио Гауди, на опыт Франка Ллойда Райта, сопоставить их сооружения с «мейнстримом», и можно увидеть их попытку вернуть сакральной архитектуре её первоначальное стилеобразующее свойство. Еще Оскар Нимейер утверждал: "Проектирование собора, вне всякого сомнения, – одна из самых привлекательных тем, которые только можно предложить архитектору".

                                   Рис.6                     Рис.7

Рис.8

IV.Заключение

      Не смотря на общие истоки протестантизма и католицизма, они имеют очень весомые расхождения в познании мира и пребывания в нём. Протестантская архитектура ,в отличие от консервативной позиции Католической Церкви ,и по сей день находится в поисках всё более доступных и понятных форм, отказывается от пышных интерьеров и экстерьеров в сторону в сторону образности и смысловой нагрузки молитвенного дома, в сторону общедоступности и общепонятности Бога для своих последователей.

Католические храмы остаются местом где обитает Бог, куда люди приходят  вкусить частичку святости .Протестантская же архитектура стирает границу между Богом  и людьми, именуемую храмом. Таким образом Бог пребывает с человеком каждую минута, а молитвенный дом является местом сбора верующих для совместного проведения службы.

Архитектура, как неотъемлемая часть каждой конфессии ярко выражает основные доктрины и положения каждой из них. Протестанты в своих поисках пошли по пути аскетичности и общедоступности церкви для большего сближения дома и церкви, Бога и человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Гараджа  В.И. Религиоведение. - М.: Центр, 1995.

2. Кислюк  К.В., Кучер О.Н. Религиоведение - Ростов-на-Дону, 2003.

3. Радугин  А.А. Введение в религиоведение: теория, история и совре-   менность. - М., 1997.

4. Яблокова И.Н. Основы религиоведения - М., 2004.

5. Порозовская Б. Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. — СПб, 1997.

6. Гобри И. Лютер / Предисл. А. П. Левандовского. (ЖЗЛ, вып. 786) — М.: Молодая гвардия, 2000.

7.Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М.: РГГУ, 1997—1999.

8. Книга согласия. Вероисповедание и учение лютеранской церкви. Duncanville: World Wide Printing, Минск: Фонд «Лютеранское наследие», 1998.

9. Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971.

10.Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.

11. Никонов К. И., Тажуризина З. А. Протестантизм // История религии. В 2 томах, том 2. М.: Высшая школа, 2004.

12. Очерки истории западного протестантизма. М.: Институт всеобщей истории РАН, 1995.

13. Ревуненкова Н. Протестантизм. СПб.: Питер, 2007, ISBN 978-5-469-0165. 224 с.

14 Чанышев А. Н. Протестантизм. М.: Наука, 1969.


Информация о работе Протестантская архитектура, как отрицание формальной пышности католицизма